Страна происхождения товара 44 фз

Содержание
  1. Страна происхождения товара
  2. Поставляемый или используемый товар: в чем разница?
  3. Как указывать страну происхождения товара?
  4. Характеристики (конкретные показатели) товаров
  5. Страна происхождения товара: что это такое, цифровые коды, классификатор, каковы критерии и правила определения
  6. Общее представление
  7. Последние изменения
  8. Как определить, где произведено изделие
  9. Чем происхождение отличается от аналогичных терминов
  10. Как указать в заявке
  11. Как указать страну на электронной площадке
  12. Как подтвердить СПТ
  13. Как прописывают СПТ в контракте
  14. Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ в 2020 году: что это такое и как его применять
  15. Что такое национальный режим
  16. В каких случаях применяется нацрежим
  17. Изменения в национальном режиме в 2020 году
  18. Применение национального режима по 44-ФЗ
  19. Запреты в закупках по 44-ФЗ
  20. Ограничения допуска иностранных товаров
  21. Условия допуска в госзакупках по 44-ФЗ
  22. Конкурс, запрос котировок, запрос предложений
  23. Аукцион
  24. Документы для подтверждения соответствия
  25. Страна происхождения товара: как определить и указать в закупочной документации
  26. Нормативное регулирование вопроса
  27. Как определить, где произведен предмет закупки
  28. Другие публикации автора
  29. Банковские гарантии по 44-ФЗ: зачем, как выглядят, где получить
  30. Инструкция по составлению конкурсной документации

С 01.01.2020 Федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ принципиально изменен подход к содержанию заявки в электронных процедурах. Речь идет об указании сведений о товаре, предлагаемом участником к поставке либо к поставке (использованию) при выполнении работ, оказании услуг.

Нужно отметить, что принятие Федерального закона от 27.12.2019 № 449 в ближайшее время породит большое многообразие противоречивой административной практики, которая, в отдельных случаях, к сожалению, закончится возложением административной ответственности на должностных лиц заказчиков и членов комиссий

Страна происхождения товара

С 01.01.2020 участник обязан представлять сведения о стране происхождения каждого товара, вне зависимости от применения заказчиком актов об импортозамещении, а заказчик обязан требовать предоставление указанных сведений в заявке. Однако, не все так просто!

Для разных процедур закупок установлены разные правила. Так, с 01.01.2020 для конкурса, аукциона и запроса предложений Закон № 44-ФЗ устанавливает требование о предоставление страны происхождения товаров, предлагаемых участником закупке к поставке, в том числе поставляемых (прим.: ранее в Законе № 44-ФЗ было указано “используемых”) при выполнении работ, оказании услуг.

Для запроса котировок с 01.01.2020 вообще ничего не поменялось: сведения о стране происхождения товара в заявке заказчик может требовать только в случае применения актов об импортозамещении. Причем в запросе котировок по-прежнему применяется слово “используемый”, а не “поставляемый”. Для запроса котировок, проводимого с 01.07.2020 по новым правилам, все еще более непонятно: Закон № 44-ФЗ устанавливает требование о том, что в составе заявки должны быть указаны сведения о стране происхождения “поставляемого” товара, но данные сведения включаются в заявку случае, когда при выполнении работ (оказании услуг) “используется” товар.

Поставляемый или используемый товар: в чем разница?

К сожалению, нормативно не закреплено отличие “используемого” и “поставляемого” товара. При этом совершенно очевидно, что при внесении изменений в Закон № 44-ФЗ в этой части, преследовалась цель исключить необоснованное затребование заказчиками характеристик по огромному перечню товаров, в том числе принципиально не важных заказчику, с целью отклонения заявок “неугодных” участников закупки, когда предметом закупки выступают работы или услуги.

Наиболее распространенный случай — закупки по текущему ремонту, при которых заказчиками в составе заявки требуются показатели практически по всем товарам из сметы. При этом делается это таким образом, чтобы правильно заполнить заявку могли только ограниченное число участников. Как правило, 1-2 участника закупки.

Остальные же должны допустить ошибки, чтобы их заявки по формальным причинам были отклонены.

В обывательском понимании можно привести следующее различие “поставляемых” и “используемых” товаров между собой:

Поставляемые товары — это те, которые передаются участником заказчику самостоятельно и не расходуются при выполнении работ, оказании услуг (например, медицинское оборудование, мебель и т.д.).

