Что нельзя подписывать в страховой

Содержание
  1. Страховая предлагает подписать соглашение о быстрой выплате – чем это грозит и можно ли отказаться?
  2. Что такое соглашение о выплате по ОСАГО?
  3. Какими они бывают?
  4. Подписывать соглашение или нет?
  5. Я не подписал согласие на выплату – направят на ремонт?
  6. Как получить выплаты если соглашение еще не подписано?
  7. Могу ли я обжаловать сумму выплат по ОСАГО, если подписал допсоглашение со страховой?
  8. Определение Верховного Суда
  9. Могу ли я взыскать часть денег с виновника ДТП?
  10. Страховое возмещение по ОСАГО: что можно, а что нельзя подписывать? Последствия и судебная практика
  11. Нужно ли мне вообще что-то подписывать по ОСАГО?
  12. Что обязательно нужно подписать?
  13. Извещение о ДТП
  14. Заявление в страховую
  15. Акт осмотра машины
  16. Направление на ремонт
  17. Заказ-наряд и акт приёма-передачи
  18. Акт выполненных работ и(или) акт приема-передачи
  19. Что нельзя подписывать по ОСАГО и какие последствия?
  20. Договор на ремонт
  21. Договор цессии (уступки права требования)
  22. Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке
  23. Выплата без проблем: 5 ошибок страхователей при оформлении выплаты
  24. Поделиться
  25. Грубое поведение
  26. Излишнее доверие к менеджерам
  27. Невнимательность при заполнении заявления
  28. Небрежность при осмотре автомобиля

Данная статья посвящена актуальной проблеме подписания клиентом со страховой компанией различного рода соглашений об урегулировании спора или убытка, или о сумме страховой выплаты.

Это ситуация возникает тогда, когда потерпевший в ДТП напрямую обращается в страховую компанию с необходимыми документами, страховая компания осматривает автомобиль и предлагает потерпевшему подписать некое соглашение или договор, или полузаполненный документ фиксирующий сумму страховой выплаты и её сроки выплаты Вам. Как показывает опыт группы компаний «Респект», предлагаемая сумма к возмещению в подавляющем большинстве случаев менее реального ущерба, иногда в несколько раз.

Страховая компания обещает заплатить в ускоренном порядке, либо «закрыть глаза» на некоторые особенности повреждений (например, пострадавшая в ДТП деталь имела повреждения до ДТП, что должно чуть уменьшить возмещение ремонта) в обмен на подписание такого соглашения или договора. Но последствия подписания такого незначительного соглашения/договора таковы, что потерпевший в дальнейшем не имеет права потребовать со страховой компании какие- либо суммы еще, если вдруг у него обнаружатся скрытые повреждения или страховая компания ошиблась при расчета ущерба или вообще занизила предлагаемую сумму.

Ранее подписание такого соглашения между страховой компанией и потерпевшим ничего не гарантировало страховщику – можно было обратиться в суд и доказать ошибочность выплаты. Но Верховный суд в своем Пленуме разъяснил, что после заключения такого соглашения в рамках страхового случая по ОСАГО потерпевший не имеет в дальнейшем права претендовать на сумму большую, чем было указано в подписанном между сторонами соглашении. В связи с этим группа компаний «Респект» рекомендует:

  • Ни в коем случае не подписывать никаких дополнительных бумаг, заявлений, соглашений или договоров при самостоятельном обращении в страховую компанию, кроме основного заявления по произошедшему случаю и направления на независимую экспертизу. Выплату страхового возмещения страховая компания в любом случае обязана осуществить в срок не более 20 календарных дней(за исключением праздничных нерабочих дней) не смотря ни на какие соглашения;
  • Вызывать на место ДТП аварийного комиссара группы компаний «Респект»;
  • Обращаться сразу после ДТП в офис группы компаний «Респект», где эксперты и юристы окажут Вам качественные консультации, а также предложат подать документы в страховую компанию без Вашего участия, что избавит Вас от лишних посещений офиса страховой компании.

А что же делать если страховая компания не принимает какие-либо документы без подписания такого соглашения? Смотрите пункт 3 выше — Обращайтесь сразу после ДТП в офис группы компаний «Респект»!

