ПРОЕКТ

Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

«УЧИТЕЛЬ – ПРОФЕССИЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА»

«Почитай учителя, как родителя» (русская пословица).

«Зи егъэджакIуэ пщIэ хуэзымыщIым, и щхьэ пщIэ хуищIыжыркъым» (тот, кто не уважает своего учителя, не уважает и себя – кабардинская пословица).

«Устазы болмагъанны, устазлыгъы да болмайды» (у кого не было учителя, у того не будет мастерства – балкарская пословица).

1. Обоснование социальной значимости проекта

Развитие и становление образования ‒ одна из ярких страниц истории Кабардино-Балкарской Республики. Большой вклад в это благородное дело внесли русские учителя, приехавшие в Кабардино-Балкарию в 30-50-е годы XX века и посвятившие свою жизнь обучению и воспитанию детей кабардинцев и балкарцев. Они вели активную просветительскую работу, при их непосредственном участии формировалась кабардинская и балкарская интеллигенция. Своим добросовестным трудом, преданностью профессии и интеллигентностью они заслужили почет и уважение наших людей, оставили о себе хорошую память. Их кропотливая работа, романтическая самоотверженность, подвижничество и целеустремленность удостоились поистине всенародной благодарности.

Много приезжих людей работало в то трудное довоенное и послевоенное время в системе образования республики. Они высоко несли звание российского учителя, принесли русский язык, богатую русскую и мировую культуру в отдаленные кабардинские и балкарские села. Совсем молодые юноши и девушки из различных уголков России, оторванные от родных мест волею судьбы, служили делу возрождения и процветания Отечества, воспитания достойных граждан.

Подрастающее поколение мало знает о благородном деле этих учителей. Но каждый, кто учился у них в те трудные голодные годы, помнит их доброту, сердечность и доброжелательность. Преодолевая трудности быта, языковой барьер, они не только обучали детей, многие из них навсегда связали свою жизнь с Кабардино-Балкарией: создали здесь семьи, родили детей, дождались внуков и даже правнуков… Главное, что их отличало – огромная искренняя любовь к детям. 

Еще в начале прошлого века русский мыслитель Иван Ильин говорил: «Будущее России – в руках русского учителя».Мы должны воздать дань уважения этим учителям, которые преданностью своему делу снискали любовь учеников, родителей и всего местного населения. Речь идет не об одном конкретном человеке, селении, районе, а о целой республике, о многих учителях и школах. Для этого следует организовать поисково-исследовательскую работу, собирать и использовать материалы из фондов муниципальных, а также республиканского и личных архивов.

С учетом всего этого члены Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики, выражая волю многочисленных жителей республики, выступают с проектом «Учитель – профессия на все времена».

Речь идет об увековечивании памяти Учителя. Это очень важно для молодых жителей и будущих поколений Кабардино-Балкарской Республики, чтобы помнить, уважать и ценить труд тех, кто участвовал в созидании, становлении республики. Такие люди являются истинным примером служения родине, примером патриотизма и любви к Отечеству и, безусловно, достойны того, чтобы добрая о них память сохранялась веками!

Известно, что в российских (и не только) городах в разное время на улицах, площадях, скверах появились рукотворные памятники, посвященные учителям,в знак уважения, любви и благодарности тем, которые несут свет знаний и добра. География пока такова: памятник «1 сентября» в Липецке, памятник «Первому учителю» в Стерлитамаке (Республика Башкортостан), памятник «Русской учительнице» в Махачкале  (Республика Дагестан), памятник «Учителю» в Покровске (Республика Саха — Якутия), памятник «Учителю» в Санкт-Петербурге, памятник «Первой учительнице» в Саратове. Памятники Учителю установлены такжев Торопеце (Тверская область), Брянске, Ростове-на-Дону, Череповце, Новосибирске, Симферополе, Кызыле (Республика Тува)…

Такие памятники, которые стали местом встреч всех поколений выпускников и общения молодежи, дают возможность не только материализовать, но и увековечить искреннюю признательность граждан, их глубочайшее уважение к учителям ‒ истинным подвижникам просвещения. Они не только учительствовали в самом высоком смысле этого слова, но и выполняли социальную и просветительскую миссии.

