Что мешает развитию негосударственного сектора в дошкольном образовании?

Ответ на этот вопрос попытались найти члены Общественной палаты КБР в ходе общественного мониторинга состояния, проблем и перспектив развития негосударственных дошкольных образовательных организаций в республике. Его результаты обсудили на заседании Комиссии по образованию и науке ОП.

Мониторинг показал, что в Кабардино-Балкарии реализуются меры по расширению форм и способов получения дошкольного образования за счет развития частно-государственного партнерства и в целях ликвидации очередности в детские сады. По данным региональной информационной системы «Электронный детский сад» и федерального сегмента электронной очереди, на 1 января 2016 г. уровень доступности дошкольного образования в Кабардино-Балкарской Республике для детей от 3 до 7 лет доведен до 100%. Однако при этом отмечаются негативные тенденции – увеличение наполняемости групп до 30-35 детей (особенно в муниципальных детских садах Нальчика).

В целях поддержки негосударственного сектора дошкольного образования постановлением Правительства КБР от 7 августа 2015 г. № 186-ПП утвержден «Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам». В 2017 г. на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в республиканском бюджете КБР предусмотрено 7,7 млн. рублей.

Члены комиссии выяснили, что одним из показателей, включенных в перечень направлений для оценки работы глав регионов по созданию бизнес-климата, является показатель «Содействие развитию конкуренции на основе стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации». А в числе целевых показателей данного Стандарта ‒ удельный вес численности детей частных дошкольных образовательных организаций субъекта РФ в общей численности детей дошкольных образовательных организаций. Как сообщил председатель комиссии Асхат Зумакулов, внегосударственном сегменте дошкольного образования КБР создано 254 места, что составляет лишь 0,005% в общей численности детей дошкольных образовательных организаций.

В настоящее время в Кабардино-Балкарской Республике функционируют 4 негосударственные дошкольные общеобразовательные организации, из них только одна расположена в Чегемском муниципальном районе, три – в г.о. Нальчик. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в данных организациях варьируется от 2500 до 8000 рублей. В перспективе развития частно-государственного партнерства в 2017 году планируется ввести в эксплуатацию частный детский сад на 80 мест в г.о. Прохладный, в п. Мир Чегемского муниципального района начато строительство частного детского сада на 50 мест.

Вместе с тем общественники отмечают, что открытие частного детского сада требует преодоления бюрократических барьеров из-за несовершенства и постоянного изменения федерального законодательства и нормативной правовой базы в данной сфере. Кроме того, в республике не развиваются такие вариативные формы дошкольного образования, как семейные детские сады и группы семейного типа, которые могут создаваться как структурные подразделения государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений в специально арендованных квартирах жилых домов, специально снятых коттеджах. Основными преимуществами таких детских садов или групп являются небольшая наполняемость групп (от 5 до 8 детей), близость к проживанию.

Председатель комиссии назвал основные проблемы, препятствующие активному развитию негосударственного сектора в дошкольном образовании.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», индивидуальным предпринимателям разрешено осуществлять образовательную деятельность как основную, но коммерческим организациям – только как дополнительную, что создает препятствия в привлечении инвестиций в сферу образования. При этом, например, в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что медицинскую деятельность как основную могут осуществлять как коммерческие, так и некоммерческие организации.

У предпринимателей, работающих в сфере дошкольного образования, отсутствуют необходимые знания и специальная подготовка в области образовательного законодательства и социального бизнеса. Министерством образования, науки и по делам молодежи КБР, муниципальными органами управления образования не налажено взаимодействие с предпринимателями – владельцами частных дошкольных образовательных организаций в части оказания им правовой, методической, информационной и иной поддержки.

Отмечаются недостаточные знания у специалистов муниципальных органов власти, правоохранительных и надзорных органов в области государственной политики и законодательства в части развития предпринимательства (в т.ч. социального), основных направлений развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. В результате у предпринимателей формируется боязнь контролирующих органов даже при полной легальности и законности бизнеса.

Анализ существующей в Кабардино-Балкарской Республике практики показывает, что для решения проблемы превышения «спроса» над «предложением» по оказанию услуг дошкольного образования используют два подхода: производственно-административный (строительство новых детских садов и их последующее содержание) и рыночный (привлечение негосударственных поставщиков, в т.ч. индивидуальных предпринимателей к оказанию услуг на рынке дошкольного образования). Основные бюджетные расходы (в т.ч. целевые субсидии из федерального бюджета) направляются на строительство и ремонт муниципальных детских садов, а не на привлечение негосударственных поставщиков, хотя создание одного места у индивидуального предпринимателя в несколько раз дешевле, чем при строительстве муниципальных детских садов. Так, строительство одного места в муниципальном детском саду в среднем по России составляет от 800 тысяч до 1,1 млн. рублей, а строительство одного места в частном детском садике обходится в 623 тысячи рублей.

Заместитель председателя Общественной палаты КБР Людмила Федченко отметила необходимость конструктивного взаимодействия Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР и руководителей частных дошкольных образовательных организаций по вопросам реализации образовательных программ, повышения квалификации и переподготовки работников, медицинского обслуживания и организации питания детей.

По итогам мониторинга Комиссия Общественной палаты КБР по образованию и науке приняла ряд рекомендаций органам исполнительной власти республики и предпринимателям, работающим в сфере оказания социальных услуг населению.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector