ПРОЕКТ
Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики
«УЧИТЕЛЬ – ПРОФЕССИЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА»
«Почитай учителя, как родителя» (русская пословица).
«Зи егъэджакIуэ пщIэ хуэзымыщIым, и щхьэ пщIэ хуищIыжыркъым» (тот, кто не уважает своего учителя, не уважает и себя – кабардинская пословица).
«Устазы болмагъанны, устазлыгъы да болмайды» (у кого не было учителя, у того не будет мастерства – балкарская пословица).
1. Обоснование социальной значимости проекта
Развитие и становление образования ‒ одна из ярких страниц истории Кабардино-Балкарской Республики. Большой вклад в это благородное дело внесли русские учителя, приехавшие в Кабардино-Балкарию в 30-50-е годы XX века и посвятившие свою жизнь обучению и воспитанию детей кабардинцев и балкарцев. Они вели активную просветительскую работу, при их непосредственном участии формировалась кабардинская и балкарская интеллигенция. Своим добросовестным трудом, преданностью профессии и интеллигентностью они заслужили почет и уважение наших людей, оставили о себе хорошую память. Их кропотливая работа, романтическая самоотверженность, подвижничество и целеустремленность удостоились поистине всенародной благодарности.
Много приезжих людей работало в то трудное довоенное и послевоенное время в системе образования республики. Они высоко несли звание российского учителя, принесли русский язык, богатую русскую и мировую культуру в отдаленные кабардинские и балкарские села. Совсем молодые юноши и девушки из различных уголков России, оторванные от родных мест волею судьбы, служили делу возрождения и процветания Отечества, воспитания достойных граждан.
Подрастающее поколение мало знает о благородном деле этих учителей. Но каждый, кто учился у них в те трудные голодные годы, помнит их доброту, сердечность и доброжелательность. Преодолевая трудности быта, языковой барьер, они не только обучали детей, многие из них навсегда связали свою жизнь с Кабардино-Балкарией: создали здесь семьи, родили детей, дождались внуков и даже правнуков… Главное, что их отличало – огромная искренняя любовь к детям.
Еще в начале прошлого века русский мыслитель Иван Ильин говорил: «Будущее России – в руках русского учителя».Мы должны воздать дань уважения этим учителям, которые преданностью своему делу снискали любовь учеников, родителей и всего местного населения. Речь идет не об одном конкретном человеке, селении, районе, а о целой республике, о многих учителях и школах. Для этого следует организовать поисково-исследовательскую работу, собирать и использовать материалы из фондов муниципальных, а также республиканского и личных архивов.
С учетом всего этого члены Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики, выражая волю многочисленных жителей республики, выступают с проектом «Учитель – профессия на все времена».
Речь идет об увековечивании памяти Учителя. Это очень важно для молодых жителей и будущих поколений Кабардино-Балкарской Республики, чтобы помнить, уважать и ценить труд тех, кто участвовал в созидании, становлении республики. Такие люди являются истинным примером служения родине, примером патриотизма и любви к Отечеству и, безусловно, достойны того, чтобы добрая о них память сохранялась веками!
Известно, что в российских (и не только) городах в разное время на улицах, площадях, скверах появились рукотворные памятники, посвященные учителям,в знак уважения, любви и благодарности тем, которые несут свет знаний и добра. География пока такова: памятник «1 сентября» в Липецке, памятник «Первому учителю» в Стерлитамаке (Республика Башкортостан), памятник «Русской учительнице» в Махачкале (Республика Дагестан), памятник «Учителю» в Покровске (Республика Саха — Якутия), памятник «Учителю» в Санкт-Петербурге, памятник «Первой учительнице» в Саратове. Памятники Учителю установлены такжев Торопеце (Тверская область), Брянске, Ростове-на-Дону, Череповце, Новосибирске, Симферополе, Кызыле (Республика Тува)…
Такие памятники, которые стали местом встреч всех поколений выпускников и общения молодежи, дают возможность не только материализовать, но и увековечить искреннюю признательность граждан, их глубочайшее уважение к учителям ‒ истинным подвижникам просвещения. Они не только учительствовали в самом высоком смысле этого слова, но и выполняли социальную и просветительскую миссии.
