Можно ли работать врачом без ординатуры

Однако же медицинские знания и опыт нужны ещё много где. И сейчас мы расскажем, кем можно работать с высшим медицинским образованием, кроме врача.

Почему врачи уходят из медицины

Причины, по которым люди бросают любимое дело, можно объяснять по-разному: у кого-то семейные обстоятельства, кого-то подводит здоровье. Кто-то и вовсе понимает, «не моё» и решает кардинально изменить жизнь. Но медицина — особая отрасль, случайных людей там практически нет.

Поэтому чаще всего врачи покидают профессию из-за эмоционального выгорания — синдрома, возникающего на фоне постоянного стресса. Причины тут, как водится, и чисто субъективные, и объективные:

Ненормированный рабочий день и постоянные переработки;

Низкая зарплата, необходимость работать на две или даже три ставки;

Частые конфликты как с начальством, так и с пациентами, вплоть до судебных разбирательств;

Дискредитация и обесценивание профессии в обществе, падение престижа профессии;

Бумажная волокита, проверки;

«Конвейер», когда нет возможности уделить внимание каждому пациенту.

Как итог, «выгоревший» врач становится полностью равнодушен и к своей работе, и к людям, а обязанности начинает выполнять формально. Как отмечают психологи, выгоревший врач становится попросту опасен и для себя, и для пациентов: равнодушие значительно увеличивает процент врачебных ошибок.

И тут самое время решить, как действовать дальше: либо переквалифицироваться и найти более спокойное место, либо полностью оставить медицину. Мы рекомендуем всё-таки подыскать родственную профессию: так и переучиваться будет проще, и предыдущий опыт не пропадет даром.

Designed by freepik

Профессии, которые может освоить врач

Итак, самое время поговорить, кем можно работать с медицинским образованием, если у вас больше нет желания лечить людей.

Торговый медицинский представитель

Самое очевидное место для трудоустройства — это фармацевтические компании. Им требуются не просто менеджеры по продажам, а люди с профильным образованием. Кто как не бывший терапевт, или педиатр подойдет на эту должность?

Впрочем, продвигать можно не только новые препараты, врач с опытом может, например, заниматься продажей медицинского оборудования, инструментов, новых приборов, участвовать в тендерах на приобретение новой продукции государственными клиниками и т.д.

Тем не менее, будьте готовы — у фармкомпаний достаточно жесткие требования к квалификации сотрудников:

Желательно профильное образование фармацевта, либо курсы переподготовки;

Нужны знания в области маркетинга и соответствующего законодательства;

Обязательно владение компьютерными программами, такими как 1С: Бухгалтерия и другие;

Требуется умение продавать и готовность к частым командировкам;

Также часто нужен личный автомобиль и приличный стаж вождения.

Медицинский аналитик

Практическая медицина весьма далека от информационных технологий, но в последние годы ситуация меняется. И сейчас, особенно на фоне пандемии COVID-19, все чаще и обширнее применяются технологии Big Data («Большие данные»). Правда, есть существенная проблема: обычный аналитик с IT-образованием мало что смыслит в медицине.

И вот тут как раз очень сильно пригодится человек с врачебным опытом.

Чем, собственно, может заниматься медицинский аналитик? Примеров масса, приведем несколько:

Создавать новые системы анализа и диагностики на основании диагнозов в системе ЕМИАС;

Составлять прогностические модели по заболеваемости и эпидемиологической обстановке в стране или отдельных регионах;

Отслеживать стоимость затрат и формировать системы оптимизации расходов на лечение;

Создавать системы долгосрочного мониторинга здоровья пациентов;

Развивать телемедицину и дистанционную диагностику заболеваний.

Работать такие специалисты могут, например, в страховых фирмах, оказывающих услуги ОМС и ДМС, в дата-центрах крупных компаний, аналитических центрах Минздрава.

