Почему неприкосновенность судьи рассматривается как

Содержание
  1. 55. Неприкосновенность судьи
  2. Вопрос 410. Производство по уголовному делу у мирового судьи. Пересмотр приговоров и постановлений мирового судьи, не вступивших в законную силу: основания, процессуальный порядок и виды решений.
  3. Статья 376. Неприкосновенность личности
  4. Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи
  5. Статья 15. Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
  6. Посягательства на половую свободу и неприкосновенность личности
  7. Статья 12. Неприкосновенность жилища
  8. Право на неприкосновенность произведения
  9. Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 7
  10. Страница 58
  11. Страница 60
  12. Страница 61
  13. Страница 62
  14. Страница 63
  15. Страница 64
  16. КС напомнил, что неприкосновенность не освобождает судей от уголовной ответственности
  17. Причина обращения в КС
  18. Позиция заявителя
  19. Мнение экспертов

Положение о неприкосновенности судей закреплено в Конституции РФ (ст. 122) и конкретизировано в ряде федеральных законов.

Конституционный Суд РФ подчеркнул, что судейская неприкосновенность является определенным исключением из принципа равенства всех перед законом и судом и по своему содержанию выходит за пределы личной неприкосновенности. Это обусловлено тем, что общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия (Постановление от 7 марта 1996 г. №6-П).

Конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из существенных элементов статуса судьи и важнейшую гарантию его профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конституционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти. Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, прежде всего интересов правосудия. Следует также учитывать особый режим судейской работы, повышенный профессиональный риск, наличие различных процессуальных и организационных средств контроля над законностью действий и решений судьи.

Судья призван осуществлять свои полномочия независимо от чьих-либо пристрастий и посторонних влияний. Поэтому в Конституции РФ закреплены специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей и порядку их назначения, гарантируется несменяемость, независимость и неприкосновенность судей. Тем самым обеспечивается самостоятельность судебной власти.

Наличие такой регламентации на конституционном уровне отличает правовой статус судей от статуса граждан и тех должностных лиц, которые согласно Конституции РФ обладают неприкосновенностью.

Неприкосновенность судьи включает: неприкосновенность личности судьи; неприкосновенность занимаемых судьей жилых и служебных помещений; неприкосновенность используемых судьей личных и служебных транспортных средств; неприкосновенность принадлежащих судье документов, багажа и иного имущества; тайну переписки и иной корреспонденции судьи (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

Судья после прекращения его полномочий не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение. Исключением из данного правила являются случаи, когда вступившим в законную силу приговором суда установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного судебного акта.

В Конституции РФ закреплено положение о том, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (ст. 122). В развитие данного конституционного положения в гл.

52 УПК РФ «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц» и п. 3 Закона о статусе судей определен специальный порядок возбуждения в отношении судьи уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого.

| Принять решение о возбуждении уголовного дела в отношении * судьи либо решение о привлечении его в качестве обвиняемого вправе только одно должностное лицо — Председатель Следственного комитета РФ (ст. 16 ФЗ «О статусе судей»).

В случае возникновения необходимости в принятии указанных решений Председатель Следственного комитета РФ обращается с представлением о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо на привлечение его в качестве обвиняемого: в отношении судьи Конституционного Суда РФ — в Конституционный Суд Российской Федерации; в отношении судьи Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда — в Высшую квалификационную коллегию судей РФ; в отношении судьи иного суда — в квалификационную коллегию судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ или квалификационная коллегия судей в 10-дневный срок после поступления данного представления должны принять мотивированное решение по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого.

Установлен и порядок принятия решения по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности. Закрепление особого порядка привлечения к административной ответственности судей согласуется с нормой ст. 1.4 КоАП РФ, в соответствии с которой особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Решение о привлечении любого судьи к административной ответственности принимается по представлению Генерального прокурора РФ: в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ; в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

| Решение по вопросу о привлечении судьи к административной * ответственности должно быть принято в течение 10 дней после поступления представления Генерального прокурора РФ.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (ст. 449 УПК РФ) судья федерального суда, мировой судья, задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности. Следует отметить, что в данной норме УПК РФ не упомянуты судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также присяжные и арбитражные заседатели в период осуществления ими правосудия.

Это можно рассматривать как противоречие положений уголовнопроцессуального законодательства и норм ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (ст. 12) и ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (ст. 7).

