Гипотеза диспозиция санкция примеры в конституции

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Правовая наука содержит много терминов, смысл которых трудно понять человеку без юридического образования. И одно из таких слов – диспозиция.

Она присутствует во всех статьях законодательства и выполняет регулятивную функцию. Без диспозиций правовые нормы потеряли бы свой смысл, превратившись из общеобязательных правил в рекомендации.

В этой статье вы подробно познакомитесь с новым понятием, узнаете о его видах и значении.

Что такое диспозиция

В идеале норма права включает три взаимосвязанных части: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Анализ их содержания позволяет человеку понять логику законодателя и ничего не нарушить.

Гипотеза

Гипотеза – это условие применения нормативного предписания. Она отвечает на вопросы «если», «когда», «в случае чего».

Например, исходя из части 5 статьи 28 ГК РФ главой крестьянского фермерского хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Гипотеза приведённой нормы – это наличие российского гражданства и свидетельства о регистрации ИП.

Санкция

Санкция – это последствия, наступающие в результате реализации диспозиции. Они могут быть негативными или позитивными.

Например, согласно ст.6.1.1. КоАП РФ за нанесение побоев предусмотрено наказание в виде наложения штрафа в сумме 5000-30000 рублей, административный арест на 10-15 суток или обязательные работы на срок 60-120 часов. Это пример негативной санкции. Диспозицией здесь выступает нанесение побоев.

Согласно п.18 Дисциплинарного устава Вооружённых Сил РФ за мужество и отвагу во время выполнения воинского долга военнослужащие могут получить государственные награды, Почетную грамоту Президента, ведомственные знаки отличия, благодарность. Это пример позитивной санкции. А вот проявление мужества и отваги – диспозиция (модель правового поведения).

Примеры сочетания гипотезы, диспозиции и санкции в разных нормах

По типу строения нормы права бывают идеальными и реальными.

Первые состоят из всех трёх частей. При этом элементы могут присутствовать в разных статьях или даже отдельных нормативных документах.

Например, в соответствии с частью 1 ст.161 ГК РФ договоры на сумму свыше 10 тысяч рублей, должны заключаться в простой письменной форме (отдельные виды требуют удостоверения у нотариуса). А из части 1 ст.162 ГК РФ следует, что игнорирование такого предписания лишает сторон возможности приводить в будущем доводы свидетелей.

Разберём приведённую норму на элементы:

  1. Гипотеза. Одна из сторон отношений – юрлицо, а удостоверение сделки у нотариуса необязательно.
  2. Диспозиция. Нужно соблюдать простую письменную форму.
  3. Санкция. Стороны не могут ссылаться на свидетелей в подтверждение факта заключения и условий сделки.

Однако в законодательстве редко встречается идеальная структура. Большинство положений содержат только «гипотезу + диспозицию» или «диспозицию + санкцию». А нормы-цели, принципы и дефиниции состоят только из одного элемента.

Сочетание элементов Пример
Только диспозиция Ст.2 Конституции: Права и свободы человека признаются высшей ценностью (Д)
Гипотеза + диспозиция Ч.4, ст.3 ТК РФ: «Люди, считающие, что столкнулись с дискриминацией в сфере труда (Г), могут подать иск в суд (Д)»
Диспозиция + санкция Ч.1 ст.105 УК РФ: «Убийство (Д) влечёт тюремное заключение на срок 6-15 лет с возможным ограничением свободы ещё на 2 года©»

По характеру регулятивного воздействия

Диспозиции бывают трёх видов: разрешающие, предписывающие, запрещающие.

Первые наделяют членов общества правами, которые можно реализовать по своему усмотрению. Например, из Конституции следует, что каждый человек вправе выбрать место проживания.

Предписывающие диспозиции указывают на обязанности лица. Например, в Конституции РФ написано, что все лица должны проявлять заботу о сохранении историко-культурного наследия страны.

Запрещающие диспозиции указывают на недопустимость совершения определённых деяний. Большинство из них содержатся в административном деликтном и уголовном праве.

По способу описания

Здесь правоведы имеют в виду способ описания признаков деяния. По этому критерию диспозиции бывают 4 видов:

  1. Простые.
    Признаки деяния очевидны из текста самой нормы и не требуют дополнительных разъяснений. Например, в КоАП РФ установлено наказание на предоставление услуг народного целительства.
  2. Описательные.
    Содержание деяния раскрывается в той же норме, где есть предписание. Так, в ч.1 ст.159 УК РФ перечислены признаки мошенничества: 1) хищение или приобретение права на чужую собственность, 2) с помощью обмана или злоупотребления доверием.
  3. Отсылочные.
    Признаки деяния описываются в том же нормативном документе, но других нормах права. Например, в части 3 ст.131 УК РФ идёт речь об изнасиловании несовершеннолетней. А суть самого преступления раскрыта в части 1 той же статьи.
  4. Бланкетные.
    Отсылают субъекта к нормам других актов законодательства. Например, в ст.15.3 КоАП РФ идёт речь о несоблюдении срока обращения в налоговый орган для постановки на учёт. Но сам период указан в другом документе – НК РФ (Общей части).