Это и своеобразная дань уважения к профессии УЧИТЕЛЯ, престиж которой, к сожалению, в последние годы постоянно падает.Актуальность данной проблемы вытекает хотя бы из того факта, что в городах и районах республики не нашло широкой практики присвоение улицам, площадям и школам имен учителей, за исключением, может быть, единичных примеров. Более того, в г. Нальчике ликвидировали Дом учителя, улица «Учительская» переименована в Яхогоева (1996 год).
В современных нестабильных экономических условиях социальная защита работников образования приобретают особую актуальность. За годы рыночных реформ социальный статус учителя и престиж учительской профессии продолжают ухудшаться, что крайне негативно сказывается на качестве образования в стране. Социолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что социально-профессиональное самочувствие учителей также продолжает ухудшаться. Объективными факторами, оказывающими неблагоприятные влияния на социальный статус учителя, являются:
— недостаточный уровень заработной платы;
— низкое качество медицинского обслуживания и психологической помощи;
— отсутствие реальных возможностей для повышения своей квалификации по причине нехватки финансовых средств;
— слабая материально-техническая база многих школ.
Педагоги пенсионного возраста вынуждены продолжать работу в школе в связи с низким уровнем пенсионного обеспечения, что вызывает старение педагогических коллективов и затрудняет приток в школу молодых специалистов.
Невыполнение социальных гарантий, а также ухудшение социального статуса учителя ведут к тому, что ухудшается качество образования, в педагогических коллективах усиливается недовольство и напряженность.
Все вышеназванные факторы однозначно свидетельствуют о том, что учительство остается одной из самых незащищенных социальных групп населения, и вопросы повышения социального статуса, социальной защищенности учителя являются судьбоносными для будущего развития системы образования в стране и ее регионах.
Проект «Учитель – профессия на все времена» является некоммерческим, социально значимым, носит воспитательный характер, имеет ярко выраженную морально-нравственную направленность и призван пробуждать в каждом из его участников лучшие человеческие качества.
Реализовав мероприятия проекта, мы еще раз воздадим дань глубокого уважения к этой профессии, выразим благодарность учителям – всем тем, кто работал и работает во имя становления и процветания нашей республики. Это позволит глубже познакомить молодое поколение с историей Отечества через призму биографий конкретных людей, многое сделавших для становления и развития системы образования в республике.
2. Основные цели и задачи проекта
2.1. Цели проекта:
— пропаганда учительской профессии, воспитание у молодежи чувства гордости за исторический вклад педагогов довоенных и послевоенных лет в воспитание и обучение наших отцов и дедов, упрочения авторитета учителя в обществе;
— повышение престижа учительской профессии, формирование позитивного имиджа педагога в обществе,
— формирование у школьников активной гражданской позиции, воспитание у них чувства патриотизма, гордости за историю страны и причастности к ней.
2.2. Задачи проекта:
1) ознакомление учащихся с историей образования республики через призму биографий приезжих учителей, многое сделавших для становления и развития образования Кабардино-Балкарской Республики;
2) знакомство детей и молодежи с работой учителя (профориентация), воспитание у учащихся уважительного отношения к учителям;
3) содействие улучшению условий труда и повышению престижа профессии учителя;
4) увековечивание памяти учителей, внесших большой вклад в развитие образования Кабардино-Балкарской Республики.
3. Этапы, механизмы реализации проекта и ожидаемые результаты
3.1. Этапы проекта:
2013 г. – рождение идеи проекта, образование в Общественной палате КБР межкомиссионной рабочей группы, проведение организационной работы; поддержка проекта Министерством образования, науки и по делам молодежи КБР.
2014 г. – поддержка проекта органами местного самоуправления; составление в рамках проекта планов работ общеобразовательных учреждений во всех 13 муниципальных образованиях Кабардино-Балкарской Республики; создание нормативно-правовой базы для реализации проекта; подведение предварительных итогов реализации намеченных мероприятий проекта на заседании Совета Общественной палаты КБР.