Также установлено, что личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей. Применительно к осуществлению уголовно-процессуальных действий это означает запрет проведения в отношении судьи личного обыска, которому подвергается задержанный подозреваемый (ст. 93 УПК РФ).

Хотя такой запрет прямо не закреплен в нормах УПК РФ, но с очевидностью подразумевается, исходя из положений ст. 449 УПК РФ.

Принятие решения об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу допускается только по судебному решению (ч. 1 ст. 108 УПК РФ). Однако в отношении судьи установлены дополнительные гарантии применения этой самой суровой меры пресечения.

Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается:

  • • в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ;
  • • в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

После получения судебного решения о применении в отношении судьи данной меры пресечения необходимо получить согласие соответственно Конституционного Суда РФ (для судей Конституционного Суда РФ) либо соответствующей квалификационной коллегии судей (ч. 2 ст. 450 УПК РФ).

Представление о получении такого согласия в Конституционный Суд РФ или квалификационную коллегию судей вносит Председатель Следственного комитета РФ (ч. 4 ст. 450 УПК РФ).

Установлен также порядок осуществления в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий,

связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности. Такие действия могут проводиться не только в случаях, когда уголовное дело было возбуждено против судьи либо когда было принято решение о привлечении судьи в качестве обвиняемого, но и по другим уголовным делам. Однако в таких случаях для осуществления указанных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий необходимо решение, принимаемое соответствующей судебной коллегией.

После возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия в отношении судьи (кроме избрания в его отношении меры пресечения в виде заключения его под стражу) производятся в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Аналогичное положение закреплено в ч. 1 ст.

450 УПК РФ.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 9 июня 2011 г. № 12-П разъяснил, что при необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий в отношении судей районного суда соответствующие материалы допускается рассматривать судебной коллегией в суде любого из указанных уровней не по месту осуществления оперативно-розыскных мероприятий и не по адресу нахождения компетентного органа, ходатайствующего об их проведении. Конституционный Суд РФ указал, что рассмотрение квалификационной коллегией судей вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или на привлечение его к уголовной ответственности призвано определить, имеется ли связь между уголовным преследованием и деятельностью судьи по осуществлению им своих полномочий, включая его позицию при разрешении того или иного дела, и не является ли такое преследование попыткой оказать давление на судью с целью повлиять на выносимые им решения (Определение от 16 декабря 2004 г.

№ 394-0).

55. Неприкосновенность судьи

Неприкосновенность судьи рассматривается как важнейшая гарантия его независимости и самостоятельности.

Неприкосновенность, прежде всего, означает, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности в общем порядке. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности, и при наличии на это согласия квалификационной коллегии судей.

Судья не может быть привлечен к дисциплинарной и административной ответственности. Он не может быть задержан и принудительно доставлен в какой-либо орган в порядке производства дел об административных правонарушениях. Если же он был задержан и доставлен в орган внутренних дел или другой государственный орган, то после установления его личности он должен быть немедленно освобожден.

Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если только не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении приговором, вступившим в законную силу.

Неприкосновенностью обладает не только судья, но и его жилище, имущество. Проникновение в жилище судьи, его служебное помещение, личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, выемки, обыска, прослушивание его телефонных переговоров, досмотр, выемка и изъятие корреспонденции, принадлежащего ему имущества и документов осуществляются только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.

Судьи Конституционного Суда РФ не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы или подвергнуты обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением задержания на месте преступления. Должностное лицо, задержавшее судью Конституционного Суда РФ на месте преступления, немедленно уведомляет об этом Конституционный Суд РФ, который в течение 24 часов дает или согласие на дальнейшее применение этой процессуальной меры, или отказ в этом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 410. Производство по уголовному делу у мирового судьи. Пересмотр приговоров и постановлений мирового судьи, не вступивших в законную силу: основания, процессуальный порядок и виды решений.