Правда, есть одна проблема: придется освоить Big Data «с нуля». Сейчас достаточно много онлайн-школ, которые предлагают такие курсы для людей без опыта, но в эту сферу придется погрузиться с головой и даже выпасть на время учебы из остальной жизни. Если у вас есть такая возможность и, самое главное, лишние деньги на переобучение, то обязательно ею воспользуйтесь.

Работа дата-аналитика, да ещё в медицине, весьма увлекательна и не требует постоянно контактировать с пациентами. Но, если вы напрочь лишены технической жилки, вряд ли она вам подойдет.

Спортивный инструктор, фитнес-тренер в тренажерном зале, йога-центре, бассейне

Designed by senivpetro/freepik

Тем, кто дружит с физкультурой и любит заниматься спортом, однозначно стоит рассмотреть позицию инструктора по фитнесу и спортивной подготовке.

На этой позиции ценятся не просто опытные тренеры, но и люди с медицинской подготовкой. Всё-таки клиенты приходят разные: в возрасте, с ограничениями по здоровью, да и просто новички, которые не умеют пока соизмерять свои силы.

Работа фитнес-инструктора отлично подойдет врачам-травматологам, бывшим хирургам, кардиологам, терапевтам и т.д.

Но есть несколько важных условий:

Тренер сам всегда выглядит спортивно и подтянуто, поскольку на него равняются подопечные. Если это инструктор по йоге — растяжка должна быть безупречной;

Желательно иметь разряд по какому-либо виду спорта (легкая атлетика, плавание, гиревой спорт, пауэрлифтинг, бодибилдинг и т.д.) или спортивные достижения;

Нужно окончить курсы профпереподготовки для тренеров-инструкторов или инструкторов по йоге. Обучение обычно краткосрочное и длится от полугода до 8 месяцев.

Наименее оторванный от медицины вариант трудоустройства — врач лечебной физкультуры. Тут необходимо пройти переподготовку по направлению «Лечебная физкультура и спортивная медицина», благо переучиться на врача ЛФК может практически любой врач-специалист (см. Приказ Минздрава РФ №707н).

Специалист по питанию

Ещё одно направление в фитнес-индустрии — это консультант по коррекции фигуры, или диетолог. В данном случае не придется полностью забрасывать медицину, а просто пройти переподготовку по диетологии. Согласно Приказу Минздрава РФ №707н , переучиться на диетолога могут врачи-специалисты, окончившие ординатуру по направлениям:

«Общая и врачебная практика (семейная медицина)»;

Ещё одно перспективное и прибыльное — нутрициология. Её отличие от диетологии в том, что специалист просто консультирует по здоровому питанию и не составляет диеты для людей с хроническими заболеваниями.

Плюс в том, что диетологу, да ещё и с дополнительным обучением по нутрициологии, не обязательно работать в больнице: он вполне может работать в фитнес-центре, косметологическом центре, или вовсе давать платные консультации в интернете.

Страховой эксперт

У компаний, занимающихся страхованием, в штате обязательно есть как минимум один эксперт с медицинским образованием. На эту позицию охотно берут врачей с опытом работы по системам ОМС и ДМС.

Задача страхового эксперта — участвовать в спорах между пациентами и лечебными учреждениями. Чем он преимущественно занимается:

Оценка лечебных услуг на предмет соблюдения стандартов оказания медицинской помощи;

Оценка правильности ведения документации со стороны лечащих врачей;

Соблюдение прав пациента на своевременность и полноту оказания медпомощи по страховке.

Как правило, страховой медицинский эксперт работает с письменными заявлениями граждан, либо личными обращениями.

Конечно же, чтобы переквалифицироваться из врача в эксперты, потребуется подкованность в юриспруденции. Получить нужные знания можно также на курсах профессиональной переподготовки, в том числе и дистанционных.

Медицинский журналист/копирайтер

Писать грамотные и толковые статьи на медицинскую и околомедицинскую тематику без соответствующих знаний просто невозможно. Ровно по этой причине крупные издания либо принимают в штат, либо оформляют договорные отношения с экспертами-медиками. Также экспертные статьи нужны специализированным порталам по медицине, фармакологическим компаниям, частным клиникам, имеющим свои сайты, и т.д.

