Сборник задач по экологическому праву с ответами

1. В результате аварии напорного нефтепровода открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» произошло загрязнение нефтью рек Вать-Яун, Пим, Пимский Сор и частично реки Обь. Управление «Нижнеобьрыбвод» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании ущерба, причиненного рыбным запасам и убытков по оплате работ по расчету ущерба.

Согласно заключению экспертизы доказанный размер ущерба составляет в денежном выражении 236600 рублей. Ответчик пояснил, что авария произошла не по его вине.

  • 1. Имеются ли законные основания для привлечения должностных лиц предприятия к юридической ответственности?
  • 2. В ходе какой процедуры возможно выявление соответствия хозяйственной деятельности существующего промышленного предприятия экологическим требованиям?
  • 3. Куда перечисляются взысканные судами денежные средства по искам правоохранительных органов?

В результате аварии напорного нефтепровода открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» произошло загрязнение нефтью рек Вать-Яун, Пим, Пимский Сор и частично реки Обь. Управление «Нижнеобьрыбвод» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании ущерба, причиненного рыбным запасам и убытков по оплате работ по расчету ущерба. Согласно заключению экспертизы доказанный размер ущерба составляет в денежном выражении 236600 рублей.

Ответчик пояснил, что авария произошла не по его вине.

Имеются ли законные основания для привлечения должностных лиц предприятия к юридической ответственности?

В ходе какой процедуры возможно выявление соответствия хозяйственной деятельности существующего промышленного предприятия экологическим требованиям?

Куда перечисляются взысканные судами денежные средства по искам правоохранительных органов?

Административная ответственность за экологические правонарушения наиболее широко применяется на практике. В ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды» приведен длинный перечень видов административных экологических правонарушений, начиная с несоблюдения стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды и кончая отказом в предоставлении достоверной экологической информации (например: несоблюдении стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды; невыполнении обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экологической экспертизы, а также в предоставлении неправильных и необоснованных экспертных заключений; нарушении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений, технологических линий и иных объектов; загрязнении окружающей природной среды и причинении вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц; порче, повреждении, уничтожении природных объектов, в том числе памятников природы, истощении и разрушении природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем и т.д).

Установлено, что за эти нарушения граждане (частные лица) подвергаются штрафу в административном порядке в размере от однократного до десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации. Штраф на должностных лиц в аналогичных случаях — от трехкратного до двадцатикратного минимального размера оплаты труда, а на юридических лиц (предприятия, учреждения, организации) — от 50 000 до 500 000 рублей. Предусмотрена индексация размеров штрафов.

Штрафы за административные экологические правонарушения налагаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, регулирования использования природных ресурсов в соответствии с их компетенцией. Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов. Как обычно, постановление о наложении штрафа в административном порядке может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

Уплата штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного правонарушением вреда. Уголовная ответственность за экологические правонарушения наступает в случаях наиболее общественно опасных деяний в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. Более 20 статей Уголовного кодекса касаются экологических преступлений: незаконная добыча водных животных и растений (ст.

25б), незаконная охота (ст. 258), нарушение законодательства о континентальном шельфе (ст. 253), незаконная порубка леса (ст.

260), уничтожение или повреждение лесных массивов путем причинения лесного пожара (ст. 261), загрязнение водоемов и воздуха (ст. 250, 251), загрязнение моря вредными веществами (ст.

251), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262), жестокое обращение с животным» (ст. 245).

Наиболее строгое наказание — 8 лет лишения свободы — установлено за умышленное уничтожение лесных массивов путем поджога, а также нарушение правил обращения с отходами, повлекшее смерть человека или массовое заболевание людей. Во многих случаях применяются штрафные санкции и конфискация незаконно добытого и орудий экологического преступления. По общему правилу, применение мер уголовной ответственности не освобождает виновных лиц от возмещения вреда, причиненного экологическим преступлением.