Вопрос 410. Производство по уголовному делу у мирового судьи. Пересмотр приговоров и постановлений мирового судьи, не вступивших в законную силу: основания, процессуальный порядок и виды решений. Мировой судья рассматривает уголовные дела частного обвинения, которые

Статья 376. Неприкосновенность личности

Статья 376. Неприкосновенность личности (1) Право на свободу и личную неприкосновенность ненарушимо. (2) Лицо, подлежащее ответственности за правонарушение, может быть задержано или подвергнуто принудительным мерам лишь в исключительных случаях и в соответствии с

Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи

Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи (в ред. Федерального закона от 30.11.2004 № 142-ФЗ)1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской

Статья 15. Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 15. Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Российской Федерации (в ред. Федерального конституционного закона от 15.12.2001 № 4-ФКЗ)Судья Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи Конституционного Суда

Посягательства на половую свободу и неприкосновенность личности

Посягательства на половую свободу и неприкосновенность личности Изнасилование (ст. 131 УК РФ) . Основным объектом изнасилования является половая свобода взрослой женщины.Объективная сторона изнасилования состоит в половом сношении с применением насилия или угрозы его

Статья 12. Неприкосновенность жилища

Статья 12. Неприкосновенность жилища 1. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 165 настоящего Кодекса.2. Обыск и выемка в жилище могут производиться

Право на неприкосновенность произведения

Право на неприкосновенность произведения ГК РФ вместо предусмотренного Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» личного неимущественного права на защиту репутации автора ввел гораздо более жесткое правило, касающееся «права на неприкосновенность

Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 7

Закон – это ряд норм и правил, которые регламентируют, как нужно себя вести. Он закреплен в специальных документах – нормативно-правовых актах – и обязателен к исполнению всеми гражданами.

Законы необходимо соблюдать для того, чтобы поддерживать порядок в обществе.

Основные права гражданина – это те права, которые даны ему с рождения. Среди них выделяют право на жизнь, на свободу слова, на медицинскую помощь, на жилище и на образование.

Почему закон нуждается в защите? Кто (представителей каких профессий) можно назвать стражами закона? От чего зависит отношение к ним в обществе?

Закон нуждается в защите, потому что кто-то должен следить за его выполнением. Государственные организации занимаются заботой о соблюдении законов, так как некоторые граждане часто стремятся нарушить их.

Стражами закона можно назвать представителей таких профессий, как прокуроры, полицейские, юристы, сотрудники Федеральной службы безопасности и таможни.

Отношение к защитникам закона в обществе зависит от их отношений к людям и законам. Их профессия не освобождает их от обязанностей подчиняться закону, поэтому если они будут переходить за рамки правил, то люди в обществе будут относиться к ним хуже.

Страница 58

Как ты считаешь, был ли афинский суд органом правосудия? Можно ли сказать, что при такой системе афиняне были застрахованы от судебных ошибок? Объясни свой ответ.

Я считаю, что афинский суд был органом правосудия, но имел свои недостатки. Каждый житель города мог стать участником судебного процесса, наказать виновного и вынести ему приговор. Но при этом жители не могли пожаловаться на людей, занимавших государственные должности.

Сами эти люди могли нарушить закон, и тогда бы они не отвечали по всей его строгости, что было бы несправедливо по отношению к остальным жителям.

При такой системе афиняне не были застрахованы от судебных ошибок. Наказание зависело от поведения подсудимого. Если он, например, слишком волнуется и не может предоставить доказательств в свою пользу, то ему могут выдвинуть жестокий приговор, который не будет соответствовать его провинности.

Кроме того решающим фактором на суде могли служить личные отношения между стороной защиты и обвинения.

Страница 60

Какой подход к рассмотрению дел в суде отстаивал Спасович? Подумай, какие качества необходимы адвокату. Как они проявились в конкретном случае?

Известный юрист Владимир Данилович Спасович рассматривал гуманный и справедливый подход к судебным делам. Он считал, что нужно сначала установить факт преступления, а затем с состраданием отнестись к обвиняемому и потерпевшему. При таком ведении дел проще было бы прийти к правильному решению.

Адвокату особенно сильно в работе помогают такие качества, как гуманность, общительность, открытость, грамотность, профессионализм и мужество. Люди, стоящие на страже закона, не должны забывать о том, что перед судом граждане равны. Они должны по-человечески относиться ко всем, даже к самым опасным преступникам.

Мужество нужно юристу для того, чтобы находить в себе силы справляться с трудностями. На адвокатов часто оказывается давление со стороны. Их могут подвергнуть травле высшие чины или любые другие люди за то, что их мнение не соответствует точке зрения и желанию этих людей.