Используемые — это те товары, которые расходуются при выполнении работ, оказании услуг (например, моющее средство, обои, клей, краска и т.д.).

Косвенными признаками поставляемых товаров являются: самостоятельный учет указанных товаров заказчиком, в том числе постановка их на баланс, передача товаров по товарным накладным и т.д. Однако, отсутствие таких признаков не свидетельствует о том, что товар “используется”, а не “поставляется”.

Как указывать страну происхождения товара?

До 01.07.2020 сведения о стране происхождения товара могут быть предоставлены участником в любом формате. Например, “РФ”, “Россия”, “Российская Федерация”. Участник при указании сведений о стране не обязан использовать общероссийский классификатор стран мира, а заказчик не вправе устанавливать требования о предоставлении сведений о стране в соответствии с таким классификатором.

Все это справедливо для случая, когда сама электронная площадка не обязывает участника предоставить сведения о стране происхождения товара по классификатору.

С 01.07.2020 страна должна быть указана участником в соответствии с общероссийским классификатором. Во всяком случае такое требование на день написания настоящей статьи установлено на процедуры запроса котировок в электронной форме. Убеждены, что аналогичное требование также будет установлено для электронных конкурсов и аукционов, т.к.

алгоритм работы электронных площадок должен быть единым. Соответственно, указание страны происхождения товара в формате “РФ” с 01.07.2020 будет недопустимо и должно влечь за собой отклонение заявки участника.

Характеристики (конкретные показатели) товаров

Характеристики товара должны предоставляться участником в соответствии с инструкцией по заполнению заявки, составленной заказчиком. В данной статье мы не будем углубляться в вопрос о том, как и какие показатели должны предоставляться участником в том или ином случае. Это все очень индивидуально и зависит от многих составляющих.

Если у Вас есть вопросы по заполнению заявки, Вы можете обратиться в Консультационный центр в сфере закупок “Закон.гуру” для их решения, в том числе по WhatsApp. Однако, мы обычно не занимаемся заполнением заявки со стороны участника.

Конкретные показатели по товарам должны предоставляться во всех случаях.

Исключений всего два:

    Заказчиком при описании товара использовался товарный знак, т.е. товарный знак был непосредственно указан в техническом задании. Со словами “или эквивалент” или без этих слов значения не имеет. Если участник соглашается поставить (использовать) товар с товарным знаком, указанным заказчиком, то по данному товару участник может не предоставлять каких-либо показателей вовсе, даже в том случае, если указанные показатели представлены заказчиком в техническом задании в виде диапазонных значений.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Страна происхождения товара: что это такое, цифровые коды, классификатор, каковы критерии и правила определения

Сделки, заключаемые с зарубежными контрагентами на отгрузку или поставку товарной продукции, регламентированы определенными нормативными положениями и требованиями, соблюдение которых является важным условием. В первую очередь это касается документооборота — своевременное и грамотное оформление сопроводительной документации позволяет, например, избежать сложностей с прохождением таможни или же с подачей заявки на участие в федеральном тендере, где жестко прописываются стандарты к поставщикам. Для участников рынка важно соответствие всей предоставленной информации — в том числе и страны происхождения товара, критерии и правила определения и обозначения которой в ТК ЕАЭС закреплены положениями действующего международного соглашения.

Общее представление

Указанный документ, регламентирующий рассматриваемый вопрос, был подписан в Ялте в 2009 году, и включает в себя ряд определенных норм, которые следует учитывать при регистрации сделок и финансовых операций. Исходя из содержания, каждое государство, ратифицировавшее достигнутые договоренности, и на территории которого продукт был произведен, либо подвергся существенной переработке, соответствующей установленным нормам законодательства — это страна происхождения товара.

Важно учитывать, что существует разница между данным понятием, и формулировкой, характеризующей наименование места поступления продукции — в соответствии с Гражданским кодексом (ст. 1516), во втором случае подразумевается конкретная территориальная локация, которая устойчиво ассоциируется с уникальными особенностями производства. Как пример — вологодское масло, тульские пряники и т.п.

Кроме того, отличие существует и от такого термина, как местонахождение производителя. Так, если один из участников рынка планирует подачу заявки на государственный или муниципальный тендер, указание изготовителя, а не страны происхождения товара по классификатору и реестру наименований, как предписано по 44-ФЗ, является основанием для вынесения заказчиком отрицательного решения — ввиду несоответствия документации.