Это и своеобразная дань уважения к профессии УЧИТЕЛЯ, престиж которой, к сожалению, в последние годы постоянно падает.Актуальность данной проблемы вытекает хотя бы из того факта, что в городах и районах республики не нашло широкой практики присвоение улицам, площадям и школам имен учителей, за исключением, может быть, единичных примеров. Более того, в г. Нальчике ликвидировали Дом учителя, улица «Учительская» переименована в Яхогоева (1996 год).

В современных нестабильных экономических условиях социальная защита работников образования приобретают особую актуальность. За годы рыночных реформ социальный статус учителя и престиж учительской профессии продолжают ухудшаться, что крайне негативно сказывается на качестве образования в стране. Социолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что социально-профессиональное самочувствие учителей также продолжает ухудшаться. Объективными факторами, оказывающими неблагоприятные влияния на социальный статус учителя, являются:

— недостаточный уровень заработной платы;

— низкое качество медицинского обслуживания и психологической помощи;

— отсутствие реальных возможностей для повышения своей квалификации по причине нехватки финансовых средств;

— слабая материально-техническая база многих школ.

Педагоги пенсионного возраста вынуждены продолжать работу в школе в связи с низким уровнем пенсионного обеспечения, что вызывает старение педагогических коллективов и затрудняет приток в школу молодых специалистов.

Невыполнение социальных гарантий, а также ухудшение социального статуса учителя ведут к тому, что ухудшается качество образования, в педагогических коллективах усиливается недовольство и напряженность.

Все вышеназванные факторы однозначно свидетельствуют о том, что учительство остается одной из самых незащищенных социальных групп населения, и вопросы повышения социального статуса, социальной защищенности учителя являются судьбоносными для будущего развития системы образования в стране и ее регионах.

Проект «Учитель – профессия на все времена» является некоммерческим, социально значимым, носит воспитательный характер, имеет ярко выраженную морально-нравственную направленность и призван пробуждать в каждом из его участников лучшие человеческие качества.

Реализовав мероприятия проекта, мы еще раз воздадим дань глубокого уважения к этой профессии, выразим благодарность учителям – всем тем, кто работал и работает во имя становления и процветания нашей республики. Это позволит глубже познакомить молодое поколение с историей Отечества через призму биографий конкретных людей, многое сделавших для становления и развития системы образования в республике.

2. Основные цели и задачи проекта

2.1. Цели проекта:

— пропаганда учительской профессии, воспитание у молодежи чувства гордости за исторический вклад педагогов довоенных и послевоенных лет в воспитание и обучение наших отцов и дедов, упрочения авторитета учителя в обществе;

— повышение престижа учительской профессии, формирование позитивного имиджа педагога в обществе,

— формирование у школьников активной гражданской позиции, воспитание у них чувства патриотизма, гордости за историю страны и причастности к ней. 

2.2. Задачи проекта:

1) ознакомление учащихся с историей образования республики через призму биографий приезжих учителей, многое сделавших для становления и развития образования Кабардино-Балкарской Республики;

2) знакомство детей и молодежи с работой учителя (профориентация), воспитание у учащихся уважительного отношения к учителям;

3)  содействие улучшению условий труда и повышению престижа профессии учителя;

4) увековечивание памяти учителей, внесших большой вклад в развитие образования Кабардино-Балкарской Республики.

3. Этапы, механизмы реализации проекта и ожидаемые результаты

3.1. Этапы проекта:

2013 г. – рождение идеи проекта, образование в Общественной палате КБР межкомиссионной рабочей группы, проведение организационной работы; поддержка проекта Министерством образования, науки и по делам молодежи КБР.

2014 г. – поддержка проекта органами местного самоуправления; составление в рамках проекта планов работ общеобразовательных учреждений во всех 13 муниципальных образованиях Кабардино-Балкарской Республики; создание нормативно-правовой базы для реализации проекта; подведение предварительных итогов реализации намеченных мероприятий проекта на заседании Совета Общественной палаты КБР.