2. Общественное объединение «Во имя жизни» обратилось в суд с иском о признании недействительной лицензии, выданной химическому комбинату на использование недр для глубинного захоронения радиоактивных отходов, поскольку при выдаче данной лицензии не была проведена государственная экологическая экспертиза. Решением областного суда в иске было отказано по тем основаниям, что действующее законодательство обязательного проведения государственной экологической экспертизы при выдаче упомянутой лицензии не предусматривает.

  • 1. Правомерно ли решение суда?
  • 2. В каких случаях закон предусматривает обязательное проведение государственной экологической экспертизы?

Общественное объединение «Во имя жизни» обратилось в суд с иском о признании недействительной лицензии, выданной химическому комбинату на использование недр для глубинного захоронения радиоактивных отходов, поскольку при выдаче данной лицензии не была проведена государственная экологическая экспертиза. Решением областного суда в иске было отказано по тем основаниям, что действующее законодательство обязательного проведения государственной экологической экспертизы при выдаче упомянутой лицензии не предусматривает.

Правомерно ли решение суда?

Решение суда не правомерно, так как в соответствии с положениями Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 года №174-ФЗ государственная экологическая экспертиза проводится в целях проверки соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологического права. Объектами государственной экологической экспертизы, в числе прочих являются: материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Вопрос 2: В каких случаях закон предусматривает обязательное проведение государственной экологической экспертизы?

В соответствии с положениями Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 года №174-ФЗ государственная экологическая экспертиза проводится в целях проверки соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологического права. Она состоит в проверке содержания представляемой на экспертизу проектной документации силами специально создаваемых экспертных комиссий, состоящих из компетентных специалистов — ученых и практиков, определении экологической допустимости проектируемой деятельности. Результаты государственной экологической экспертизы в каждом случае оформляются в виде заключения, которому придается обязательная юридическая сила.

Однако выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намеченным к реализации на территории Российской Федерации, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов.

Выделяют объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня:

  • 1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
  • 2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  • 3) проекты соглашений о разделе продукции;
  • 4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности») (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;
  • 5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
  • 6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
  • 7) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня:

  • 1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • 2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  • 3) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов);
  • 4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую среду. Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Практические задания по УД Экологическое право

Акционерное общество «Рассвет» без положительного заклю­чения экологической экспертизы произвело отсыпку грунта на территории природного парка «Тушинский», в результате чего был уничтожен плодородный слой почвы на площади около 0,5 га.

1. Как следует квалифицировать данное правонарушение?

2. Какая статья предусматривает максимальную ответствен­ность за его совершение?

( ч.1 ст. 8.4; ч.2 ст.8.6; ч.2. ст.8.4 КоАП)

На военном аэродроме Чкаловский на протяжении 10 лет происходил сброс оставшегося керосина из баков военно-воз­душных судов непосредственно на местах стоянки, вследствие чего 1000 т топлива попали в почву. При проведении строитель­ных работ на территории поселка Бахчиванджи, расположенного рядом с аэродромом, из почвы было откачено 100 т застоявшего­ся керосина.

Как можно квалифицировать данную ситуацию?

( ч.1. Ст 254 УК РФ)

Руководитель районной администрации своим постановлени­ем санкционировал отвод земельного участка, находящегося в водоохранной зоне реки Клязьма, под строительство многоэтаж­ного дома.

Как следует квалифицировать данное деяние?

( ч. 1 ст 8.12 КоАП)

При проверке деятельности акционерного общества «Машстройпроект» органами охраны окружающей среды было установ­лено, что данное общество систематически осуществляет сброс сточных вод в водоем. При этом содержание загрязняющих ве­ществ в сточных водах превышает установленные нормативы ПДС.

Какие меры юридической ответственности могут быть приме­нены к АО «Машстройпроект»?

В городском сквере местными жителями были обнаружены облитые серной кислотой деревья и кустарники. Как стало извест­но позднее, ночью к скверу подъехала цистерна с серной кислотой и кто-то окатил деревья из шланга. Едкой жидкостью были повре­ждены стволы и кроны кленов и каштанов и несколько кустов си­рени.

Был отмечен едкий запах, бродячих собак рвало.