Также стоит отметить, что государство, в котором официально зарегистрирован товарный знак, и фактическое место, где производится продукт, — это далеко не всегда один и тот же регион. Сегодня распространена практика, при которой крупные корпорации, лицензированные в США или Германии, организовывают мануфактуры на территориях субъектов третьего мира, за счет этого существенно сокращая расходы на рабочую силу и налоговые издержки.

Последние изменения

С 12.01.2021 действуют новые правила определения страны-изготовителя отдельных видов изделий для госзакупок, которые утвердил Совет Евразийской экономической комиссии в решении № 105 от 23.11.2020.

Цель правил — урегулировать вопросы определения страны происхождения товаров для госзакупок в рамках нацрежима. В документе указано, что страну происхождения для госзакупок определяют по правилам, которые являются неотъемлемой частью решения. Документ работает на территории государств — членов ЕАЭС.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы разобраться с правилами применения импортозамещения в госзаказе.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Государство-изготовителя продукции из перечня, который прилагается к решению, придется определять по условиям, производственным и технологическим операциям, которые закреплены в этом документе. Эти условия прописали по направлениям:

  • железнодорожное машиностроение;
  • холодильное и компрессорное оборудование;
  • легкая промышленность;
  • мебельная и деревообрабатывающая промышленность;
  • спецмашиностроение;
  • станкостроение;
  • судостроение;
  • химическая и нефтегазовая промышленность.

Если производители промтоваров государства-члена не обеспечивают исполнение условий и операций, которые определены в перечне, такое государство-член вправе установить переходные периоды и их сроки действия. В переходный период поставщики государства-члена, который установил такой период, не участвуют в госзакупках других государств-членов по промтоварам из перечня.

Как определить, где произведено изделие

В памятке о правилах определения места производства продукции при импорте в ЕАЭС, которая утверждена коллегией Евразийской экономической комиссии, указано, какой товар считается произведенным в России для целей госзакупок. Продукция признается происходящей из конкретного государства при соблюдении условий:

  1. Продукция полностью получена или произведена в таком государстве.
  2. Или подвергнута достаточной переработке, если при производстве изделия использовались иностранные материалы.

Вот инструкция, как определить страну происхождения товара.

Если при производстве использовали иностранные материалы, такую продукцию считают происходящей из такого государства, если выполняется одно из таких условий:

1. В результате операций по переработке или производству классификационный код изделия по гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) отличается на уровне любого из первых четырех знаков от классификационного кода материалов, которые использовали в производстве такой продукции, по ГС.

Пример:

В государстве А при производстве «мебели» (код 9401) использовали иностранный материал «деревянные доски» (из государства Б) (код 4407). В результате производства классификационный код иностранной продукции (4407) изменился на уровне как минимум одного из первых четырех знаков по отношению к классификационному коду произведенного товара (9401) и, следовательно, государство, откуда происходит продукция, — А.

2. Стоимость иностранных материалов не превышает 50% в стоимости произведенной продукции.

Пример:

В стране происхождения Россия или Российская Федерация при производстве использовали иностранный материал (из Китая). Стоимость товара составляет 100 долларов. А подтвержденная стоимость используемых иностранных материалов в стоимости готовой продукции составляет 45 долларов.

Следовательно, доля иностранного материала равна 45% и, соответственно, не превышает 50%, критерий происхождения выполнен и место производства — Россия или Российская Федерация.

Для продукции, которая аналогична той, в отношении которой применяются меры защиты внутреннего рынка, дополнительно установлены остаточные критерии происхождения, которые позволяют более точно определить, где продукция сделана, в подавляющем большинстве случаев:

1. Если при производстве использовались материалы, происходящие только из одного государства, отличного от того, в котором делали товар, то полученная продукция признается происходящей из государства, из которого происходят все используемые материалы.

Пример:

В государстве А при производстве изделия (стоимость 100 долларов) используется иностранный материал (стоимость 80 долларов) (из государства Б). Критерии достаточной переработки в этом случае не выполняются, следовательно, произведенный продукт происходит из государства Б.

2. Если при производстве использовались материалы, происходящие более чем из одного государства, то полученный продукт признается происходящим из государства, из которого происходит большая по стоимости часть используемых материалов в стоимости полученного продукта.

