Ст.147 тк рф

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Комментарий к Статье 147 ТК РФ

1. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах,

работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (далее — работы с особыми условиями труда) должна устанавливаться работодателем (с учетом мнения профсоюзного органа) в повышенном размере по сравнению с оплатой труда (тарифными ставками, окладами), предусмотренной для различных работ с нормальными условиями труда.

Размер оплаты труда работников, занятых на работах с особыми условиями труда, установленный работодателем, не может быть ниже размеров, определенных законами и иными нормативными правовыми актами (ст. 147 Трудового кодекса РФ).

Повышение заработной платы производится по результатам проведения аттестации рабочих мест. Порядок проведения аттестации приведен в Постановлении Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».

Некоторые нормативные правовые акты, регулирующие оплату труда работников, занятых на работах с особыми условиями труда, устанавливают четко определенный размер доплаты за работу в данных условиях труда (например, 40 процентов), другие — относительно определенный размер доплаты (например, 16, 20, 24 процента) или предельные размеры доплаты (например, не более 24%).

Стороны трудового договора могут определить конкретные размеры доплаты за особые условия труда в трудовом или коллективном договоре. Работодатель имеет право самостоятельно определять конкретные размеры доплаты за работу в особых условиях труда, учитывая минимальные размеры доплаты, установленные нормативными правовыми актами, и не ухудшая условий трудовых и коллективных договоров, соглашений.

Повышение заработной платы по основаниям, указанным в статье 147 Трудового кодекса РФ, производится по результатам аттестации рабочих мест. Положение, определяющее порядок аттестации рабочих мест, утверждено Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12.

Работникам бригады чистильщиков, занятых на ручной очистке, промывке и пропарке аппаратуры, резервуаров, цистерн, емкостей, трубопроводов и другого оборудования от остатков нефти, мазута, нефтепродуктов и других вредных химических веществ, в соответствии с коллективным и трудовыми договорами начислены компенсационные выплаты в сумме 20000 руб. за работу во вредных условиях труда.

Компенсацией являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей (ст. 164 Трудового кодекса РФ).

Каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным и трудовым договорами, если он занят на работах с вредными условиями труда (ст. 219 Трудового кодекса РФ).

Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 147 Трудового кодекса РФ). Указанные в нашем примере обязанности относятся к профессиям с вредными условиями труда.

Бухгалтер организации делает такую проводку:

Дебет 23 Кредит 70

— 20000 руб. — начислена доплата за работу во вредных условиях труда работникам бригады чистильщиков.

На основании пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ с доплаты за работу с вредными условиями труда удерживается налог на доходы физических лиц, а согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса РФ эти доплаты являются объектом обложения единым социальным налогом.

К расходам на оплату труда, уменьшающим базу по налогу на прибыль, относятся начисления компенсирующего характера за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 255 Налогового кодекса РФ).

2. Оплата труда в особых условиях

Прежде всего в повышенном размере оплачивается труд лиц, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда. Действующее трудовое законодательство исходит из договорного и локального регулирования доплат за работу с такими условиями труда. Согласно статье 147 Трудового кодекса РФ конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

При этом условия коллективного договора, трудового договора или положения, принятого работодателем локального акта не могут ухудшать положения работника по сравнению с установленным законодательством. В данном случае это означает, что размеры доплат за работу в особых условиях труда не могут быть меньше установленных действующим законодательством или подзаконными нормативно-правовыми актами.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения должны быть установлены в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время такие доплаты предусматриваются отдельными нормативными актами, например, работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, работникам, занятым на подводных работах (например, водолазам), лицам, занятым на работах с химическим оружием, и т.п. Так, Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 391 «О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей» работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, устанавливается доплата в размере 20 процентов тарифной ставки по Единой тарифной сетке.

Для определения работ с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда и права работника на соответствующую доплату к заработку проводится аттестация рабочих мест по условиям труда. Как уже было сказано выше, Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда было установлено и утверждено Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12.

Другой комментарий к Ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 147 ТК РФ является специальной по отношению к ст. 146 ТК РФ и предусматривает повышенную оплату в связи с особыми условиями труда. Такая оплата производится на работах с тяжелыми условиями труда; на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; на работах с иными особыми условиями труда.

2. В соответствии с ч. 2 ст.

147 ТК РФ минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения должны определяться Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время такие перечни в указанном порядке не определены, поэтому необходимо руководствоваться перечнями, утвержденными в свое время Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС (например, Перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых повышаются часовые тарифные ставки рабочим за условия труда в строительстве и на ремонтно-строительных работах, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 1 октября 1986 г. N 374/22-60 (в ред.

от 21 июня 1990 г.) (Экономика и учет в строительстве. 2001. N 4).

3. Статья 147 в прежней редакции связывала повышение заработной платы с результатами аттестации рабочих мест. Настоящая редакция такого порядка не устанавливает, но это не исключает возможности повышения оплаты с учетом аттестации рабочих мест на основании локальных нормативных актов.

Об аттестации рабочих мест см. ст. 209 ТК РФ и далее.

4. Повышение заработной платы работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда, возможно путем установления повышенных тарифных ставок (окладов) или путем установления специальных доплат. Конкретная форма повышения, а также его размеры устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором.

5. В случае если размеры повышенной оплаты установлены законами или иными нормативными правовыми актами, размер повышений, установленный организацией, не может быть ниже.

До 1991 г. максимальный размер повышений устанавливался законодательно и составлял 12% тарифной ставки (оклада) за работу с тяжелыми и вредными условиями труда и 24% — за работу с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Постановлением Правительства РСФСР от 15 ноября 1991 г.

было установлено, что впредь размеры доплат за условия труда предприятия устанавливают самостоятельно, но не ниже размеров, установленных решениями Правительства РСФСР или других органов по его поручению.