2015 г. – проведение мероприятий по плану работ; открытие в муниципальных образованиях КБР музеев, мемориальных досок, памятников, посвященных учителям.
2016 год – работа по изготовлению и установлению памятника – символа Учителюперед зданием республиканского Дворца творчества детей и юношества (г. Нальчик проспект Ленина 8); подведение итогов реализации проекта.
3.2. Механизмы реализации проетка и ожидаемые результаты
№ п/п |
Наименование |
Сроки |
Ожидаемые |
Задача 1. Ознакомление учащихся с историей образования республики через призму биографий приезжих учителей, многое сделавших для становления и развития образования Кабардино-Балкарской Республики |
|||
1.1. |
Проведение социологического опроса среди учащихся и педагогов образовательных учреждений КБР с целью выяснения их отношения к данному проекту |
Январь-март 2013 г. |
Выявлено отношение участников образовательного процесса к проекту |
1.2. |
Создание межведомственной комиссии ОП КБР для выработки проектов согласованных решений, документов, регламентирующих проведение мероприятий по увековечению памяти учителям, осуществлению координации работы и ее информационному обеспечению |
Апрель 2013 г. |
Создана республиканская межведомственная комиссия для реализации проекта «Учитель – профессия на все времена» |
1.3. |
Проведение исследовательской работы по составлению списка учителей довоенных и послевоенных лет, работа в школьных музеях Боевой славы и местном краеведческом музее, работа в архиве, с интернет-ресурсами |
2013-2014 годы Регулярно |
Повышение уровня информированности школьников о деятельности учителей 30-50-х годов прошлого столетия Укрепление связи поколений, воспитание у детей и молодежи чувства патриотизма, гордости за историю страны и республики, причастности к ней |
1.4. |
Проведение поисково-исследовательской работы по восстановлению списка учителей школы довоенных и послевоенных лет, переписка с бывшими учителями школы, их близкими и родственниками: — разработка документов, определяющих организацию и проведение поисковой работы; — организация поисковых мероприятий, создание исследовательских групп для работы в архивах; — сбор фотографий, материалов и оформление фотоальбомов, отражающих деятельность педагогов 30-50-х годов; — работа с архивными документами с целью установления судеб учителей и их семей и т.д. |
||
1.4. |
Подготовка статьи и ее публикация в республиканских и местных газетах |
Регулярно |
Издание книги |
1.5. |
Встречи с ветеранами педагогического труда |
2013-2014 годы |
|
11.6. |
Издание приказов, постановлений, решений, других нормативных актов об увековечении памяти учителей (Министерством образования, науки и по делам молодежи, органами управления образованием). |
Июнь- декабрь 2013 год |
Создание нормативно-правовой базы для реализации проекта «Учитель – профессия на все времена» |
11.7. |
Проведение утренников, вечеров, классных часов и других мероприятий, посвященные увековечению памяти известных педагогов, внесших весомый вклад в развитие образования республики и национальной педагогики |
Регулярно |
Пополнение школьных музеев новыми материалами и экспонатами об учителях |
11.8. |
Сбор материалов об учителях 30-50 годов — представителей других национальностей, работавших в школе (материалы о дружбе и братстве с другими народами). |
Регулярно |
Оформление альбомов и стендов в общеобразовательных учреждениях |
Задача 2.Знакомство детей и молодежи с работой учителя (профориентация), воспитание у учащихся патриотизма, чувства дружбы и толерантности, уважительного отношения к учителям. |
|||
32.1. |
Проведение в общеобразовательных школах муниципальных районов и городских округов республики тематических вечеров, уроков, выставок посвященных Международному дню учителя. |
Ежегодно 5 октября |
Воспитание у учащихся уважительного отношения к учительской профессии, формирование позитивного имиджа педагога в обществе. |
32.2. |
Проведение конкурса сочинений «Они работали у нас» об учителях, награжденных государственными наградами |
До 1 июля 2016 г. |
Обновление школьных музеев материалами об учителях. |
32.3. |
Организация публикации серии материалов о жизни и деятельности учителей довоенных и послевоенных лет |
2013-2015 годы |