Работа копирайтера хороша тем, что можно трудиться дома на фрилансе, сотрудничая с несколькими компаниями. Правда, заказчиков ещё предстоит хорошенько поискать. Ну и, разумеется, здесь нужны безупречная грамотность и умение писать внятные, информативные и интересные тексты.

Продавец-консультант

Чтобы продавать определенные товары, в них нужно хорошо разбираться. Поэтому продавать мобильные телефоны идут технически подкованные люди, а в магазины медицинских товаров — бывшие врачи.

При этом у медиков с высшим образованием, и в особенности опытом в ортопедии или травматологии будет определенное преимущество при трудоустройстве.

Плюс ещё и в том, что какого-то специального образования обычно не требуется. Нужны только развитые коммуникативные способности и некоторый навык общения с покупателями.

Косметолог или СПА-массажист

Designed by prostooleh/freepik

Индустрия красоты постоянно нуждается в специалистах с медицинской подготовкой. Иметь соответствующую врачебную квалификацию (например, врача-косметолога или массажиста) не всегда нужно. Так, например, косметологом-эстетистом может работать вовсе человек без медицинского образования.

Судебно-медицинский эксперт, криминалист

Медицинские дипломы весьма ценятся в правоохранительных органах, поскольку с таким образованием можно проводить различные виды экспертизы:

Исследование различных биологических тканей и жидкостей;

Патологоанатомические исследования (эксгумация и вскрытие тел);

Психиатрическая экспертиза (обследование подозреваемого на вменяемость);

Экспертиза травм и ранений.

Разумеется, заниматься ими может не просто бывший врач, а специалист соответствующего профиля. Кроме того, потребуется пройти обучение или даже получить второе высшее образование по юриспруденции.

Как видим, врачу можно пойти работать во много различных сфер, если лечить людей он по каким-то причинам больше не желает.

Хочется отметить, что многие новые специальности можно освоить дистанционно на курсах профессиональной переподготовки — закон «Об образовании» дает возможность переучиться практически на кого угодно.

Тут главное понять, какие ещё сильные стороны у вас есть и чем вам интереснее всего заниматься. Может быть окончательно завязывать с медициной и не потребуется.

Вопрос — ответ

Как показывает статистика, в 75% случаев врачи оставляют профессию из-за выгорания. Так называют эмоционально-психологическое состояние, при котором человек полностью утрачивает интерес к своей работе. Выгорание у врачей происходит на фоне постоянного стресса, ненормированного рабочего графика, низкой оплаты труда и иных факторов

Вариантов много, но чаще всего выбирают околомедицинские направления, не связанные непосредственно с лечением. Наиболее перспективными являются направления медицинского представителя, специалиста по питанию, продавца-консультанта в медицинских салонах

Специалист, который не хочет полностью оставлять медицину, может пройти профессиональную переподготовку и переучиться на другую специальность. Перспективной является специальность косметолога, врача лечебной физкультуры или массажиста

Вновь заняться врачебной практикой возможно. Однако медику придется заново учиться, если перерыв в работе составил более 5 лет. Для этого придется пройти дополнительное профессиональное обучение по своей специальности и пройти аккредитацию, сдав экзамен

Отменили интернатуру. И что получили?

Народная молва гласит, что бывших специалистов не бывает, и что мастерство не пропьешь. Какой-нибудь слесарь высокой квалификации в любом состоянии способен сделать сложную деталь. И школьный учитель до глубокой старости будет чувствовать себя учителем, но уже не учеников, а внуков и правнуков.

Не бывает и бывших врачей. Прошло уже почти полвека, как я получил диплом врача-лечебника, давно уже на пенсии, но до сих пор ко мне обращаются за советом мои родственники или соседи. Поэтому все, что касается здравоохранения в нашей стране, мне не безразлично, так как я посещаю лечебные учреждения уже в качестве пациента.