2015 г. – проведение мероприятий по плану работ; открытие в муниципальных образованиях КБР музеев, мемориальных досок, памятников, посвященных учителям.

2016 год – работа по изготовлению и установлению памятника – символа Учителюперед зданием республиканского Дворца творчества детей и юношества (г. Нальчик проспект Ленина 8); подведение итогов реализации проекта.

3.2. Механизмы реализации проетка и ожидаемые результаты

№ п/п

Наименование
мероприятий

Сроки
реализации

Ожидаемые
результаты

Задача 1. Ознакомление учащихся с историей образования республики через призму биографий приезжих учителей, многое сделавших для становления и развития образования Кабардино-Балкарской Республики

1.1.

Проведение социологического опроса среди учащихся и педагогов образовательных учреждений КБР с целью выяснения их отношения к данному проекту

Январь-март 2013 г.

Выявлено отношение участников образовательного процесса к проекту

1.2.

Создание межведомственной комиссии ОП КБР для выработки проектов согласованных решений, документов, регламентирующих проведение мероприятий по увековечению памяти учителям, осуществлению координации работы и ее информационному обеспечению

Апрель

2013 г.

Создана республиканская межведомственная комиссия для реализации проекта «Учитель – профессия на все времена»

1.3.

Проведение исследовательской работы по составлению списка учителей довоенных и послевоенных лет, работа в школьных музеях Боевой славы и местном краеведческом музее, работа в архиве, с интернет-ресурсами

2013-2014 годы

Регулярно

Повышение уровня информированности школьников о деятельности учителей 30-50-х годов прошлого столетия

Укрепление связи поколений,  воспитание у детей и молодежи чувства патриотизма, гордости за историю страны и республики, причастности к ней

1.4.

Проведение поисково-исследовательской работы по восстановлению списка учителей школы довоенных и послевоенных лет, переписка с бывшими учителями школы, их близкими и родственниками:

— разработка документов, определяющих организацию и проведение поисковой работы;

— организация поисковых мероприятий, создание исследовательских групп для работы в архивах;

— сбор фотографий, материалов и оформление фотоальбомов, отражающих деятельность педагогов 30-50-х  годов;

— работа с архивными документами с целью установления судеб учителей и их семей и т.д.

1.4.

Подготовка статьи и ее публикация в республиканских и местных газетах

Регулярно

Издание книги

1.5.

Встречи с ветеранами педагогического труда

2013-2014 годы

 

11.6.

Издание приказов, постановлений, решений, других нормативных актов об увековечении памяти учителей (Министерством образования, науки и по делам молодежи, органами управления образованием).

Июнь- декабрь

2013 год

Создание нормативно-правовой базы для реализации проекта «Учитель – профессия на все времена»

11.7.

Проведение утренников, вечеров, классных часов и других мероприятий, посвященные увековечению памяти известных педагогов, внесших весомый вклад в развитие образования республики и национальной педагогики

Регулярно

Пополнение школьных музеев новыми материалами и экспонатами об учителях

11.8.

Сбор материалов об учителях 30-50 годов — представителей других национальностей, работавших в школе (материалы о дружбе и братстве с другими народами).

Регулярно

Оформление альбомов и стендов в общеобразовательных учреждениях

Задача 2.Знакомство детей и молодежи с работой учителя (профориентация), воспитание у учащихся патриотизма, чувства дружбы и толерантности, уважительного отношения к учителям.

32.1.

Проведение в общеобразовательных школах муниципальных районов и городских округов республики тематических вечеров, уроков, выставок посвященных Международному дню учителя.

Ежегодно

 5 октября

Воспитание у учащихся уважительного отношения к учительской профессии, формирование позитивного имиджа педагога в обществе.

32.2.

Проведение конкурса сочинений «Они работали у нас» об учителях, награжденных государственными наградами

До 1 июля

2016 г.

Обновление школьных музеев материалами об учителях.

32.3.

Организация публикации серии материалов о жизни и деятельности учителей довоенных и послевоенных лет

2013-2015

годы

Издание книги памяти об Учителе «Учитель, перед именем твоим…»  (очерки об учителях довоенных и послевоенных лет)

32.4.