По составу

Состав – это количество доступных для субъекта моделей поведения. По этому критерию диспозиции делятся на три вида: простые, сложные и альтернативные.

В первом случае лицо может выбрать один вариант. Например, согласно ст.10 СК РФ брачные отношения оформляются только в органах ЗАГС.

Сложные диспозиции содержат 2 и более моделей поведения. Как правило, они ещё и обязывающие.

Например, согласно части 4 ст.111 Конституции РФ после 3-кратного отклонения претендентов на пост Председателя Правительства Госдумой Президент выполняет три действия:

  1. сам назначает Председателя;
  2. распускает нижнюю палату Парламента;
  3. назначает новые выборы.

Альтернативная диспозиция предоставляет субъекту выбор. Простой пример – сохранение добрачной фамилии или переход на фамилию супруга.

Комментарии и отзывы (1)

С одной стороны, можно часто услышать от спортивных комментаторов, что тот или иной игрок на поле имеет хорошую диспозицию. Но, термин этот действительно не спортивный. Простительно спортсменам, не имеющим юридического образования, допускать подобные ошибки.

Однако, когда порой слышишь от дипломированных юристов, что диспозиция и санкции присутствуют рядом друг с другом, становится смешно. Потому что это взаимоисключающие понятия и могут существовать отдельно друг от друга. То есть, санкции могут наступить и без диспозиции.

Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды

Конституционное право России состоит из норм. Конституционно-правовая норма-это правило пове­дения субъектов конституционно-правового отношения. Конституционно-правовая норма, будучи разновидностью правовой нормы, характеризуется признаками, присущими всем правовым нормам.

Во-первых, она представляет собой правило поведения участников конституционно-правового отношения. Во-вторых, конституционно-правовая норма устанавливается уполномоченным на то органом государ­ственной власти или органом местного самоуправления. В-третьих, исполнение конституционно-правовой нормы обеспечивается при необходимости принудительной силой государства.

Вместе с тем конституционно-правовая норма обладает определенной спецификой. Прежде всего специфика конституционно-правовых нормвытекает из основно­го источника конституционного права, которым является Конституция РФ. Все нормы Конституции являются конституционно-правовыми нормами, которые одновре­менно выступают д качестве принципов для других отрас­лей российского права. Следовательно, конституционно-правовые нормы занимают ведущее место в системе норм российского права.

Специфика конституционно-правовой нормы проявля­ется в своеобразии ее структуры. Образцом структуры правовой нормы является наличие в ней трех элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Этому образцу, напри­мер, соответствуют нормы уголовного права. Что касает­ся конституционно-правовых норм, то они, как правило, не имеют всех трех перечисленных элеменгов.

Большинство конституционно-правовых норм состоят только из диспо­зиции. Например, ч. 1 ст.

5 Конституции РФ гласит: «Рос­сийская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, ав­тономных округов -равноправных субъектов Российской Федерации «.

Конституционно-правовые нормы могут состоять из ги­потезы и диспозиции. Так, ч. 4 ст.

105 Конституции РФ уста­навливает, что федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более по­ловины от общего числа членов этой палаты. Гипотеза этой нормы -«если за него проголосовало более половины от об­щего числа членов этой палаты». Диспозиция -«федераль­ный закон считается одобренным Советом Федерации».

Незначительную часть конституционно-правовых норм составляют нормы, в которых имеется санкция. Примером может служить норма ч. 1 ст.

93 Конституции РФ, соглас­но которой «Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на осно­вании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Пре­зидента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Феде­рации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения».

Е. И. Козлова выделяет еще две особенности конститу­ционно-правовых норм.

Специфика конституционно-пра­вовых норм состоит и в своеобразии субъектов, на регу­лирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, законодательные (представительные) органы государственной власти, поли­тические партии, сходы и собрания граждан, избиратель­ные комиссии. Кроме того, специфической особенностью конституционно-правовых норм является особый механизм реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотноше­ний, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации)/.

Многочисленные конституционно-правовые нормы, со­ставляющие конституционное право России как отрасль, в целях удобства изучения и рассмотрения принято клас­сифицировать.

По содержанию конституционно-правовые нормы де­лятся на нормы, закрепляющие: основы конституционного строя; основы конституционно-правового положения граж­дан Российской Федерации; федеративное устройство; из­бирательное право; систему, принципы организации и дея­тельности высших органов государственной власти России; систему, принципы организации и деятельности законода­тельных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ; судебную власть; местное самоуправление.