Издание книги памяти об Учителе «Учитель, перед именем твоим…» (очерки об учителях довоенных и послевоенных лет) |
32.4. |
Инициирование присвоения имен известных педагогов улицам городов и сел республики |
2014-2016 годы |
Присвоение имен известных педагогов улицам городов и сел республики |
Задача 3. Содействие улучшению условий труда и повышению престижа профессии учителя |
|||
43.1. |
Проведение пресс-конференций для представителей средств массовой информации по вопросам выполнения мероприятий проекта «Учитель – профессия на все времена» |
Регулярно |
Привлечение внимания общественности к положению учителя в обществе |
43.2. |
Сбор материалов на темы: «История школы», «Сердце, отдающее людям»,«Они обучали наших отцов и дедов»,«Учителя — участники войны»,«Учитель, перед именем твоим…»,«Истоки братства в семье» (об интернациональной учительской семье) |
Ежегодно в канун Международного Дня учителя |
Оформление альбомов, стендов, изготовление памятных досок учителям |
43.3. |
Проведение комплекса мероприятий, способствующих укреплению социального статуса работников образования и усилению их социальной защищенности в современных неблагоприятных социально-экономических условиях |
2014-2015 гг. |
Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, способствующие укреплению социального статуса работников образования и усилению их социальной защищенности |
Задача 4. Увековечивание памяти учителей, внесших большой вклад в развитии образования Кабардино-Балкарской Республики |
|||
54.1. |
Содействие проведению в общеобразовательных школах республики научно-практической конференции на тему: «Роль русского языка и русскоязычных учителей довоенных и послевоенных лет в обучении и воспитании учащихся национальных школ КБР» |
Июнь-июль 2014 г. |
Открытие мемориальных досок и памятников русским учителям в школах муниципальных районов и городских округов республики |
55.2. |
Сбор материалов об учителях-подвижниках, приехавших в непростое время в Кабардино-Балкарию из центральной России |
2013-2015 годы |
Установление в муниципальных образованиях мемориальных досок учителям-подвижникам |
55.3. |
Научно-практическая конференция«Мы ‒ живая связь времен»,посвященнаяпамяти учителей довоенных и послевоенных лет |
Июнь-июль 2015 г. |
Резолюция конференции, направленная всем заинтересованным ведомствам, с предложениями по упрочению авторитета учителя в обществе |
55.4. |
Научно-практическая конференция на тему: «Школьный учитель: вчера, сегодня, завтра» |
Сентябрь 2016 г. |
Резолюция конференции, направленная всем заинтересованным ведомствам, с предложениями по совершенствованию работы учителя |
55.5. |
Работа по созданию памятника – символа Учителю перед зданием Республиканского дворца творчества детей и юношества (г. Нальчик, проспект Ленина |
2014-2016 годы |
Изготовление и установка памятника Учителю |
55.6. |
Подведение итогов реализации проекта «Учитель – профессия во все времена» |
Октябрь 2016 г. |
Определение и награждение активных участников проекта |
Приложения к проекту«Учитель профессия на все времена»:
— приложение № 1 (список членов рабочей группы по реализации проественной палаты КБР «Учитель – профессия на все времена»);
— приложение № 2 (мероприятия и планы по реализации проекта);
— приложение № 3 (нормативные правовые документы по реализации проекта);
— приложение № 4 (примерный переченьвопросов, предлагаемых для рассмотрения на научно-практической конференции «Школьный учитель: вчера, сегодня, завтра»;
— приложение № 5 (средства массовой информации о реализации мероприятий проекта «Учитель – профессия на все времена»);
— приложение № 6 (перечень мемориальных досок и памятников учителям, установленных в муниципальных образованиях КБР);
— приложение № 7 (тезисы конкурсных работ – победителей и лауреатов Десятого Всероссийского конкурса молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива»: «Законодательные аспекты регулирования вопросов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников» — 1 место (Ю. Кочесокова, Л. Абазова, науч. рук. Т.В. Саенко); «Социальное положение и статус учителя в современном российском обществе» — лауреат (З.Этуева, науч. рук. А.М.Зумакулов).
— приложение № 8 (Резолюция конференции «Патриотическое воспитание детей и молодежи»))