Будучи организатором здравоохранения высшей категории, я не всегда понимаю некоторые так называемые «реформы», которые проводит Министерство здравоохранения России во главе с министром Вероникой Скворцовой, которая всю предыдущую карьеру была научным работником. Не понял я и решение отменить интернатуру врачей, которая существовала больше сорока лет. И вот сейчас можно судить, принесло ли это положительный результат.

Моя статья написана по высказываниям многих специалистов в области здравоохранения.

Отмена интернатуры лишила выпускников медицинских вузов возможности получить практический опыт в больницах. Раньше, отучившись шесть лет, выпускник медицинского вуза обычно шел в интернатуру. Под руководством опытных врачей он получал практические навыки и через год с сертификатом специалиста мог самостоятельно лечить пациентов.

С 2017 года интернатуры в России нет. Выпускникам предлагают сразу идти работать в поликлинику.

Интернатура позволяла вчерашним студентам получить практические навыки и познакомиться с работой в разных отделениях. Чаще всего интернатура была бесплатной, и в нее шли почти все. После нее, а реже вместо, желающие овладеть более узкой специальностью могли поступить в ординатуру.

Для этого необходимо было сдать внутренние экзамены по выбранному направлению. Бонусом поступающему часто служили научные достижения и красный диплом.

Такая система была признана Минздравом устаревшей. Изменения коснулись и самой системы образования, в которую добавили больше практических занятий, и системы оценки знаний выпускников, приведенной к единому стандарту. Теперь выпускники должны проходить аккредитацию, состоящую из нескольких этапов.

Первый — проверка теоретических знаний с помощью теста, второй — проверка практических навыков на симуляторах и третий — оценка клинического мышления.

Успешная сдача экзамена дает право самостоятельно работать в амбулаторной службе по ограниченному кругу специальностей и позволяет побороться за место в ординатуре.

Необходимость промежуточного звена в виде интернатуры, по мнению Минздрава, в таком случае отпала. Все необходимые практические навыки студенты должны были получить еще во время учебы, а подтвердить их наличие должна аккредитация. Так это звено убрали из образовательной программы вначале у фармацевтов и стоматологов, а затем у остальных врачей.

Несмотря на то, что аккредитация действительно включает в себя три части, предназначенные для всесторонней проверки знаний и навыков студентов, специалисты в ее эффективности сомневаются.

В первую очередь недовольство вызывает замена внутреннего экзамена с вопросами по конкретной специальности на обобщенный тест, напоминающий ЕГЭ. И студенты, и опытные медики отмечают, что пока эта часть экзамена далека от идеала. В тестах много ошибок и неточностей, более того, часто «правильные» ответы далеки от того, с чем можно столкнуться в реальной жизни.

Похожая ситуация наблюдается и с проверкой практических навыков студентов. Обычно она проходит в симуляционных центрах с манекенами, где за установленное время экзаменуемый должен выполнить определенный набор действий. Всё происходящее фиксируется на камеру.

Часто, по словам специалистов, дело сводится к зазубриванию алгоритмов. «Запустите меня туда сейчас — я наделаю кучу ошибок, потому что главное там не столько спасти человека, сколько верно сыграть свою роль. Куда посмотреть, куда повернуться, как развести руки», — сетует Олег Грек, врач и помощник депутата законодательного собрания Тверской области.

Хуже того, считает специалист, что и в самом процессе обучения практика часто сводится к той же работе с манекенами.

Если раньше при отделении больницы были кафедры и студенты допускались к работе с людьми, то сейчас федеральные законы сильно ограничивают манипуляции над пациентами. Без разрешения студенты не могут их ни осматривать, ни изучать их историю болезни.