В ходе следствия было установлено, что деревья были уничто­жены строительной компанией, которая намеревалась размес­тить на месте сквера новостройку, но разрешения на строитель­ство получить ей не удалось, так как сквер являлся единственной рекреационной зоной в районе.

Какой ответственности подлежат виновные лица?

( ч. 2 ст. 258 УК РФ; ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст.1064 ГК РФ)

Группа туристов остановилась на ночлег в лесу. Для сооруже­ния шалаша и разведения костра ими было срублено шесть берез, повреждены другие деревья и кустарники.

1. Определите вид ответственности за совершенные действия туристов.

2. Изменится ли вид ответственности, если рубка деревьев была произведена одним туристом, а не группой?

( п. «а» ч. 2 ст. 260 УК РФ; ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст.1064 ГК РФ; ст 8.28 КоАП РФ)

Гражданин Захаров во время пикника с друзьями в лесу об­лил бензином муравейник, портивший, как он считал, вид леса, и поджег его.

Какой ответственности подлежит Захаров?

Гражданин Н. при строительстве своего дачного участка вы­возил с близлежащего поля плодородную землю на свой участок.

Правомерны ли действия Н.?

( ч. 1 ст 8.6 КоАП РФ; ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст.1064 ГК РФ)

На птицефабрике разрушилось оградительное сооружение емкости для скапливания жидких отходов, в результате чего про­изошло загрязнение лугов.

Какая ответственность предусмотрена за данное правонару­шение?

( ч. 2 ст 8.6 КоАП РФ; ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст.1064 ГК РФ)

Гражданин Степанюк приобрел дом в деревне Ковылкино и занялся выращиванием овощных культур. Он не мог нарадовать­ся на огромные вкусные овощи, выросшие на его участке. Но ко­гда услышал от соседей, что огромные размеры овощей могут быть следствием воздействия радиации, обеспокоился и обратил­ся в территориальные органы экологического контроля за ин­формацией о состоянии окружающей среды в местности, где он проживает.

Однако интересующую информацию ему предоста­вить отказались.

Как следует квалифицировать данное правонарушение?

Автотуристы Миллер и Силаев во время привала на берегу реки увидели азиатского речного бобра, охота на которого полностью запрещена. Не будучи охотниками и не зная этого об­стоятельства, они поймали бобра и хотели взять его с собой, но были задержаны егерем.

1. Подлежат ли ответственности Миллер и Силаев?

2. Какой ответственности подлежали бы Миллер и Силаев, если бы охота на бобра была разрешена?

( ст.8.35 КоАП РФ; ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ)

Директор предприятия принял решение о перевозке опасных отходов с нарушением установленных для таких случаев правил. При транспортировке произошла авария и опасные отходы попа­ли в окружающую среду, вызвав массовую гибель животных в зоне заражения.

Как следует квалифицировать данное деяние?

(ч. 2 ст 247 УК РФ)

Директор общества с ограниченной ответственностью «Ксенод» Павлов, организовал разработку угольных пластов без полу­чения соответствующей разрешительной документации. С янва­ря по май 2007 г. было добыто более 77 тыс. т черного золота, сумма доходов составила 677 тыс. 160 рублей.

Какой ответственности подлежит Павлов?

(п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ; ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст.1064 ГК РФ)

Акционерное общество «Краситель» в нарушение существую­щей технологии переработки мышьякосодержащих продуктов выбросило в ночное время в атмосферу мышьякосодержащие ве­щества и фтористый водород. В результате этого атмосферный воздух в радиусе 3,5 км был отравлен, что повлекло гибель не­скольких жителей города.

1. Какое значение для возмещения вреда здоровью граждан име­ет причинная связь между вредом здоровью и поведением причинителя вреда?

2. Имеется ли вина руководителей акционерного общества «Краситель», если в атмосферу города одновременно и системати­чески выбрасывались иными промышленными предприятиями вред­ные для здоровья граждан химические примеси?

3. Какой ответственности подлежит руководитель акционер­ного общества «Краситель»?

Из-за аварии на предприятии «Химпром» произошел сброс фенола в реку. В течение недели около 150 тыс. жителей города употребляли отравленную фенолом воду, чем был нанесен вред их здоровью.

