Нормативы работы участкового врача терапевта

Медицинское право

Минздрав посчитал и утвердил максимальные временные затраты врача на одного пациента. По заверению министерства, при определении нормативной продолжительности приема учитывались статистические данные: сколько у врача в среднем уходит на прием пациента. Но все равно утвержденные нормативы вызвали волну критики как со стороны врачей, так и пациентов.

Правовое регулирование

Нормативные рамки для приема пациентов определены в приказах Минздрава. Их министерство внедряет с 2012 года. Первый Приказ №290 н от 2015 года действует в отношении наиболее востребованных у пациентов специалистов:

  • терапевтов;
  • педиатров;
  • неврологов;
  • семейных врачей (врачей общей практики);
  • офтальмологов;
  • акушеров-гинекологов;
  • лор-врачей.

Приказ Минздрава № 973н от 2016 года распространяется на:

  • кардиологов;
  • эндокринологов;
  • стоматологов-терапевтов.

С 9 ноября 2020 года Приказ №810н нормирует прием пациентов и другими узкими специалистами:

  • инфекционистом;
  • фтизиатром;
  • онкологом;
  • пульмонолог;
  • хирургом;
  • гематологом.

Приказы действуют на врачей, которые принимают пациентов в амбулаторных условиях и не распространяются на тех, кто оказывает помощь круглосуточно.

Вот сколько отводится врачу на прием пациентов с учетом времени на заполнение документации.

Для чего вводятся нормативы рабочего времени

Нормы времени на прием пациентов от Минздрава необходимы:

  1. Для расчета нагрузки на врачей.
  2. Экономисты медицинского учреждения по этой информации могут рассчитать численность врачей, нужных для обслуживания пациентов.
  3. Для прогноза потребности в специалистах данного профиля на основании статистики заболеваемости и нормативной нагрузки.
  4. Для учета востребованности специальности в медицинских вузах.

От чего зависит время приема

Количество минут, которое врач может затратить на пациента, зависит не только от его специализации, но и от некоторых других факторов:

  1. Цели визита. Если пациент обратился к врачу с профилактической целью, то нормативы на прием пересматриваются в меньшую сторону. Например, фтизиатру на профилактический осмотр отводится на 10-20% меньше времени, а хирургу, стоматологу и инфекционисту – на 30-40%.
  2. Плотность населения в регионе нахождения медицинского учреждения. Если плотность населения превышает 8 человек/кв.м., то применяют коэффициент — 0,05, если ниже указанного значения +0,05.
  3. Уровня заболеваемости в регионе. Если она в регионе выше на 20% среднероссийской цифры, время на прием – выше.
  4. Плотности проживания населения. К нормативу применяют дополнительный коэффициент +0,15 при проживании населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с плотностью не более 2,5 человек на кв.км.
  5. Доли населения пенсионного возраста. Чем пенсионеров больше, тем более продолжительным может быть прием.

Может ли врач принимать пациента дольше, чем указано в нормативах

Введенные временные нормативы неоднократно подверглись критике как со стороны медицинского персонала, так и самих пациентов. Многие указывают, что для полноценного осмотра и постановки диагноза 15 или 20 минут явно недостаточно.

Но российское законодательство не содержит штрафов для врачей, которые не уложились в нормативы. Нормы имеют рекомендательный характер, сложным пациентам должны уделить столько времени, сколько необходимо для полноценного обследования и постановки диагноза. Но если врач успеет поставить диагноз и выдать пациенту направление за время в пределах норматива, то продлевать прием также не имеет смысла.

О чем следует помнить пациенту

Пациенту нужно учитывать, что временные нормативы нужны в первую очередь экономистам и сотрудникам ОМС для расчета потребности в медицинских специалистах.

Права пациента на полноценное медицинское обследование никто не отменял и его реализации не может препятствовать желание врача уложиться во временные нормативы. Если после того, как истекли положенные 15 (20 и т.д.) минут, врач отказался продлевать прием и по этой причине пациента не дообследовали, не поставили диагноз, то пациент может жаловаться:

82. Участковый врач-терапевт: величина участка, нормы нагрузки, разделы работы. Паспорт терапевтического участка. Критерии оценки эффективности деятельности участкового врача-терапевта.

Величина участка для врача-терапевта участкового – 1,0 должности на 1700 человек взрослого населения.

Расчетные нормы нагрузки для амбулаторно-поликлинических учреждений (число пациентов на один час оперативного времени).