Инициирование присвоения имен известных педагогов улицам городов и сел республики

2014-2016 годы

Присвоение имен известных педагогов улицам городов и сел республики

Задача 3. Содействие улучшению условий труда и повышению престижа профессии учителя

43.1.

Проведение пресс-конференций для представителей средств массовой информации по вопросам выполнения мероприятий проекта «Учитель – профессия на все времена»

Регулярно

Привлечение внимания общественности к положению учителя в обществе

43.2.

Сбор материалов на темы: «История школы», «Сердце, отдающее людям»,«Они обучали наших отцов и дедов»,«Учителя — участники войны»,«Учитель, перед именем твоим…»,«Истоки братства в семье» (об интернациональной учительской  семье)

Ежегодно

в канун

Международного

Дня учителя

Оформление альбомов, стендов, изготовление памятных досок учителям

43.3.

Проведение комплекса мероприятий, способствующих укреплению социального статуса работников образования и усилению их социальной защищенности в современных неблагоприятных социально-экономических условиях

2014-2015 гг.

Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, способствующие укреплению социального статуса работников образования и усилению их социальной защищенности

Задача 4. Увековечивание памяти учителей, внесших большой вклад в развитии образования  Кабардино-Балкарской Республики

54.1.

Содействие проведению в общеобразовательных школах республики научно-практической конференции на тему: «Роль русского языка и русскоязычных учителей довоенных и послевоенных лет в обучении и воспитании учащихся национальных школ КБР»

Июнь-июль

2014 г.

Открытие мемориальных досок и памятников русским учителям в школах муниципальных районов и городских округов республики

55.2.

Сбор материалов об учителях-подвижниках, приехавших в непростое время в Кабардино-Балкарию из центральной России

2013-2015 годы

Установление в муниципальных образованиях мемориальных досок

учителям-подвижникам

55.3.

Научно-практическая конференция«Мы ‒ живая связь времен»,посвященнаяпамяти учителей довоенных и послевоенных лет

Июнь-июль

2015 г.

Резолюция

конференции, направленная всем заинтересованным

ведомствам, с предложениями по упрочению авторитета учителя в обществе

55.4.

Научно-практическая конференция на тему: «Школьный учитель: вчера, сегодня, завтра»

Сентябрь 2016 г.

Резолюция конференции, направленная всем заинтересованным

ведомствам, с предложениями по совершенствованию работы учителя

55.5.

Работа по созданию памятника – символа Учителю перед зданием Республиканского дворца творчества детей и юношества (г. Нальчик, проспект Ленина 8)

2014-2016

годы

Изготовление и установка памятника Учителю

55.6.

Подведение итогов реализации проекта «Учитель – профессия во все времена»

Октябрь

2016 г.

Определение и награждение активных участников проекта

Приложения к проекту«Учитель профессия на все времена»:

— приложение № 1 (список членов рабочей группы по реализации проественной палаты КБР «Учитель – профессия на все времена»);

— приложение № 2 (мероприятия и планы по реализации проекта);

— приложение № 3 (нормативные правовые документы по реализации проекта);

— приложение № 4 (примерный переченьвопросов, предлагаемых для рассмотрения на научно-практической конференции «Школьный учитель: вчера, сегодня, завтра»;

— приложение № 5 (средства массовой информации о реализации мероприятий проекта «Учитель – профессия на все времена»);

— приложение № 6 (перечень мемориальных досок и памятников учителям, установленных в муниципальных образованиях КБР);

— приложение № 7 (тезисы конкурсных работ – победителей и лауреатов Десятого Всероссийского конкурса молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива»: «Законодательные аспекты регулирования вопросов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников» — 1 место (Ю. Кочесокова, Л. Абазова, науч. рук. Т.В. Саенко); «Социальное положение и статус учителя в современном российском обществе» — лауреат (З.Этуева, науч. рук. А.М.Зумакулов).

 — приложение № 8 (Резолюция конференции «Патриотическое воспитание детей и молодежи»))

Adblock
detector