Также бывают ситуации, когда Вы подписываете подобные документы в общей «кипе» подписываемых бумаг в страховой компании, поэтому будьте внимательны и читайте каждый подписываемый документ.

Обращайтесь в группу компаний «Респект» на любом этапе Вашего страхового дела, будем рады Вам помочь!

Страховая предлагает подписать соглашение о быстрой выплате – чем это грозит и можно ли отказаться?

Выбирая между ремонтом и выплатой по ОСАГО, большинство водителей отдают предпочтение «живым» деньгам. Этим умело пользуются страховые компании. Они могут предложить вам вместо ремонта быстрые выплаты по ОСАГО без технической экспертизы ущерба (но могут и после такой экспертизы).

И пообещать мгновенное зачисление денег. Взамен нужно лишь подъехать в офис страховой и подписать специальное соглашение. Вот тут то и кроется главная хитрость! В тексте такого соглашения может быть пункт об отказе от претензий к страховщику.

Это ставит потерпевшего в ДТП в невыгодное положение. Настолько, что требовать доплат за ремонт автомобиля не получится даже через суд. Чем еще опасны условия соглашения о выплатах, стоит ли его подписывать и куда жаловаться на действия страховщика – обсудим далее.

Что такое соглашение о выплате по ОСАГО?

Официальный, но не обязательный, документ, который регулирует вопрос урегулирования убытков по ОСАГО.

С 28 апреля 2017 года по умолчанию страховая отправляет машину потерпевшего в ДТП на ремонт. Выбирать страховые выплаты, как раньше, нельзя. За исключением случаев, подпадающих под действие ст. 12 ФЗ Об ОСАГО.

Одним из пунктов, в соответствии с которым вы можете претендовать на страховые денежные выплаты является пункт 16.1 ст. 12 ФЗ № 40 Об ОСАГО:

ж) наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

Заключить соглашение о выплате по ОСАГО – это самый легкий способ получить деньги. Страховые агенты активно предлагают клиентам именно такой вариант – без экспертизы, на основании простого осмотра экспертом-оценщиком от СК.

В чем выгода для страховщика? А выгода в том, что по условиям такого соглашения вы подписываете добровольный отказ от всяких претензий в адрес страховой компании на будущее. Взамен вам перечисляют некую сумму с «барского плеча». Деньги можно получить в тот же день: в кассе страховой или на банковскую карту.

И сразу потратить компенсацию, например – на восстановление поврежденного в ДТП автомобиля.

Какими они бывают?

Единого и утвержденного законом образца не предусмотрено. Поэтому соглашение от СК Альфастрахование может отличаться от аналогичного соглашения, к примеру, от Росгосстраха. Не только в условиях, но и в названии документа.

Образец соглашения вы можете посмотреть ниже:

Выделяют два вида:

  • основное соглашение о выплатах;
  • дополнительное – об урегулировании страхового случая по ОСАГО и отсутствии претензий по выплатам.

Чаще всего никакого допсоглашения нет, зато есть соответствующие пункты в основном соглашении о выплатах по страховому случаю.

Самое интересное заключается в «теле» этих соглашений – прежде чем ставить свою подпись, не поленитесь изучить каждый пункт документа об отступных, иначе можно получить массу проблем!

Подписывать соглашение или нет?

Ответ на этот вопрос зависит от условий и суммы выплат по соглашению.

Что нужно знать?

  1. Во-первых, в Законе Об ОСАГО нет требования обязательно подписывать такое соглашение. Страховщик обязан возместить ущерб на основании вашего заявления о страховом возмещении: либо деньгами, либо направлением машины на ремонт. На это законом отводится 20 дней с момента принятия документов от потерпевшего в ДТП.
  2. Во-вторых, вы можете смело отказываться от подписания такого соглашения, несмотря на уговоры или угрозы от страхового агента. Например, вам могут сказать: «не подпишете соглашение – не получите денег».
  3. В-третьих, в соглашении часто указывают заниженную сумму покрытия убытков от ДТП. Если в реальности на восстановление автомобиля нужно 150 тысяч рублей, то страховая «насчитает» вам всего 90 тысяч. Расчёт на то, что владелец не может сходу определить реальный размер ущерба. Ну и сразу получит всю сумму компенсации. И по идее должен согласиться на предложенный страховщиком вариант.

Практика показывает, что в 90% случаев допсоглашение о выплатах ставит потерпевшего в невыгодное положение. Судите сами: экспертиза не проводится, оценка ущерба – на глаз, пункт о согласии с насчитанной суммой, пункт об отсутствии претензий к страховщику, пункт об исполнении обязанностей страховщика в полном объеме и надлежащим образом… Хотя по факту – это законный способ СК обмануть водителя и прикрыть свои тылы от судебных разбирательств. Думайте, стоит ли идти на поводу у страховой фирмы?

Я не подписал согласие на выплату – направят на ремонт?

Да, поскольку не соблюдено условие для перечисления страховых выплат на основании соглашения между сторонами.

Правда, в вашем случае могут быть другие условия по ФЗ № 40 Об ОСАГО. Например, полная гибель автомобиля (не подлежит восстановлению). Или удалённость СТО от места жительства потерпевшего – свыше 50 км, а организовать эвакуацию автомобиля к месту ремонта для страховщика слишком накладно.

В этих и других случаях вместо направления на ремонт вам всё же должны выплатить денежную компенсацию.

Как получить выплаты если соглашение еще не подписано?

Всё просто – ничего не подписывать и ждать установленных законом сроков на выплату страхового возмещения по ОСАГО.

Рассмотрим алгоритм действий:

  1. Если вам настойчиво предлагают подписать соглашение – не спешите с принятием решения. Лучше попросите агента дать вам документ для подробного ознакомления в спокойной обстановке дома (а не в офисе страховщика, под взглядом менеджеров). Изучите все пункты соглашения, а лучше дайте его прочитать юристу. Можно даже прийти в офис страховщика с представителем, закон этого не запрещает.
  2. Если условия соглашения об отступном вам не подходят, вежливо отказывайтесь заключать сделку. В конце концов, закон позволяет выбирать – это не обязаловка для потерпевших!
  3. Закажите независимую экспертизу повреждений автомобиля после ДТП. Она установит точную сумму, в которую вам обойдется ремонт. На 99% страховщик сильно её занизит, так что нет смысла соглашаться с предложенным вариантом.
  4. Если истёк 20-дневный срок на оплату или выдачу направления на ремонт, нужно составить и подать заявление о разногласиях – направьте его почтой, в электронном виде или в офисе СК под роспись.
  5. Обратитесь с заявлением к финансовому уполномоченному (с теми же требованиями) с просьбой повлиять на ситуацию.
  6. При неудовлетворительном для вас результате обратитесь с иском в суд.

Запомните, что нужно действовать в своих интересах, а не идти на поводу у страховой, чья цель обезопасить себя от претензий клиента по допвзысканиям.

Могу ли я обжаловать сумму выплат по ОСАГО, если подписал допсоглашение со страховой?

Если соглашение подписано, ситуация осложняется. Обжаловать сумму выплат по ОСАГО можно, но в 2022 году крайне противоречивая судебная практика.

Возможность для оспаривания соглашения отмечена в пункте 43 ПП ВС № 58:

Вместе с тем при наличии оснований для признания указанного соглашения недействительным потерпевший вправе обратиться в суд с иском об оспаривании такого соглашения и о взыскании суммы страхового возмещения в ином размере.

Что это значит? Потерпевшему предстоит оспорить соглашение о быстрой выплате – полностью или частично (отдельные пункты). А для этого доказать факт обмана или введения в заблуждение – в силу ст. 178 ГК РФ. Что, разумеется, крайне тяжело. Суды часто отказывают по этому основанию, а потерпевшие остаются ни с чем.

Определение Верховного Суда

Но есть и положительная практика. В конце 2018 года было подготовлено Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ N 46-КГ18-57. Судьи разбирали кассационную жалобу самарского водителя и его адвоката на апелляционное решение суда.

В чем суть:

Истец был потерпевшим в ДТП и обратился в АО «Объединенная страховая компания», где ему предложили заключить соглашение о выплатах по ОСАГО – в ходе осмотра ущерб ТС был оценен в 55 000 рублей. После ремонта автомобиля на СТО итоговая сумма оказалась больше. А все из-за скрытых повреждений, которые не были установлены экспертами от страховой.