Традиционно считалось, что лучше всего вопрос приобретения практических навыков решен у стоматологов, но и там не всё гладко, рассказывают студенты. «Вместо интернатуры обязательные практические часы нам распределили на время обучения в вузе, но в большинстве своем все эти практики абсолютно бесполезны, и, выходя из университета, средний выпускник, не подрабатывающий младшим медперсоналом, без родителей-врачей имеет мизерный практический опыт», — делится выпускница первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета.

Такого же мнения придерживается и Константин Симкин, зампредседателя комитета по здравоохранению московского отделения «Опоры России». По его мнению, отмена интернатуры должна была сопровождаться повышением доступности ординатуры. «Необходимость в интернатуре не отпала сама собой, она просто стала неэффективна в том виде, в котором существовала.

Получение опыта должно происходить под присмотром старших коллег в ординатуре, на практических площадках: в больницах, центрах. Ординатура, как и в ряде других стран, должна продолжаться минимум от трех лет и дольше в зависимости от специализации. И уж конечно, она не должна быть платной, — говорит Симкин.

— Работа врача в ординатуре сопряжена с практической деятельностью, значит, это ему за нее должны платить. Иначе они просто оказываются без средств к существованию».

На деле ординатура стала еще менее доступной, чем была раньше. В один момент цены на обучение поднялись в два раза. «Моя соседка в прошлом году поступала на ЛОР-врача, готовилась к тому, что это стоит 120 тыс.

в год, — вспоминает выпускница Первого Государственного медицинского университета Санкт-Петербурга. — Но в начале мая выложили приказ, по которому каждый вуз, в зависимости от региона, выставляет минимальную стоимость обучения за образовательную программу. У нас все специальности стали стоить минимум 220 тыс., даже те, которые раньше стоили 80».

С дипломом и аккредитацией выпускник, не поступивший в ординатуру, даже если он планировал быть хирургом, может работать только в поликлинике или амбулатории врачом общей практики с ограниченными правами на выполнение манипуляций, терапевтом или педиатром. Таким принудительным порядком, считают эксперты, сейчас заполняется брешь в первичном звене здравоохранения.

Эксперты фонда независимого мониторинга «Здоровье» «Общероссийского народного фронта» указывают на то, что высокий дефицит сохраняется именно среди врачей поликлиник. На это обратил внимание и Владимир Путин на совещании по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения 20 августа. «Сегодня в первичном звене не хватает более 25 тыс.

врачей и более 130 тыс. средних медицинских работников, среднего медперсонала», — отметил президент.

По оценкам профессора кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Игоря Шеймана, норма прикрепленного к терапевту поликлиники населения превышена в два-три раза. «На одного терапевта приходится 2,66 тыс. человек.

Есть регионы, где этот показатель еще больше: Иркутская область — 3,9 тыс., Свердловская — 4,6 тыс., Курганская область — 4,98 тыс. человек», — рассказывает Шейман. В советское время на участкового терапевта приходилось 800 человек прикрепленного населения, на педиатра – 600 детишек от рождения до 14 лет.

Добровольно идти в амбулаторные службы молодые специалисты действительно чаще всего не спешат. Попасть в крупные и хорошо оснащенные поликлиники нелегко, чаще всего они уже укомплектованы, а ехать в регионы, тем более в отдаленные уголки страны, молодые люди опасаются.

«Никто не хочет идти в поликлиники, потому что это адский геморрой и бюрократия за мизерные деньги. Если у лечебников (выпускников факультета “Лечебное дело”. — А.Щ.) хотя бы много специальностей, по которым они могут пойти работать в поликлиники, то стоматолог без ординатуры может устроиться только зубным врачом, а это как дантист в колледже, и зачем высшее образование?» — делятся страхами выпускники стоматологических факультетов.

В случае, когда речь идет о регионах, опасения студентов не напрасны, это признают и сами врачи. «Несколько лет назад отток кадров из-за низких зарплат удалось предотвратить федеральными выплатами участковым врачам. Сейчас идет вторая волна — врачи не вечные, пожилые люди уже наработались, уходят.