В интересах города и граждан прокурор предъявил иск пред­приятию «Химпром».

Определите меру юридической ответственности виновных лиц.

( ч. 2 ст.250 УК РФ; ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст.1064 ГК РФ)

Работником лесной охраны был задержан водитель швейной фабрики Жирнов во время выгрузки им из автомобиля бытового мусора в лесоохранной зоне. По факту правонарушения был со­ставлен акт. Как выяснилось, сброс промышленного и бытового мусора осуществлялся по указанию директора фабрики Скляро­ва. Подобные факты имели место и ранее.

Назовите субъектов правонарушения и меру их ответственности.

(ч.2 ст. 8.31 КоАП РФ)

Боголюбов, С. А. Экологическое право. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / С. А. Боголюбов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 258 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00803-6.

Задачи по «Экологическому праву»

Задача № 1
Администрация одного из районов обязала всех граждан, имеющих скважины для пользования водой, приобрести лицензии. Граждане, считая, что действия администрации нарушают законодательство о недрах, обратились за разъяснением в юридическую консультацию.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

Администрация одного из районов обязала всех граждан, имеющих скважины для пользования водой, приобрести лицензии. Граждане, считая, что действия администрации нарушают законодательство о недрах, обратились за разъяснением в юридическую консультацию.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 «О недрах», предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Ст.19 Закона РФ от 21.02.1992 «О недрах» устанавливает право собственников и владельцев земельных участков по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Положению «О порядке лицензирования пользования недрами», утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 №3314-1, лицензирование не требуется на право проведения работ без существенного нарушения целостности недр.

Таким образом, требования Администрации района в данном случае необоснованны.

Лесничество выдало фирме «Грей» лесорубочный билет на заготовку живицы. На отведенном участке фирма организовала так же заготовку дикоросов для сдачи в аптеки в качестве лекарственного сырья.

Согласно ст.31 Лесного кодекса, заготовка живицы представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с подсочкой хвойных лесных насаждений, хранением живицы и вывозом ее из леса. Заготовка живицы осуществляется в лесах, которые предназначаются для заготовки древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку живицы на основании договоров аренды лесного участка, что и имело место в случае с фирмой «Грей».

Согласно ст. 34 Лесного кодекса РФ, сбор лекарственных растений представляет собой предпринимательскую деятельность и лица, осуществляющие сбор лекарственных растений, должны заключить для этого договор аренды лесных участков.

Таким образом, фирма заключила договор аренды лесного участка для заготовки живицы, и самовольно дополнительно осуществляла сбор дикоросов в качестве лесного сырья.

Подобные действия фирмы «Грей» квалифицируются по ст.8.25 КоАП РФ – нарушение правил лесопользования:

«Нарушение правил заготовки живицы, заготовки пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей».

Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается

1 экологическими фондами

2 экологическими партиями

3 ассоциациями предпринимателей

4 местным самоуправлением

5 союзами и иными общественными объединениями

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается

1 юридическими лицами

2 хозяйствующими субъектами

3 законодательством РФ

4 законодательством субъектов РФ

5 местным самоуправлением

Нормативы допустимых физических воздействий устанавливаются

1 для группы источников

2 для каждого источника

3 для источников повышенной опасности

4 для источников, импортируемых РФ

Разрешения на выбросы и сбросы радиоактивных веществ выдают

1 органы местного самоуправления

2 глава местной администрации

3 специально уполномоченные государственные органы

4 правительство области

Выбор мест размещения зданий и иных объектов осуществляется

1 при наличии ОВОС

2 при наличии лицензии

3 при наличии положительного заключения экологической экспертизы

Список использованных источников и литературы:

1.Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ//СЗ РФ. — 2006. — N 50. — Ст. 5278.

2. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (в актуальной редакции)// СПС Гарант

3. Комментарий к новому Лесному кодексу Российской Федерации/ Под ред. Тихомирова М.Ю. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2007.

4. Леонтьев И.А. Комментарий к Закону РФ от 21.02.1992 г. N 2395-I «О недрах» — Системы ГАРАНТ, 2008.

Adblock
detector