В настоящее время централизованно установлены:

— повышение в зависимости от группы работ на 100 или на 50% тарифных ставок (окладов) для граждан, занятых на работах с химическим оружием, на основании ст. 4 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ (в ред.

от 22 августа 2004 г.) «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»; Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, а также Список профессий и должностей на производствах, постановления Правительства РФ с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, утверждены Постановлением Правительства России от 29 марта 2002 г. N 188 (в ред. от 8 августа 2003 г.);

— надбавки в размере от 5 до 75% должностного оклада (тарифной ставки) в зависимости от степени секретности сведений для работников, допущенных к государственной тайне, на основании Постановления Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны»;

— повышение размеров должностных окладов на 15, 25, 30, 40 и 60% работникам учреждений и структурных подразделений здравоохранения и социальной защиты с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда на основании Постановления Минтруда России от 8 июня 1992 г. N 17 (в ред. от 19 февраля 2004 г.);

— надбавка в размере 30% оклада (ставки) за работу в опасных условиях медицинскому и педагогическому персоналу психиатрических больниц (отделений) специализированного типа и судебно-психиатрических отделений для лиц, содержащихся под стражей, на основании п. 6.3 Положения об условиях оплаты труда работников здравоохранения, утвержденного Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377 (в ред.

от 12 апреля 2007 г.);

— надбавки к должностным окладам за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда для работников учреждений здравоохранения, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, — в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ (в ред.

от 22 августа 2004 г.) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». Порядок установления размера надбавок для работников федеральных учреждений здравоохранения определяется Правительством РФ, для работников учреждений здравоохранения субъектов РФ — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации.

Судебная практика по статье 147 TК РФ

В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 7 указанного областного Закона, ссылаясь на то, что эта норма не соответствует положениям установленным ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации.

В частности, ст. 7 областного закона предусмотрено, что тарифные ставки (оклады) работников государственных учреждений Самарской области, занятых на работах с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышений тарифных ставок (окладов) устанавливаются правительством Самарской области.

Между тем п. 1 ст. 147 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда работников, занятых на таких работах, должна быть не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными актами.

По мнению прокурора, отсутствие в Законе области указания на то, что оплата труда работников, занятых на таких работах, должна быть не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными актами (что предусмотрено Трудовым кодексом РФ), ущемляет права на оплату труда и законные интересы работников государственных учреждений Самарской области, занятых на работах с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда.

Не противоречит данный пункт Инструкции и требованиям ст. ст. 146 и 147 Трудового кодекса РФ, поскольку он, в отличие от приведенных норм, регулирует вопросы дополнительных выплат сотрудникам, порядок исчисления которых установлен специальным Законом (N 78-ФЗ).

Как уже отмечалось выше, дополнительные выплаты в виде ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы не включены законом в оклад денежного содержания, а поэтому не могут учитываться при исчислении денежного вознаграждения по итогам календарного года, что и нашло отражение в оспариваемом пункте Инструкции. Данные выплаты в соответствии с пунктом 1 ст. 1 Федерального закона N 78-ФЗ включаются, наряду с окладом денежного содержания, в состав ежемесячно выплачиваемого денежного довольствия сотрудникам уголовно-исполнительной системы, и исчисление из его размера денежного вознаграждения по итогам календарного года, на чем фактически настаивает заявитель, законом не предусмотрено.

В соответствии с частью 1 статьи 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно части 1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При рассмотрении спора суды оценили представленные доказательства и установили, что доплаты, предусмотренные статьями 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, производились обществом на основании коллективного договора и локального соглашения по охране труда, заключенного между обществом и местным комитетом первичной профсоюзной организации. Указанные доплаты включались в состав заработной платы и в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц. Суды также установили, что помимо указанных выплат, общество производило компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, предусмотренные коллективным договором и локальным соглашением по охране труда, на основании статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации с учетом рекомендаций, изложенных в акте независимой экспертизы оценки условий труда работников общества, проведенной временной экспертной комиссией Объединенной профсоюзной инспекцией труда РОСТ.

На основе установленных обстоятельств суды сделали вывод о том, что эти компенсационные выплаты согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Судами установлено, что выплаты, произведенные обществом в качестве повышенного размера оплаты труда в соответствии со статьями 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, были включены в объект налогообложения. Судами сделан вывод о том, что компенсации, установленные пунктом 3.3.3 коллективного договора в соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, не подлежат налогообложению в силу пункта 3 статьи 217, подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.

Общество «Новоросметалл» производит выплату компенсаций в размере установленном коллективным договором, исходя из своего финансово-экономического положения и по им же самим утвержденному списку работников. Поэтому выплачиваемые компенсации являются элементами оплаты труда и осуществляются применительно к статье 147 Трудового кодекса РФ.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» (пункты 1 и 2 статьи 2), не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования статей 2, 22, 130, 132, 135, 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об установлении работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, заработной платы в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешая в Определении от 1 октября 2009 года N 1160-О-О вопрос о том, допускают ли положения пунктов 1 и 2 статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» установление равной оплаты труда работников, работающих в обычных условиях труда, и работников, трудовая деятельность которых осуществляется в особых условиях труда, и нарушают ли они право граждан на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, отметил, что при установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования статей 2, 22, 130, 132, 135, 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об установлении работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, заработной платы в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.

Гражданин М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими пункта 1, абзаца второго пункта 2 вышеназванного Постановления и абзацев первого и второго пункта 2 Указания, поскольку они противоречат статьям 3, 132, 146, 147, 219 Трудового кодекса Российской Федерации, нарушают его право на компенсации, установленные в соответствии с данным Кодексом.

Adblock
detector