Может, по Москве ситуация не столь критична, но по региону это просто крах. Образовался 50;70-процентный кадровый дефицит», — рассказывает Грек.

Исправить ситуацию лишь методом принудительного направления в поликлиники вчерашних студентов нельзя, полагают специалисты. И даже возвращение интернатуры тут не поможет.

«Что после института, что после интернатуры, что после ординатуры доктора часто приходят совершенно неподготовленные к работе в поликлинике, потому что их учебные заведения полностью оторваны от нашей работы, — рассказывает “Известиям” Николай, врач-методист одной из столичных поликлиник. — В стационаре совсем другая работа с пациентом. Там у врача есть хоть какая-то уверенность в том, что его рекомендации выполнят, будут принимать таблетки.

А в поликлинике? Какая уверенность, что бабушка, которая не является инвалидом, будет покупать дорогостоящие лекарства от давления, потратит на них полпенсии?». На курсах повышения квалификации, которые врачи должны проходить раз в 5 лет, иначе им не видать сертификата, также мало уделяется работе поликлинической службы, так как кафедры институтов повышение квалификации работают на базе стационаров.

Чаще всего, по словам специалиста, студентов отправляют на практику именно в стационар. До поликлиник они доходят только летом и в таком формате, что вся эффективность сводится к нулю. «В этом году к нам на летнюю практику пригнали сразу 40 человек.

И что тут каждый день делать такому количеству молодых врачей, когда у нас на приеме сидит максимум десять человек? Вуз делает вид, что у них с нами договор, но на деле нас просто ставят перед фактом, что в такой-то филиал придет такое-то число человек. Толку нет, а отчетами нас замучили», — делятся в поликлинике.

Положительный опыт взаимодействия поликлиник с вузами тоже был. На базе Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.

И. Пирогова с 1998 года функционировал Московский факультет, который готовил главным образом специалистов для поликлиник столицы. На Московском факультете была увеличена поликлиническая подготовка и сделан акцент на профилактическом здравоохранении.

Работа велась при активном взаимодействии с департаментом здравоохранения Москвы. Сейчас, сожалеют специалисты, подобного опыта практически нет. Какой-то контакт с поликлиниками сохранился и на факультете «Лечебное дело», и на факультете «Педиатрия», но в гораздо меньшем объеме из-за уменьшения финансирования.

Пока реформирование системы здравоохранения не будет проходить комплексно и согласованно в разных направлениях, справиться с развалом первичного звена будет сложно, полагают эксперты.

«Пока, глядя на ситуацию, половина выпускников той же Сеченовки в медицине в итоге не оказывается. Кто-то уходит сразу, кто-то через какое-то время. Одни в эксперты, другие на административные должности, но в итоге на 50% они рассасываются.

Естественная убыль врачей есть, а пополнения новыми кадрами нет», — считает Константин Симкин. Примерно такая же ситуация с выпускниками моей альма-матер, в Хабаровском медицинской институте, который сейчас называется Дальневосточный медицинский университет. Об этом написал в местной газете профессор Анатолий Островский.

Даже в поликлинике № 3, расположенной в центре Хабаровска, укомплектованность участковыми врача меньше 50%, что уж тут говорить о поликлинике № 15, расположенной на окраине города.

Так что слепая вера нашего Минздрава, что все лучшее есть только на Западе, ошибочна. Разрушив советскую систему здравоохранения, считавшуюся Всемирной организацией здравоохранения самой передовой, позволяющей всему населению страны получать бесплатную, доступную и на то время качественную медицинскую помощь, либералы и демократы в Минздраве ведут отрасль к катастрофе для населения. Об этом свидетельствует увеличение смертности населения в первом квартале текущего года на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Можно ли работать врачом без ординатуры

Тенденция последних лет видна четко: бюджетных мест в ординатуру мало, платить готовы не все, а правительство подстёгивают молодых врачей идти в поликлиники в поисках баллов.