Пример:

В государстве А при производстве товара (стоимость 100 долларов) используются иностранные материалы (стоимость 60 долларов) из государства Б и материал (стоимость 30 долларов) из государства В, а накладные расходы, связанные с изготовлением смеси, составляют 10 долларов. Критерии достаточной переработки в этом случае не выполняются, следовательно, происхождение произведенной продукции определяют по стране, из которой происходит большая по стоимости часть материалов, т. е.

государство Б. В остальных случаях определения происхождения (товары, в отношении которых не установлены меры защиты внутреннего рынка) при невыполнении критериев достаточной переработки происхождение товаров считают неизвестным.

Чем происхождение отличается от аналогичных терминов

Не путайте понятие страны происхождения с такими терминами:

  1. Наименование происхождения продукции. Оно определяет конкретное место, которое ассоциируется с уникальными вещами. К примеру, тульский пряник.
  2. Местонахождение производителя. Оно не тождественно стране производства. Вот чем отличается производитель и страна происхождения: место регистрации компании не всегда совпадает с местом регистрации торговой марки или местонахождением производства. Из практики антимонопольного органа следует, что если в заявке указать на производителя (например, производитель: МФ Боровичи, Беларусь), ее отклонят в связи с несоблюдением условий документации о торгах.
  3. Страна торгового знака. Следует отметить, что государство, из которого пришел торговый знак, иногда отличается от места изготовления продукции. Разъясняем, что такое страна регистрации производителя товара: это не место производства, а страна, в которой зарегистрирована торговая марка. Так, например, продукцию делают в Китае, а торговая марка зарегистрирована в США как продукция Apple (iPhone, iPad и др.).

Ст. 33 ФЗ-44 устанавливает требования к документации. Описание объекта закупки не должно включать ссылки на товарные знаки, наименование места возникновения или наименование производителя.

Как указать в заявке

Вот инструкция для правильного указания страны происхождения товара 44-ФЗ в первой части заявки:

  1. Определите, где сделана продукция по непреференциальным правилам.
  2. Укажите государство-изготовителя для каждой позиции или пропишите, что все изделия произведены в одном государстве. Укажите код из классификатора стран происхождения товара по 44-ФЗ (ОКСМ).

Как указать страну на электронной площадке

В постановлении правительства № 180 от 19.02.2020 указано, что при заполнении типовых форм заявок на участие в аукционе, конкурсе, запросе предложений участники закупки выбирают, где сделан товар, на электронной площадке из классификатора наименований страны происхождения товара по 44-ФЗ (ОКСМ). В этом же классификаторе прописан и цифровой код страны происхождения товара (СПТ). Например, у России — 643.

Участники указывают, где сделана каждая позиция продукции в техзадании, которую такие участники собираются поставить или использовать при выполнении работ, оказании услуг. А госзаказчики обязаны потребовать предоставить эти сведения.

Как подтвердить СПТ

Если заказчик установил запреты, ограничения и условия допуска иностранных ТРУ в рамках национального режима (ст. 14 44-ФЗ), участники обязаны подтвердить происхождение специальными документами. Эти документы прописаны в постановлениях правительства и приказе о нацрежиме. К ним относят:

  • акт экспертизы ТПП;
  • сертификат по форме СТ-1;
  • выписка из реестра изделий, которые изготовлены в ЕАЭС;
  • выписка из реестра Минпромторга.

А в приказе Минфина № 126н от 04.06.2018 от участников требуется задекларировать государство-изготовителя. Это значит, что достаточно указать его в заявке. Дополнительных подтверждающих документов не требуется.

Как прописывают СПТ в контракте

Указывайте государство-изготовителя в условиях контракта при его заключении и при внесении сведений об исполнении контракта в реестр контрактов.

Инструкция, как в контракте прописать страну происхождения товара, сводится к копированию информации о стране из заявки участника в проект контракта.

Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ в 2020 году: что это такое и как его применять

Государство поддерживает отечественных производителей с помощью национального режима в госзакупках. Расскажем, какие правила и условия действуют на поставщиков зарубежных товаров и что изменилось в нацрежиме в 2020 году.

Что такое национальный режим

Национальный режим — это набор правил, которые регулируют закупку товаров, работ и услуг (ТРУ) иностранного производства. Правила придумали для того, чтобы обеспечить безопасность и оборону страны, поддержать российских производителей (ч. 3 ст. 14 44-ФЗ).