Наименование врачебной должности

в территориальной поликлинике

Посещение на дому

Терапевт (терапевт участковый)

Приложение № 1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7.12.2005 № 765 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА УЧАСТКОВОГО

Врач-терапевт участковый:

формирует врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения;

осуществляет санитарно-гигиеническое образование, консультирует по вопросам формирования здорового образа жизни;

осуществляет профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости;

организует проведение оздоровительных мероприятий;

осуществляет диспансерное наблюдение пациентов;

организует и проводит диагностику и лечение различных заболеваний и состояний;

оказывает неотложную медицинскую помощь пациентам при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях;

направляет пациентов на консультации к специалистам;

организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику;

проводит экспертизу временной нетрудоспособности в установленном порядке и оформляет документы для направления на медико-социальную экспертизу;

выдает заключение о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение;

взаимодействует с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями;

организует совместно с органами социальной защиты населения медико-социальную помощь отдельным категориям граждан: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе;

руководит деятельностью среднего медицинского персонала, осуществляющего первичную медико-санитарную помощь;

ведет медицинскую документацию в установленном порядке, анализирует состояние здоровья прикрепленного населения и деятельность врачебного участка.

ПАСПОРТ ВРАЧЕБНОГО УЧАСТКА (ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО):

I. Характеристика врачебного терапевтического участка: численность прикрепленного населения N человек местонахождение: сельская местность/городская местность; название населенного пункта.

II. Характеристика прикрепленного к врачебному (терапевтическому) участку населения: состав прикрепленного к врачебному (терапевтическому) участку населения по возрасту, полу; имеется ли льготная категория, инвалидность (1, 2, 3 степень); место работы по видам экономической деятельности (ОКВЭД).

III. Состояние здоровья и результаты лечения прикрепленного к врачебному (терапевтическому) участку населения: возрастной состав; состоит ли под диспансерным наблюдением; нуждались ли в лечении на начало отчётного когда (амбулаторном, стационарном, ВТМП, в дневном стационаре, санаторно-курортном); из числа нуждающихся получили лечение (амбулаторное, стационарное, ВТМП, в дневном стационаре, санаторно-курортное).

Критерии оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового:

Основными учетными медицинскими документами при оценке эффективности работы врача-терапевта участкового являются: — медицинская карта амбулаторного больного (учетная форма N 025/у-04); — паспорт врачебного участка (учетная форма N 030/у-тер); — ведомость учета врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях, на дому (учетная форма N 039/у-02); — контрольная карта диспансерного наблюдения (учетная форма N 030/у-04); — талон амбулаторного пациента (учетная форма N 025-12/у); — карта гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг, по учету отпуска лекарственных средств (учетная форма N 030-Л/у).

При оценке эффективности работы врачей-терапевтов участковых рекомендуется использовать следующие критерии деятельности врача-терапевта участкового:

стабилизация или снижение уровня госпитализации прикрепленного населения;

снижение частоты вызовов скорой медицинской помощи к прикрепленному населению;

увеличение числа посещений прикрепленного населения с профилактической целью;

полнота охвата лечебно-профилактической помощью лиц, состоящих под диспансерным наблюдением;

полнота охвата профилактическими прививками прикрепленного населения: против дифтерии — не менее 90% в каждой возрастной группе; против гепатита B — не менее 90% лиц в возрасте до 35 лет; против краснухи — не менее 90% женщин в возрасте до 25 лет; выполнение плана профилактических прививок против гриппа;

стабилизация или снижение показателя смертности населения на дому: при сердечно-сосудистых заболеваниях; при туберкулезе; при сахарном диабете;

снижение числа лиц, умерших на дому от болезней системы кровообращения в возрасте до 60 лет и не наблюдавшихся в течение последнего года жизни;

стабилизация уровня заболеваемости болезнями социального характера:

туберкулез: число вновь выявленных больных; полнота охвата флюорографическим обследованием лиц, более чем на 90% от числа подлежащих; полнота охвата бактериоскопическим обследованием лиц, более чем на 90% от числа подлежащих; отсутствие повторных случаев у контактных лиц в очагах активного туберкулеза; отсутствие запущенных случаев туберкулеза;

артериальная гипертония: число вновь выявленных больных артериальной гипертонией; снижение уровня первичной заболеваемости ишемической болезнью сердца; снижение инвалидизации в результате инфаркта миокарда и инсульта; снижение смертности прикрепленного населения от инфарктов миокарда и инсультов;

сахарный диабет: число вновь выявленных больных сахарным диабетом; число больных сахарным диабетом с компенсированным статусом более 50% от всех стоящих на учете лиц; снижение числа осложнений сахарного диабета;

онкологические заболевания: отсутствие случаев онкологических заболеваний видимых локализаций, выявленных в 3 — 4-й клинических стадиях;

полнота охвата мероприятиями по динамическому медицинскому наблюдению за состоянием здоровья отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, в том числе лекарственного обеспечения, санаторно-курортного и восстановительного лечения;

обоснованность назначения лекарственных средств и соблюдение выписки рецептов пациентам, в том числе имеющим право на получение набора социальных услуг.

Конкретные показатели критериев оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового определяются руководителем учреждения здравоохранения с учетом численности, плотности, возрастно-полового состава населения, уровня заболеваемости, географических и иных особенностей.

Adblock
detector