По характеру имеющихся в них предписаний конституци­онно-правовые нормы можно подразделить на управомочи-вающие, обязывающие, запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают полномочия индивидов, государ­ственных органов, их должностных лиц, общественных объединений. Обязывающие —закрепляют обязанности субъектов конституционно-правовых отношений.

Запре­щающие нормы устанавливают правила запретительного характера.

По степени определенности содержащихся предписа­ний конституционно-правовые нормы делятся на импера­тивные и диспозитивные. Императивные нормы требуют точного соблюдения установленных ими правил. Диспо­зитивные —допускают возможность альтернативы, выбор различных вариантов поведения в зависимости от конкрет­ных условий.

По территории действия конституционно-правовые нормы могут быть: федеративными, действующими на территории всей Российской Федерации; регионально-республиканскими, действующими на территории субъектов РФ; местными, действующими на территории муниципальных образований.

По источникам, т.е. характеру актов, в которых они за­креплены, конституционно-правовые нормы можно класси­фицировать на конституционные, содержащиеся в Консти­туции РФ, конституциях (уставах) субъектов РФ, и иные, содержащиеся в иных нормативных правовых актах.

Структура конституционно-правовых норм

Общепризнано деление норм права на гипотезу, диспозицию и санкцию. М.И. Байтин дает этим частям нормы права следующие дефиниции: «Гипотеза — это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы права в действие, реализации ее диспозиции.

Диспозиция — структурный элемент юридической нормы, в котором определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения.

Санкция — структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения правовой нормы, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителя ее предписаний».

При этом О.Э. Лейст считал, что «санкция является атрибутом не всякой, а только той юридической обязанности, которая имеет категоричный характер, соблюдение которой властно предписано государством, запрещающим уклонение от определенного правила поведения». Следовательно, санкция является элементом только обязывающей и запрещающей, но не управомочивающей нормы права.

С.С. Алексеев указывает при этом на логическую связь между элементами нормы, т.е. структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции может быть выражена формулой: «если…, то…, иначе (в противном случае) …».

Выше уже указывалось, что для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, — гипотеза, диспозиция и санкция. Рассмотрим эту особенность более подробно.

Осуществляя государственное регулирование общественных отношений, нормы конституционного права имеют разную форму изложения своих требований, разную степень обобщенности этих требований, что непосредственным образом сказывается на структуре конституционно-правовых норм. В них не всегда четко и ясно проявляется классическая триада структуры правовой нормы — гипотеза, диспозиция и санкция.

В любой конституционно-правовой норме можно выделить диспозицию, т.е. содержание самого правила или принципа. Остальные структурные части не всегда на виду, хотя при глубоком анализе этих норм можно прийти к выводу, что и они присущи нормам этой отрасли права.

Так, главным условием — гипотезой — действия всех конституционно-правовых норм (поскольку в основе их регулятивного назначения лежат отношения, связанные с государственной властью) является принадлежность власти народу. Однако вряд ли необходимо это условие повторять в каждой конституционно-правовой норме, оно просто предполагается. В некоторых же нормах наряду с этой общей гипотезой предусматриваются более конкретные условия, которые в виде гипотезы и включаются в соответствующую норму.

Так, например, норма, содержащаяся в п. 2 ст. 6 Конституции добавляет к диспозиции такую гипотезу, как «предусмотренные Конституцией Российской Федерации».

Однако в конституционно-правовых нормах очень редко встречается классическое изложение гипотезы, как, например, во второй норме п.2 ст. 54 Конституции: «Если после совершения правонарушений ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».

Что касается такой структурной части правовой нормы как санкция, т.е. фиксированные последствия невыполнения предписаний нормы, то она крайне редко содержится непосредственно в конституционно-правовой норме, хотя это не означает безнаказанность невыполнения. Закрепляя обязательность выполнения конституционно-правовых норм для всех физических и юридических лиц, государство оставляет за собой право взыскивать в различных формах с нарушителей правил конституционного права, иногда четко обозначая эти последствия в нормах других отраслей права.

Например, ч. 3 ст. 41 Конституции РФ гласит: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».

К сожалению, следует отметить, что система негативных последствий невыполнения конституционно-правовых норм, т.е. система мер защиты этих норм разработана очень слабо. В таких источниках конституционного права, как законы, можно чаще найти примеры норм, включающих в себя все три структурные части.

Следует также отметить, что конкретная структура любой правовой нормы определяется теми специфическими функциями, которые выполняют юридические нормы — обеспечением конкретизированного, детального, точного и определенного нормативного регулирования общественных отношений.

Это в полной мере относится к структуре конституционных норм, закрепляющих основные права и свободы человека и гражданина. Специфика социальных функций рассматриваемых норм обусловливает особенности их структуры.