Нацрежим дает преимущества поставщикам, которые поставляют товары из стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия.

Далее в статье будем считать, что иностранный товар — это товар, который произвели за пределами ЕАЭС.

В каких случаях применяется нацрежим

В тендерах нацрежим реализуют через:

  • запрет на допуск ТРУ, которые произвели в зарубежных странах, кроме стран ЕАЭС;
  • ограничения закупки иностранных ТРУ;
  • специальные условия допуска.

Правительство РФ в нормативных актах определяет правила работы запрета, ограничений и условий допуска и устанавливает список товаров, на которые действует нацрежим. Если объект закупки есть в одном из таких списков, то заказчик пишет в документации закупки:

  • какой нормативный документ действует в соответствии с нацрежимом;
  • какими документами участник подтверждает происхождение продукции в странах ЕАЭС;
  • сведения о том, что поставщик несет ответственность, если неверно укажет страну производства товара.

Изменения в национальном режиме в 2020 году

30.04.2020 года Правительство РФ опубликовало два новых нормативных документа по нацрежиму — Постановление № 616 и № 617. Они объединяют несколько постановлений, которые перестали действовать.

Постановление № 616 описывает новые правила запрета зарубежных товаров. В перечень вошли товары из ранее действующих актов о запрете на допуск:

  • ПП РФ № 239 от 07.03.2019 — товары станкоинструментальной продукции;
  • ПП РФ № 9 от 14.01.2017 — промышленные товары и работы, выполняемых иностранными лицами;
  • ПП РФ № 656 от 14.07.2014 — товары машиностроения.

Постановление № 617 ограничивает допуск зарубежной продукции и включает товары из следующих документов, которые утратили силу:

  • ПП РФ № 656 от 14.07.2014 — некоторые товары машиностроения;
  • ПП РФ № 1072 от 05.09.2017 — мебель;
  • ПП РФ № 791 от 11.08.2014 — товары легкой промышленности;
  • ПП РФ №1119 от 20.09.2018 — оружие, патроны, боеприпасы.

В постановление № 617 добавили товары, на которые раньше не действовал нацрежим. Например, оборудование для пищевой промышленности, детские, спортивные товары, музыкальные инструменты.

Ниже расскажем, как работают эти постановления.

Применение национального режима по 44-ФЗ

Рассмотрим, какие нормативные документы устанавливают запрет, ограничения и специальные условия допуска иностранных товаров и как работает нацрежим в соответствии с этими документами.

Запреты в закупках по 44-ФЗ

    — запрещает закупать зарубежное программное обеспечение (ПО).

Как работает постановление

Заказчики отклоняют заявки тех участников, которые предлагают иностранное программное обеспечение. Заявку допустят, если участник предлагает программу, которая входит в единый реестр российского ПО или реестр евразийского программного обеспечения.

Исключения

Как работает постановление

Если объект закупки входит в перечень и включен в реестр российской промышленности, то заказчик отклоняет все заявки, которые содержат предложение иностранной продукции. Запрет действует на товары, которые поставщики используют для выполнения работ, и на объекты аренды и лизинга. Материалы и полуфабрикаты, которые используют при производстве товаров, также должны быть отечественными.

Объектами одного контракта не могут быть одновременно товары из перечня и товары, которые в перечень не входят.

Исключения

  • товар не производят в России — заказчик подтверждает это сам или получает разрешение на закупку иностранного товара от Минпромторга через государственную информационную систему;
  • цена за единицу товара меньше 100 тыс. рублей, совокупная стоимость товара — меньше 1 млн рублей, кроме закупки текстильных тканей, меховых изделий и еще семи товаров;
  • закупаемый товар российского происхождения и другие товары заказчика несовместимы;
  • отечественные запасные части и расходные материалы не подходят к оборудованию заказчика;
  • заказчик — ФСБ, МВД, Служба внешней разведки и другие госслужбы.

Ограничения допуска иностранных товаров

Ограничения допуска действуют на:

  • радиоэлектронную продукцию — Постановление Правительства № 878 от 10.07.2019,
  • пищевые продукты — Постановление Правительства № 832 от 22.08.2016.
  • отдельные виды промышленных товаров: мыло, музыкальные инструменты, насосы, компрессоры и другие — Постановление Правительства № 617 от 30.04.2020,
  • медицинские изделия — Постановление Правительства № 102 от 05.02.2015,
  • жизненно необходимые лекарства — Постановление Правительства № 1289 от 30.11.2015.