Например, в описанной истории адвокат рассматривал дело солдата. Он защищал его на суде и призывал относиться к ситуации гуманно. При этом он не побоялся осуждения со стороны обвинения, которое было представлено человеком, занимавшим более высокое положение в обществе.

Страница 61

Как ты думаешь, почему древние греки изображали богиню правосудия Фемиду с завязанными глазами и с весами в руках?

Я думаю, что древние греки изображали Фемиду – богиню правосудия – с закрытыми глазами и весами в руках, потому что она должна была слепо принимать верные решения. Имеется в виду, что правосудие – это суждение человека по праву, по совести.

Перед судом и законом все равны, поэтому люди, стоящие на страже закона, должны «закрывать глаза» на самого человека – на его должность, положение в обществе и личное отношение к нему. Они должны взвешивать все аргументы «за» и «против» обвинения и принимать верные решения.

Страница 62

Почему для полиции важна помощь граждан?

Для полиции важна помощь граждан, потому что бывают случаи, когда за всем невозможно уследить. Активность и бдительность граждан позволяет полицейским быстрее раскрывать дела и помогать другим людям. Например, полицейских может не оказаться в ночное время в парке, когда какой-нибудь хулиган отберет у пожилой женщины сумку с кошельком.

А в это время любой гражданин может прийти на помощь и, как минимум, сообщить о случившемся в полицию, чтобы сотрудники успели быстро приехать и оперативно задержать злоумышленника.

Страница 63

Задание 1. Какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов?

Основная задача, стоящая перед сотрудниками правоохранительных органов, заключается в том, чтобы защищать права людей и следить за соблюдением законов.

Суды занимаются вопросами, связанными с правосудием. Прокуроры контролируют соблюдение закона. Полиция защищает права граждан и сохраняет общественный порядок. ФСБ пресекает любые попытки преступлений против государства, а таможня следит за тем, чтобы все товары, пересекающие границу, соответствовали закону.

Задание 2. Какие органы относят к правоохранительным?

Выделяют 5 видов правоохранительных органов:

  • суд;
  • прокуратура;
  • полиция;
  • федеральная служба безопасности;
  • таможня.

Задание 3. Какие вопросы решает суд?

Суд решает все вопросы, которые связаны с соблюдением законов в обществе. Благодаря этому органу правоохранения вершится правосудие в стране. Именно суд решает, виновен ли человек и заслуживает ли он снисхождения.

Задание 4. Каковы основные направления деятельности полиции?

Основные направления деятельности полиции:

  • защита прав и свобод граждан;
  • охрана общественного порядка;
  • обеспечение безопасности в обществе;
  • противодействие преступности.

Задание 5. На основе каких принципов полиция осуществляет свою деятельность?

Полиция осуществляет свою деятельность на основе нескольких принципов:

  1. Полицейский должен действовать в соответствии с законом.
  2. Деятельность правоохранительных органов должна быть открытой для людей. Любой гражданин имеет право получить информацию о работе сотрудников полиции.
  3. Сотрудник должен соблюдать права и свободы граждан. Полиции запрещено применять насилие против людей и относиться неуважительно к их правам.
  4. Свою деятельность полицейский должен осуществлять беспристрастно. Ко всем членам общества полиция должна относиться одинаково, независимо от цвета их кожи, пола, возраста, религиозных предпочтений и прочих признаков.

Задание 1. Почему неприкосновенность судьи рассматривается как гарантия его самостоятельности?

Судья должен быть неприкосновенным, независимым и самостоятельным, потому что от его решения зависят судьбы людей. Никто не может повлиять на судью в принятии его решения, с какими бы намерениями к нему не пытались обратиться.

Задание 2. На улицах российских городов можно увидеть большие рекламные щиты «02: если где-то человек попал в беду». Как ты понимаешь смысл этой надписи?

Смысл этой надписи, по моему мнению, заключается в том, что если у человека случилось какое-то происшествие, связанное с нарушением его прав, то он может обращаться по номер 02. Этот номер принадлежит полицейской службе.

Задание 3. Приведи примеры из жизни или из произведений литературы, из кинофильмов, в которых рассказывается о деятельности сотрудников органов внутренних дел. Чем запомнились тебе эти люди, герои произведений?

У меня есть несколько примеров из жизни, в которых я сталкивался(лась) с деятельностью сотрудников полиции. Первый случай помог мне сформировать положительное впечатление о полицейских, а второй – отрицательное.

