Ст 154 жк рф комментарий

1. Части 1 и 2 комментируемой статьи раскрывают понятие платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 16 ст. 12 ЖК РФ определение структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

Подобной компетенции нет у органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления. В связи с этим принятие региональных и местных актов жилищного законодательства по этим вопросам неправомерно.

2. Жилищный кодекс РФ не устанавливает структуру платы и требования к определению размера платы для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам найма жилого помещения частного жилищного фонда. Этот вопрос урегулирован гл.

35 ГК РФ «Наем жилого помещения». Согласно ст. 682 ГК РФ наниматель и наймодатель самостоятельно устанавливают в договоре найма жилого помещения размер платы за жилое помещение.

3. Плата за жилое помещение для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за пользование жилым помещением (за наем), не уплачиваемую собственниками жилых помещений.

Взимая плату за наем или арендную плату (в экономической литературе эти термины используются как синонимы), собственник в первую очередь компенсирует свои капитальные расходы, связанные со строительством данного жилого помещения.

В данной статье плата за наем рассматривается исключительно в отношении публичных собственников. Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования как собственники государственного и муниципального жилищных фондов и наймодатели имеют в этом отношении существенные особенности, что и определяет необходимость специального регулирования в ЖК РФ. Во-первых, государственный и муниципальный жилищные фонды предназначены для удовлетворения жилищных потребностей малоимущих и иных установленных законом категорий граждан и, как правило, не должны использоваться с целью извлечения прибыли.

Во-вторых, ЖК РФ полностью освобождает от внесения наймодателю платы за наем основную группу пользователей муниципального жилищного фонда — малоимущих граждан (ч. 9 ст. 156).

Очевидно, что и для остальных категорий пользователей по договорам социального найма и найма в государственном и муниципальном жилищных фондах плата за наем будет устанавливаться, как правило, не в полном размере (т.е. в размере, не обеспечивающем компенсацию капитальных расходов собственника) с целью сохранения доступности платы за жилое помещение и коммунальные услуги (см. также комментарий к ст.

156 ЖК).

4. Понятие «плата за содержание и ремонт жилого помещения», используемое в ЖК РФ, охватывает собой плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенного как внутри, так и вне жилого помещения. Важно подчеркнуть, что, несмотря на используемый термин, этим понятием не охватываются услуги и работы, связанные с содержанием и ремонтом элементов жилого помещения, не являющихся общим имуществом (например, ремонт смесителя, газовой плиты или водонагревателя, внутриквартирной электропроводки) (см.

комментарий к ч. 10 ст. 155 ЖК).

Состав общего имущества определен в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и в п.

п. 2 — 9 действующих на момент написания комментария Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (см.

комментарий к ст. 36 ЖК).

5. Плата за содержание и ремонт жилого помещения вносится как нанимателями жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, так и собственниками помещений в многоквартирном доме — как жилых, так и нежилых. Таким образом, собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вносит «плату за содержание и ремонт жилого помещения» в том же порядке, что и собственники жилых помещений в этом доме.

6. Согласно п. 2 ч.

1 комментируемой статьи плата за жилое помещение для нанимателей таких помещений государственного и муниципального жилищных фондов не включает в себя расходы на капитальный ремонт многоквартирного дома, в котором проживает наниматель. Эти расходы покрываются собственниками соответствующих помещений государственного и муниципального жилищных фондов наравне с иными собственниками помещений в данном многоквартирном доме. Как общее правило капитальный ремонт многоквартирных жилых домов осуществляется за счет средств собственников помещений в таких домах (см.

комментарий к ст. 158 ЖК). С учетом того, что при определении прав граждан на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленные исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, расходы собственников жилых помещений на капитальный ремонт многоквартирного дома не субсидируются (см.

комментарий к ч. 6 ст. 159 ЖК).

При этом органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов (см. комментарий к ч. 1 ст.

165 ЖК).

7. Часть 3 комментируемой статьи определяет структуру платежей для собственников жилых домов — индивидуально определенных зданий (см. комментарий к ст.

16 ЖК). Для этой категории граждан не предусмотрена жесткая структура платы; ЖК РФ устанавливается лишь обязанность по несению расходов на содержание и ремонт принадлежащих им домов, а также по оплате потребляемых коммунальных услуг в соответствии с заключенными договорами (см. ч.

9 ст. 155 ЖК).

8. Согласно ч. 4 комментируемой статьи плата за коммунальные услуги, оплачиваемая как нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, так и собственниками помещений в многоквартирных домах, и собственниками жилых домов, включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро-, газоснабжение (в т.ч.

поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Установив непосредственно в федеральном законе перечень коммунальных услуг, предоставляемых нанимателям и собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ЖК РФ положил конец многочисленным спорам среди специалистов жилищно-коммунального хозяйства о том, относятся ли, например, вывоз мусора, обслуживание лифтов и иные аналогичные работы, осуществляемые в многоквартирных домах, а также утилизация (уничтожение) бытовых отходов к коммунальным услугам. Такая определенность способствует осуществлению указанных и иных аналогичных видов деятельности в перспективе не по регулируемым тарифам, устанавливаемым на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а по свободным ценам, устанавливаемым под влиянием спроса и предложения на конкурентном рынке услуг управления, содержания и ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Другой комментарий к Ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Части 1 и 2 комментируемой статьи раскрывают понятие платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и для собственников жилья в многоквартирных домах.