Как работают постановления

Ограничения работают в открытых конкурентных способах, когда объект закупки попадает в перечень товаров из постановления.

Действует правило «Третий лишний». Заказчик отклоняет заявку с иностранным товаром, если:

  • поступило не меньше двух заявок с товарами из ЕАЭС;
  • обе заявки не содержат предложения одного и того же вида продуктов одного производителя.

Исключения

Иногда нацрежим не работает, если заказчик обоснует, что российский товар не подходит ему по техническим характеристикам. Например, такое условие действует в постановлении № 878.

В постановлениях № 832 и № 1289 ограничения не действуют, если заказчики — консульства, представительства РФ и другие организации, которые работают на территории иностранного государства и закупают товары из перечня постановления.

Важно: Перед тем, как подать заявку, подробно ознакомьтесь с правилами и порядком ограничения допуска в каждом постановлении.

Условия допуска в госзакупках по 44-ФЗ

Заказчик устанавливает в закупке условия допуска в соответствии с Приказом Минфина РФ № 126н от 04.06.2018, если объект закупки попадает в перечень товаров из приложения к приказу. Документ описывает, какие преимущества получают заявки с товаром из стран ЕАЭС. Варианты преимуществ зависят от способа определения поставщика. Рассмотрим их отдельно.

Конкурс, запрос котировок, запрос предложений

При рассмотрении и оценке заявок заказчик применяет понижающий коэффициент 15 % к окончательной цене тех участников, которые предлагают товары из стран ЕАЭС. Такие заявки получают больше баллов, чем заявки с иностранным товаром. Контракт заключают по цене, которую предложил участник.

Рассмотрим пример заявок с одинаковой ценой, где один участник предлагает иностранный товар, другой — российский.

Участник №1 предложил цену 100 000 рублей за иностранный товар.
Участник №2 предложил такую же цену — 100 000 рублей — за отечественный товар. При оценке заявок заказчик снизил цену участника №2 на 15 %, чтобы выставить баллы. Цена участника №2 на этапе оценки заявок — 85 000 рублей. Участник №2 получил больше баллов и победил, потому что его цена ниже, чем у первого участника. Контракт заключили по цене, которую предложил поставщик — 100 000 рублей.

Если участник №1 предложит цену не 100 000 рублей, а 85 000 рублей, и поставщики получат одинаковое количество баллов, то победит тот, кто раньше подаст заявку.

Аукцион

В аукционе условия допуска влияют на цену контракта:

  • если победитель предлагает иностранный товар, то контракт заключают по цене, сниженной на 15 % от предложенной участником;
  • если победитель заявил российский товар — контракт заключают по цене, которую предложил участник на аукционе.

Например, в электронном аукционе на поставку лампочек с начальной ценой 100 000 рублей участвуют два поставщика. Первый предлагает российский товар, второй — товар из Китая. Второй участник выиграл аукцион с ценой 82 000 рублей. Но контракт заключат по цене, сниженной на 15 % — 69 700 рублей, потому что победитель предложил иностранный товар. Если бы в аукционе победил первый участник, с ним заключили бы контракт по цене, которую он предложил, не вычитая 15 %.

Есть ситуации, когда условия допуска не работают:

  • если закупку признали несостоявшейся — поступила только одна заявка или не поступило ни одной;
  • все участники предлагают товар из стран ЕАЭС;
  • во всех заявках хотя бы один товар иностранный;
  • в отношении объекта закупки установлен запрет на допуск иностранных товаров.

Документы для подтверждения соответствия

Иногда заказчики пишут в документации, каким документом подтвердить страну происхождения товара. Если в требованиях закупки нет такой информации, то ее можно найти в соответствующем постановлении.

Постановление № 1236 — запрет на допуск ПО

От участника не требуют дополнительных документов. Сведения о программе, которую предлагает участник в заявке, должны быть в едином реестре российского ПО или реестре ПО ЕАЭС.

Постановление № 616 — запрещает закупать некоторые иностранные промтовары

Выписка из реестра российской промышленности или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи.

Постановление № 878 — ограничение на допуск радиоэлектронной продукции

Участник декларирует в заявке, что товар находится в реестре российской продукции. Если товар из стран ЕАЭС, то прикладывает акт экспертизы, выданный уполномоченным органом страны ЕАЭС.