Когда мы с другом спускались по лестнице в жилом доме, мы заметили, как в квартиру соседа проникают грабители. Мы поняли это потому, что не знали этих людей, они себя странно вели и открывали дверь не ключами, а пытались вскрыть замок ножом. Мы тут же вышли на улицу и позвонили в полицию.

После того, как мы рассказали увиденную ситуацию, в наш двор незамедлительно приехала полицейская машина. Сотрудники оперативно поднялись наверх и взяли злоумышленников с поличным. Они выразили нам благодарность в оказании помощи.

Другой случай рассказала подруга моей мамы. Она возвращалась с работы в темное время суток и была подвержена нападению грабителя. Хулиган выхватил у нее сумку из рук и скрылся в неизвестном направлении.

Женщина не могла позвонить в полицию, потому что телефон был в той сумке, которую украл вор. Навстречу ей шел человек, одетый в полицейскую форму. Она тут же начала просить о помощи и рассказывать о случившемся, на что сотрудник правоохранительных органов ответил, что его рабочий день уже закончился.

Такая неприятная история могла бы произойти с каждым человеком, но к счастью, в нашей стране большинство сотрудников правоохранительных органов достойно несет свою службу.

Задание 4. К. и Н.

дружили со школьных лет. Судьба разбросала их по разным уголкам страны. С годами связь между друзьями была утеряна.

К. выяснил адрес своего друга, приехал и узнал, что друг действительно там зарегистрирован, но не живёт. Никто не знает его реального места жительства.

Посоветуй К., к кому он может обратиться за помощью в этой ситуации.

Все граждане, имеющие место жительства, регистрируются специальными службами. Им выдают свидетельство о постоянной или временной регистрации по тому адресу, по которому они проживают.

В полиции такие данные К. получить не сможет. Ему стоит связаться с родственниками друга или другими службами, которые имеют доступ к базе данных и право на распространение этой информации.

Задание 5. Какие из приведённых суждений противоречат принципу презумпции невиновности?

а) Человек считается невиновным, пока его вина не доказана судом.

б) Обвиняемый сам должен доказывать, что он не виноват.

в) Если возникают сомнения в виновности, то они толкуются в пользу обвиняемого.

г) Органы, ведущие производство по делу, обязаны выявлять лишь обвинительные доказательства.

Принцип презумпции невиновности заключается в том, что пока человек не признан виновным судом, его вина не является доказанной. Обвиняемый не обязательно сам доказывает свою невиновность, ему могут помогать специально обученные люди – адвокаты и юристы. Органы, которые ведут расследование по делу, должны брать во внимание все факты, которые действуют как в пользу обвиняемого, так и против него.

Правильный ответ – Б, Г.

Страница 64

Задание 6. В чём, на твой взгляд, состоит главная причина негативного отношения части граждан к сотрудникам органом внутренних дел? Что, по-твоему, необходимо сделать (государству, обществу, СМИ, самим сотрудникам) для повышения авторитета работников органов внутренних дел?

Мне кажется, что главная причина негативного отношения части граждан к сотрудникам органов внутренних дел состоит в том, что люди не хотят подчиняться правилам и повиноваться законам. Они неуважительно относятся к правилам общественного порядка, поэтому негативно отзываются обо всех, кто пытается его поддерживать.

Кроме того причина может крыться в деятельности самих сотрудников. Часть из них может допускать больше, чем им дозволено или предвзято относиться к людям. Особенно актуальной темой в данном вопросе является коррупция.

За определенную сумму денег полиция, таможня или другие органы внутренних дел могут «закрыть глаза» на нарушение закона и нарушить права других граждан.

В таком случае у граждан так же может сложиться неприятное впечатление о сотрудниках органов внутренних дел. Для повышения авторитета работников обществу нужно осознать, как сложно дается исполнение обязанностей данной профессии. Государство должно принять все меры по борьбе с коррупцией.

СМИ следует распространять больше информации о качественной работе органов, а самим сотрудникам относиться к работе ответственно.

КС напомнил, что неприкосновенность не освобождает судей от уголовной ответственности

Один из экспертов выразил сожаление по поводу того, что КС не воспользовался возможностью дать развернутое толкование «случаям, не терпящим отлагательства» при производстве следственных действий применительно к ч. 5 ст. 165 УПК РФ в обозначенном заявителем аспекте.