Наверное, мы не ошибемся, если скажем, что большинство студентов-медиков собираются сразу после получения диплома поступить в ординатуру. А если у них не получается – они считают это провалом. Но так ли это?

В этой статье собрали мнение четырех человек из медицины о работе в первичном звене и поступлении в ординатуру. А еще попробовали самостоятельно выделить плюсы и минусы gap-year после специалитета.

Мое мнение такое: в ординатуру нужно идти, только если у вас есть стопроцентная внутренняя уверенность, что это та специальность, в которой вы видите себя, и вам будет интересно этим заниматься ближайшие 10-15 лет.

Если у вас есть какие-то сомнения и вы выбираете, например, между дерматологией, колопроктологией и спортивной медициной – абсолютно разными направлениями, – то это значит, что вы сами пока до конца не понимаете, что вам нужно.

В таком случае лучше где-то год поработать в первичном звене – это будет только в плюс. Вы получите деньги, опыт, реальное понимание клинической практики и баллы, которые помогут попасть в бюджетную ординатуру. А идти в платную ординатуру, если вы сомневаетесь, точно не стоит: вы потратите деньги, которые могут не окупиться.

Если упростить мой ответ на вопрос «Вы за gap-year или против?», то я скорее за, чтобы лучше понять, чего вы хотите

У меня была возможность поступать в ординатуру на бюджет сразу после медвуза – этой возможностью я и воспользовался.
Как и у любого абитуриента, иногда проскакивали сомнения в духе: «а вдруг не поступлю?». Стоит сказать, что такой исход меня совсем не пугал. В отличие от аналогичной ситуации при поступлении в университет, тут год не «пропадает».

Я абсолютно уверен, что год (а может быть, и два) в поликлинике можно провести с большим профитом: это не только отличный и максимально приближенный к реальной жизни опыт в терапии (вижу только плюсы в том, чтобы уметь «лечить бабулек»), но и вполне приемлемая зарплата, а также более глубокое понимание работы системы здравоохранения в амбулаторном звене: что там вообще происходит, кто и как там работает и т.д.

Иногда я даже жалею, что такого опыта у меня не было. Но из-за того, что моя специальность (офтальмология) – одна из самых изолированных от соматики, то опыт работы участковым терапевтом все же пригождается сравнительно редко. Однако для тех, кто собирается в терапевтическую специальность (или, если так можно выразиться, в любую «соматическую»), такое время пойдет только на пользу.

Если вы, как и я в свое время, не до конца уверены в качестве и количестве практических знаний, которые вы получили за шесть лет учёбы на специалитете, — есть несколько способов эти знания получить.

Работа в поликлинике. Вариант действенный, несколько экстремальный, но с хорошим заработком и перспективами для получения дополнительных баллов или возможностью накопить на платную ординатуру. Искренне не вижу в этой работе ничего плохого или тем более стыдного.

Напротив, я абсолютно уверена, что огромное количество проблем, с которыми врачам приходится сталкиваться в стационаре, можно было бы решить на амбулаторном этапе. При условии, конечно, качественного оказания амбулаторной помощи. Особенно это актуально в педиатрии, где работа врача поликлиники — наблюдать за ростом и развитием малыша с самого рождения.

Два года ординатуры. Способ более мягкий и безопасный. Тут ты делишь ответственность с врачом и заведующим (моральную, в первую очередь, так как юридической силы твоя подпись в истории болезни не имеет), всегда есть возможность посоветоваться, хотя в хорошем коллективе в поликлинике так тоже можно.

Однако самая большая проблема ординатуры в целом — то, что за такую возможность придется заплатить двумя годами работы минимум 40 часов в неделю с заработком порядка 8-10 тысяч в месяц, если повезёт. Также есть особая форма рабства: работать в отделении и платить за это самому 300-500 тысяч в год.