Постановление № 832 — ограничение на допуск пищевых продуктов

Декларация о стране и наименовании производителя. Страну происхождения товара указывают в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

Постановление № 617 — ограничение на допуск отдельных виды промышленных товаров

На этапе подачи заявки — декларация о том, что товар находятся в реестре российской промышленности с указанием номера реестровой записи и общем количестве баллов (ПП РФ № 719 от 17.07.2015).

На этапе исполнения контракта:

  • выписка из реестра, сформированная через государственную информационную систему промышленности;
  • копия сертификата СТ-1, если товар произведен в стране ЕАЭС.

Постановление № 102 — ограничение на допуск медицинских изделий

Сертификат СТ-1, акт экспертизы торговой промышленной палаты (ТПП) с информацией о доле стоимости иностранных материалов в одной единице изделия.

Постановление № 1289 — ограничение на допуск жизненно необходимых лекарств

Сертификат СТ-1 и заключение Минпромторга о подтверждении производства продукции на территории России в соответствии ПП РФ №719 от 17.07.2015.

Страна происхождения товара: как определить и указать в закупочной документации

Страна происхождения товара по 44-ФЗ — это обязательный параметр в заявке участника закупки. Без него или за неверное указание поставщиков отклоняют.

Нормативное регулирование вопроса

Основные требования к оформлению заявок на участие в тендерах установлены ст. 43 44-ФЗ. С 2022 года в п.п. «б» ч. 2 ст. 42 44-ФЗ указано, что в предложении участника закупки в отношении объекта закупки необходимо указать страну товара в соответствии с общероссийским классификатором.

Этот классификатор наименований страны происхождения товара по 44-ФЗ утвержден постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст и содержит реестр государств-изготовителей и их:

  • полные и сокращенные наименования;
  • двузначный и трехзначный буквенные коды;
  • числовые обозначения, которые участники перенесут в заявки.

Действуют специальные правила определения государства-изготовителя отдельных видов изделий для госзакупок, которые утвердил Совет Евразийской экономической комиссии в решении № 105 от 23.11.2020.

Как определить, где произведен предмет закупки

Государство — изготовителя продукции из перечня, который прилагается к решению ЕЭК № 105 от 23.11.2020, придется определять по условиям, производственным и технологическим операциям, которые закреплены в этом документе. Признаки государства-изготовителя, где изделие:

  • получено или произведено;
  • подверглось достаточной переработке.

Для определения достаточной степени переработки используются следующие правила:

  1. Переработка признается достаточной, если после нее код итогового объекта по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) хотя бы на одну из четырех цифр отличается от кода исходного материала. Рассматриваются первые четыре цифры кода — достаточно отличия в одной из них.
  2. Переработка достаточна, если стоимость исходного иностранного материала составляет менее половины стоимости итогового объекта.

Не менее важно, как правильно прописать происхождения товара по 44-ФЗ, если переработка недостаточна, — государством производства признается место изготовления материала для предмета закупки:

  • если все материалы происходят из одной географической точки, то ситуация однозначна — это место является государством производства предмета закупки;
  • если при создании объекта используются материалы из разных государств, то местом производства признается то, из которого завезено наибольшее количество материалов в стоимостном выражении. В расчет принимается стоимость материалов, рассчитанная на условиях «Франко завод», то есть стоимость без расходов на транспортировку материалов со склада их производителя в место их переработки в конечный объект.

Не является государством производства товара место, в котором он:

  • хранился без переработки;
  • готовился к отправке, например, распаковывался, сортировался;
  • подвергался мытью, очистке, обработке веществами;
  • проходил покраску или полирование;
  • замораживался или размораживался;
  • подвергался иным видам воздействия.

Другие публикации автора

  • 2022.09.02 Документы заказчикаСтрана происхождения товара: как определить и указать в закупочной документации
  • 2022.08.31 Контроль закупокКак ошибались заказчики при применении КТРУ: обзор практики 2022 года
  • 2022.08.31 Банковские гарантииВсе изменения в 44-ФЗ в 2022-2023 году: таблицы по месяцам
  • 2022.08.31 Документы заказчикаПоставщик по 44-ФЗ поставил фальсификат или некачественный товар: что делать заказчику

Банковские гарантии по 44-ФЗ: зачем, как выглядят, где получить

Инструкция по составлению конкурсной документации

Adblock
detector