С помощью этих норм государство не запрещает, не регламентирует поведение субъекта, а, наоборот, гарантирует осуществимость этого поведения, или, говоря точнее, гарантирует определенное состояние общественной жизни, обеспечивающее их реальность, социальную исполнимость. Именно такое социальное назначение конституционных норм, закрепляющих основные права и свободы граждан, предопределяет особенности их структуры.

Первая особенность структуры рассматриваемых норм заключается в том, что она не содержит в себе санкцию. Отсутствие санкции у конституционных норм, закрепляющих основные права и свободы граждан, объясняется двумя причинами:

  • — интересы государства, проявляющиеся в этих нормах, и интересы гражданина, реализующего содержащиеся в них основные права и свободы, имеют одинаковую направленность на осуществление конституционного правомочия, между ними нет никаких противоречий, а следовательно, и нет определяемого государством противоправного поведения, устранению которого служит санкция;
  • — неблагоприятные правовые последствия устанавливаются в отношении обязанной стороны, нарушающей правовые предписания. А в соответствии с конституционными нормами, содержащими основные права и свободы человека и гражданина, ведущим гарантом, обеспечивающим их реальность, социальную исполнимость в общественной жизни, является государство (обязанная сторона), к которому принципиально неприменимы санкции внутригосударственного права.

Специфическое социальное назначение рассматриваемых норм проявляется и во второй особенности их структуры. Наряду с гипотезой, в которой указывается на условия ее применения, и диспозицией, содержащей конкретное основное право или свободу, рассматриваемая норма закрепляет гарантии, направленные на обеспечение ее реализации в общественной жизни. Следует отметить, что впервые появление гарантий основных прав и свобод в составе конституционных норм связано с деятельностью В.И.

Ленина, под руководством которого разрабатывалась и принималась Конституция РСФСР 1918 года. В ее статьях содержались не только основные права и свободы, но и формулировались определенные социальные явления, существование которых в общественной жизни было призвано обеспечить реальность, социальную исполнимость конституционных правомочий.

Существование гарантий в структуре конституционной нормы глубоко закономерно, ибо это отвечает социальному назначению рассматриваемых норм — не только провозглашать основные права и свободы человека и гражданина, но и обеспечивать их фактическую осуществимость в социальной действительности.

Между гипотезой, диспозицией и совокупностью гарантий конституционной нормы, закрепляющей основные права и свободы человека и гражданина, существуют связи, отличающиеся инвариантностью, жесткостью, «неразрушимостью». Они объединены не на началах иерархической зависимости, а на началах синтетической зависимости, при которой отсутствие гипотезы, диспозиции или совокупности гарантий приводит к разрушению данной целостности — конституционной нормы. Именно органическая неразрывность связи между совокупностью гарантий, содержащихся в конституционной норме, и ее гипотезой и диспозицией свидетельствует о том, что рассматриваемая совокупность гарантий является относительно самостоятельным, неотъемлемым составным элементом структуры конституционной нормы, закрепляющей основные права и свободы физических и юридических лиц.

Совокупности гарантий как отдельному элементу структуры конституционной нормы, закрепляющей основные права и свободы человека и гражданина, необходимо дать самостоятельное наименование, чтобы отличать их от других юридических гарантий, обеспечивающих реализацию конституционных правомочий, но не находящихся с ними в синтетической зависимости. Рассматриваемый структурный элемент конституционной нормы, содержащий основные права и свободы граждан, Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. и некоторые другие ученые предлагают именовать курацией (от латинского cura — забота).

Курация — та часть конституционной нормы, которая закрепляет совокупность социальных явлений, существование которых в общественной жизни обеспечивает и гарантирует реальность, объективную социальную исполнимость реализации основных прав и свобод.

Схематично структура конституционной нормы, закрепляющей основные права и свободы граждан, выглядит следующим образом: если (гипотеза) — то (диспозиция) — поэтому реально (курация).

Например, конституционная норма на основе статьи 43 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право на образование, имеет следующую структуру: гипотеза — «каждый», диспозиция — «имеет право на образование», курация — «гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».

В курациях некоторых конституционных норм, закрепляющих основные права и свободы человека и гражданина, наряду с позитивными социальными явлениями, обеспечивающими реальность конституционных правомочий, в виде запрета формулируются определенные негативные явления общественной жизни, нарушающие основные права и свободы. Например, в конституционной норме на основе статьи 29 Конституции РФ сказано: «Цензура запрещается».

Однако запрещение негативных социальных явлений и указания о существовании ответственности за их совершение не следует рассматривать в качестве санкции конституционной нормы. Эти явления и указания о существующей ответственности за их совершение прямо не относятся к лицам, отношения между которыми регулирует данная конституционная норма (гражданину, обладающему основным правом или свободой, и к государству, обеспечивающему реальность конституционных правомочий). Они формулируются в качестве юридической гарантии того, что «третьи» лица не будут совершать действия, нарушающие конституционные права и свободы граждан.

Adblock
detector