Тогда истец заказал независимую экспертизу. Сумма ущерба оказалась в 3 раза больше – 154 920 рублей, а с учетом износа и вовсе 166 000 рублей. Доплачивать страховая отказалась.

Мотивировкой отказа значилось заключенное с истцом соглашение об урегулировании страхового случая. Истец обратился в суд, но там ему отказали в отмене соглашения – вначале в районном суде, а затем и в апелляционной инстанции.

И вот было издано Определение Судебной коллегии ВС РФ по кассационной жалобе истца и его адвоката:

  • Судьи отметили, что стоимость ремонта была увеличена из-за скрытых повреждений автомобиля, но в акте осмотра ТС представителями страховщика данное обстоятельство водителю указано не было – а это существенное условие.
  • Если бы водитель знал о наличии скрытых повреждений, он бы не заключил соглашение об урегулировании страхового случая с АО «Объединенная страховая компания» на сумму в 55 000 рублей.
  • Истец «полагался на компетентность специалистов, проводивших первичный осмотр автомобиля, исходил из добросовестности их поведения и отсутствия в будущем негативных правовых последствий для себя как участника сделки» – ввиду того, что сам не был специалистом в сфере установления реального ущерба машине после ДТП.

Таким образом, Верховный Суд усмотрел серьезные нарушения в принятии решений районного суда и последующей проверки со стороны апелляционной инстанции. И в итоге апелляционное определение было отменено. Дело направили на новое рассмотрение, где истец сумел добиться положительного для себя результата, а именно – расторг соглашение со страховой, довзыскал с них деньги за ремонт, получил неустойку в 100 тысяч рублей, а также 1 000 рублей за моральный вред, штраф в размере 55 250 рублей + расходы на адвоката (см.

ДЕЛО № 33-779/2019 от 24.01.2019 года).

По ситуации на 2022 год потерпевшим можно смело ссылаться на это Определение ВС РФ. Равно как и брать его за основу при подготовке защиты в спорах со страховыми компаниями.

Могу ли я взыскать часть денег с виновника ДТП?

Если по тому же соглашению выплат от страховой не хватит, а сумма ущерба значительная, можно требовать возмещения ущерба и с виновного в аварии. Соответствующие требования абсолютно законны. Это подтвердил в том числе и Конституционный Суд в своем недавнем Постановлении от 10 марта 2017 года.

Как это происходит:

Например, на перекрёстке в вас въехала другая машина. Ее водителя признали виновным в ДТП, а вы сразу обратились в страховую. Там насчитали убытки в размере 30 000 рублей, но сам ремонт обошёлся вам в 75 000 рублей.

Разница в стоимости составляет 45 000 рублей. Эту сумму можно взыскать с виновника аварии – вначале добровольно, а если пойдет в отказ – через суд. Ущерб рассчитывается без учета износа, как и по закону в любом СТО.

Всё ли так просто? На самом деле придется запастись аргументами для суда. Например, фото с места ДТП, заключение независимой экспертизы о реальном ущербе, чеки и квитанции от автосервиса, документы от страховой.

Пример из судебной практики в г. Челябинск, где водителю удалось взыскать ущерб с виновника ДТП в размере 77 448 рублей. Истцу также компенсировали расходы на адвоката, нотариуса и оплату госпошлины за подачу иска.

Страховое возмещение по ОСАГО: что можно, а что нельзя подписывать? Последствия и судебная практика

Поскольку большинство водителей в нашей стране самостоятельно обращаются в страховые компании за выплатой по ОСАГО, а не пользуются услугами юристов, то им нужно знать, что им могут подсунуть на подпись в страховой компании или сервисе. Ведь, если согласиться и подписать некоторые документы, то потом вас могут ждать неприятные последствия. Чтобы вы могли избежать таких последствий, ниже мы расскажем вам, какие из документов можно подписать, а что нельзя ни при каких обстоятельствах.

Нужно ли мне вообще что-то подписывать по ОСАГО?