Плата за жилое помещение для нанимателей определена ч. 1 ст. 154, для собственников — ч.

2. Общим является «наполняемость» понятия платы за содержание и ремонт жилого помещения; она включает в себя плату: 1) за услуги и работы по управлению многоквартирным домом; 2) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Однако в части ремонта для нанимателей обозначен только текущий ремонт общего имущества дома, а для собственников — текущий и капитальный.

Общим является также обязанность (как нанимателя, так и собственника) оплачивать коммунальные услуги.

Что касается платы за пользование жилым помещением (платы за наем), то, разумеется, это неприменимо к собственнику.

2. Часть 4 комментируемой статьи фактически содержит полный перечень коммунальных услуг. Перечень является закрытым, следовательно, обслуживание лифтов, вывоз мусора и проч. не могут быть отнесены к коммунальным услугам.

3. Собственники индивидуальных жилых домов (см. ст. 16 ЖК РФ) согласно ч. 3 комментируемой статьи несут расходы на содержание и ремонт домов, а также оплачивают потребляемые коммунальные услуги согласно соответствующим договорам с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (см. также ч. 9 ст. 155 ЖК РФ).

За что платит наниматель жилища?

Наниматель по договору соцнайма или найма жилья из муниципального или государственного фонда обязан уплачивать финансовые средства согласно ч.1 ст.154 ЖК РФ за следующее:

  1. За пользование жилищем или плату за наём.
  2. За содержание его жилища, которое состоит из таких услуг, как осуществление управленческих услуг в отношении многоэтажки, в которой он проживает, содержание общего имущества, а также его ремонт, водоснабжение как горячее, так и холодное, и обеспечение электричеством в целях содержания имущества, находящегося в общей собственности у жильцов многоэтажки, выведение канализационных стоков для целей содержания имущества, находящегося в общей собственности у жильцов многоэтажки. При этом обратите внимание, что наниматели не должны оплачивать капремонт, который осуществляется собственником и за его деньги.
  3. За коммуналку, т.е. личное потребление газа, воды и т.д.

В пункте втором ч.1 статьи сто пятьдесят четыре Жилищного кодекса указано, что как с нанимателей, так и с собственников должны взиматься финансовые средства как за ремонт, так и за содержание жилых помещений. Что под этим понимают юристы? Обратимся к разъяснениям авторов юридических комментариев по соответствующей статье Жилищного кодекса.

Понятие оплата услуг по ремонту и содержанию жилых помещений из новой редакции статьи сто пятьдесят четыре Жилищного кодекса подразделяется юристами на две группы:

  • Внесение платы за ремонт или содержание имущества, находящегося в общей собственности у всех жильцов многоэтажки. Смысл взимания денег за это заключается в том, что необходимо покрывать расходы, которые возникают во время эксплуатации дома и имущества, находящегося в общей собственности у жильцов, и своевременно ремонтировать его, чтобы не допустить ухудшения жилищных условий для людей либо возникновения ситуации, когда услуги коммунального характера не будут предоставляться или предоставляться с перебоями. Понятие ремонт включает в себя как текущий ремонт, так и капитальный ремонт. Согласно статье сто пятьдесят четвёртой Жилищного кодекса наниматели жилища по договору соцнайма и найму жилья из муниципального или государственного фонда не платят за капремонт. В то же время собственники квартир в многоэтажках и собственники частных домов несут полную ответственность как за финансирование капитального ремонта, так и за оплату текущего ремонта.
  • Перечисление оплаты в качестве компенсации за работы либо услуги в сфере управления многоэтажкой. Иными словами, это платежи в пользу управляющей организации любой разновидности, например, ТСЖ, жилкооператива или управляющей компании за такие услуги, как вывоз мусора, поддержание лифта в работоспособном состоянии, поддержание в надлежащем санитарном состоянии территории рядом с многоэтажкой, поддержание работоспособности приборов учёта общедомовых и т.д. Причём совсем необязательно, чтобы именно управляющая организация занималась решением этих вопросов сама. Она может договориться с другими субъектами и привлечь их на вышеуказанные работы, однако деньги на это, как правило, собираются из карманов жильцов.

За что платит наниматель жилища из фонда для социального использования

Законодатель в части 1.1 статьи сто пятьдесят четыре Жилищного кодекса России ввёл новые специальные правила, касающиеся платы за жильё, вносимой нанимателями социального жилья. Эти люди платят за:

  1. Наём жилых помещений.
  2. Коммуналку.

За что платит собственник квартиры в многоэтажке

Как указано в части второй статьи сто пятьдесят четыре Жилищного кодекса в новой редакции в структуру квартплаты у владельцев квартир входят:

  1. Плата в целях содержания имущества, находящегося в общей собственности всех жителей многоквартирного дома, а также его ремонта.
  2. Взимание финансовых средств на капремонт.
  3. Плата за коммуналку.
Adblock
detector