Другой отметил, что определение является «очередным свидетельством недостаточности защиты конституционных прав в ординарном судебном контроле».

27 сентября Конституционный Суд вынес Определение № 2333-О по жалобе судьи, посчитавшего, что отдельные нормы Закона о статусе судей и УПК не соответствуют, в частности, конституционному принципу неприкосновенности судей.

Причина обращения в КС

Как указано в определении, первая и апелляционная инстанции признали законным произведенный в ситуации, не терпящей отлагательства, осмотр жилища Владимира Стародубцева, занимающего должность судьи районного суда, в качестве места происшествия.

Отметим, что 8 октября 2019 г. Следственный комитет РФ сообщил о возбуждении уголовного дела в отношении судьи Анапского районного суда Краснодарского края Владимира Стародубцева. Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество в особо крупном размере).

По версии следствия, подозреваемый совместно с еще двумя лицами требовал от предпринимателя денежные средства в размере 64 млн рублей якобы для их передачи в качестве взятки судьям Краснодарского краевого суда за принятие решения по административному делу, в котором потерпевший представлял интересы собственников земельных участков.

Как указано на сайте СКР, в феврале 2019 года при передаче судье Владимиру Стародубцеву по месту его жительства денежных средств «преступные действия судьи и его соучастников были пресечены сотрудниками ФСБ России».

Позиция заявителя

Владимир Стародубцев обратился в Конституционный Суд, полагая, что отдельные нормы Закона о статусе судей и УПК не соответствуют Конституции.

По его мнению, п. 7 ст. 16 Закона о статусе судей и ч.

5 ст. 450 УПК допускают возможность проведения в отношении судьи следственных действий (если в отношении него не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого), связанных с ограничением его гражданских прав либо нарушением его неприкосновенности, без предварительного получения решения соответствующей коллегии судей. Заявитель полагал, что такое правоприменение нарушает гарантированные Конституцией права на неприкосновенность жилища и судебную защиту, а также принцип неприкосновенности судей.

Владимир Стародубцев также оспаривал конституционность ч. 5 ст. 165 УПК, регулирующей судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия и допускающей осмотр жилища до возбуждения уголовного дела без постановления следователя или дознавателя в случае, не терпящем отлагательства.

Заявитель посчитал, что указанное правило также нарушает его право на неприкосновенность жилища.

Мнение экспертов

Доцент кафедры уголовно-процессуального права Университета им. О.Е. Кутафина Артем Осипов указал, что определение не содержит правовых позиций, «сколько-нибудь значимых» для российской правоприменительной практики.

«Остается лишь сожалеть о том, что Конституционный Суд не воспользовался возможностью дать развернутое толкование «случаям, не терпящим отлагательства» применительно к ч. 5 ст. 165 УПК РФ в указанном заявителем аспекте.

Данная правовая конструкция при всей ее публично-правовой ценности оставляет крайне широкие пределы для произвольного толкования и применения сотрудниками следственных органов, от чего может пострадать не только судейская неприкосновенность, но и иные разновидности конституционно значимых ценностей (адвокатская тайна, тайна личной жизни, право обвиняемого на защиту)», – пояснил Артем Осипов.

По его словам, в настоящий момент стандарты судебного контроля за обоснованностью неотложных следственных действий не разработаны, несмотря на краткий перечень оснований для их проведения в п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 1 июня 2017 г. № 19.

Как полагает руководитель конституционной практики Адвокатской конторы «Аснис и партнеры» МГКА Дмитрий Кравченко, данное определение является «очередным свидетельством недостаточности защиты конституционных прав в ординарном судебном контроле». «Заявители, даже судьи, сталкиваются с ситуациями ограничения их базовых гарантий, прямо предусмотренных законом, и, не найдя поддержки в судах общей юрисдикции, обращаются в КС. Но в случае, когда разовое правоприменение прямо расходится с законом, Конституционный Суд может (но не должен) лишь рассматривать норму в контексте этой практики.

Как правило, для этого практика должна сформироваться и все же прямо не противоречить нормам закона», – отметил Дмитрий Кравченко.

Адвокат полагает, что конституционный контроль в конкретном деле должны осуществлять суды общей юрисдикции, однако они, по его мнению, не всегда справляются с этой функцией.

Adblock
detector