Выбор первого или второго пути — очень индивидуальный вопрос. На него будут влиять и финансовые возможности, как ваши личные, так и вашей семьи, наличие жилплощади (если нет необходимости искать ординатуру с общежитием, это несколько увеличивает спектр вариантов, ведь больницы чаще всего общежитие не предоставляют), а также необходимость получения общепедиатрических (или терапевтических) знаний. Тут тоже всё будет зависеть от того, какую специальность вы рассматриваете в дальнейшем.

Если вы хотите, например, в хирургию, то смысла тратить несколько лет на участке, пожалуй, нет.

Начну с мизансцены: летом 2021 года я оканчиваю Сеченовский университет и обучение по программе «Школа профессионального роста», что означает две вещи. Во-первых, я могу работать врачом-терапевтом первичного звена без ординатуры. Во-вторых, я должна работать участковым в течение двух лет по условиям вышеупомянутого проекта.

Помимо стремительно надвигающихся блестящих карьерных перспектив мне хотелось продолжить обучение по не клинической специальности, а именно по профилю организация здоровья и общественное здравоохранение. Поэтому получилось то, что получилось: сейчас я работаю на 1.0 ставки участковым терапевтом и очно учусь в ординатуре по ОЗЗ во второй половине дня.

После месяца работы в поликлинике у меня сложилось первое впечатление об этом деле, которым я сейчас и поделюсь.

Минусы:

  • Довольно много бюрократических, юридических, финансовых нюансов, которые вообще никак не связаны с лечебной работой, но тем не менее связаны с получением пациентом медицинской помощи и сопутствующих услуг: оформление больничного листа, справок в сотни различных инстанций, списки допустимых анализов и обследований, которые оплатит ОМС, раскрепление поликлиники для направления в другие учреждения и т.д. и т.п. В моем рабочем столе лежат несколько папок с распечатанными и отработанными приказами, которые регулируют все эти вопросы, но я всё равно регулярно обращаюсь к врачу методисту, потому что запомнить это всё для меня невозможно.
  • Пациенты приходят к терапевту с жалобами буквально на всё. Вот небольшой список того, с чем приходили ко мне только за этот месяц: острый неосложненный цистит, расстройство пищевого поведения, дыхательная недостаточность из-за метастазов в легких, клещевой боррелиоз, дисгидротическая экзема, пальпируемое образование в молочной железе, обострение атопического дерматита, подагрический артрит, тревожное расстройство, подострая ТЭЛА… Список можно продолжать бесконечно. Несмотря на то, что к таким специалистам, как гинеколог, хирург, уролог, окулист, ЛОР, психиатр, дерматолог, можно записываться напрямую, пациентам всё равно проще и понятнее прийти к терапевту
  • Ты в кабинете один на один с пациентом. Нет «островка безопасности» в виде ординаторской, где можно спокойно обсудить непростой случай с более знающими коллегами. Нет, решение надо принимать здесь и сейчас, причем в течение 12 минут.
  • У врача терапевта есть достаточно унизительные задачи, приводящие к профессиональной деградации, например, подготовка санаторно-курортных карт, выписка справок, проведение вакцинации: всё, что можно делать и без шести лет учебы в университете. Для меня такие задачи не в тягость, так как это дает возможность переключиться после более сложных случаев и нагнать время приема, но в перспективе такой мартышкин труд может привести к профессиональному выгоранию.
  • Помимо чисто клинического опыта работа в поликлинике дает представление о том, как вообще всё устроено. Уже сейчас я замечаю, что мои коллеги ординаторы о специальности ОЗЗ намного меньше меня понимают о системе, которую мы все отчаянно хотим улучшить. Поэтому такой опыт незаменим.
  • Умение брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения.
  • Самосознание себя врачом и профессионалом, что дается достаточно сложно после такого долгого периода студенчества. Наверное, полностью преодолеть синдром самозванца не получится никогда, но облегчить симптомы помогает практическая деятельность.
  • Деньги. Всё же я взрослый человек и должна сама себя обеспечивать.

«Теория без практики — мертва, практика без теории — слепа», а работать по 10-12 часов в день – это наша новая норма :)

Adblock
detector