Потерпевший, который обращается к страховщику за возмещением ущерба по ОСАГО, конечно же, должен подать заявление на выплату. Оформляется оно только в письменной форме, а это значит, что звонки и всевозможные разговоры по телефону или переписки по электронной почте не являются надлежащим заявлением по убытку.

Заявление подается с комплектом документов, согласно пункта 3.10 Правил ОСАГО. В общем случае понадобятся следующие бумаги:

  1. заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, которое вы как раз подписываете в первую очередь;
  2. паспорт собственника авто (нотариально заверенная копия (выписка));
  3. извещение о ДТП;
  4. копии документов из ГИБДД (протокола, определения или постановления по делу о нарушении);
  5. банковские реквизиты (на случай осуществления выплаты деньгами);
  6. документы, подтверждающие право собственности на авто (ДКП, ПТС, СоРТС) или их нотариальные копии.

Из всего этого списка, ваша подпись нужна будет только в 2-3 документах.

Что обязательно нужно подписать?

Из приведенного выше перечня обязательно нужно будет поставить подпись в заявлении и извещении о ДТП. Еще лучше своей подписью заверить реквизиты, но это не обязательное требование.

А теперь обратим ваше внимание на некоторые нюансы.

Извещение о ДТП

Как правило, оно заполняется в случае, если авария оформлялась без участия сотрудников полиции, по европротоколу. Но формулировка в законе не совсем точная и во избежание каких-то проблем со страховой и потери времени на этом лучше его самостоятельно заполнить и включить в комплект на выплату. При этом, в извещении вы заполняете только ту информацию, которую знаете и которая указана в других документах (в постановлении ГИБДД и других).

В этом документе ваша подпись обязательно нужна.

Заявление в страховую

Этот документ – самый главный из всех возможных. Именно он даёт основания страховщику рассмотреть ваш случай и признать или не признать, его страховым. Заявление подписывается в обязательном порядке.

Всё дело в том, что страховщики выдают в своих офисах экземпляры документов с некоторыми правками, которые удобны или выгоды страховщику. Кстати, во многих страховых заявляют, что принимают заявление только по их форме, но ничего страшного, есть два варианта, как это обойти.

  1. Лучше всего, по мнению многих юристов, подавать такому страховщику комплект документов почтой, тогда не придётся тратить свои нервы и время на споры с сотрудниками СК. Сразу напомню, что в таком случае необходимо отправлять ценное письмо с уведомлением о вручении и описью вложения, в которой подробно описать, какие документы прилагаются.
  2. Если почтой подать не получается, то в случае отказа страховой компании принять ваше заявление как основное, просто включите его в перечень приложений к заявлению по их образцу.

Акт осмотра машины

Ещё одним документом, который нужно обязательно подписывать, является акт осмотра вашего автомобиля. После подачи полного комплекта документов на выплату у СК будет 5 рабочих дней, чтобы осмотреть вашу машину. После фотографирования и заполнения акта эксперт должен дать вам на подпись акт.

Его нужно подписать и лучше всего сразу же сфотографировать.

Если данный документ оставить без вашей подписи, то его можно в любой момент исправить и написать заново, внеся невыгодные для вас коррективы. С вашей подписью сложнее менять документ, но если будет уверенность, что у вас копии нет, то можно переписать, а потом сказать, что вы просто его не подписали.

Что можно подписывать и чем это грозит?

Со стадией подачи документов и осмотра ТС мы разобрались. Поговорим о непосредственном урегулировании страхового случая. На этой стадии можно подписать некоторые документы, но важно внимательно их перед этим изучить. Какие это документы:

Направление на ремонт

Этот документ обязателен для обращения на СТОА, поэтому этим пользуются страховщики. В текст направления очень часто включены условия, которые ущемляют права потерпевших. Например, согласие на увеличение сроков ремонта авто, на использование при ремонте запасных частей, бывших в употреблении или неоригинальных.

При этом, само направление составляется таким образом, что, расписываясь за получение данного направления, вы автоматически подписываетесь и под всеми вышеназванными условиями.

На это стоит обратить особое внимание. Очень часто направление на подпись дают уже в самом сервисе и просто говорят, поставить подпись «где галочка». В таком случае вероятность сделать ошибку возрастает, так как у вас мало времени на изучение документа.

Но, если документ подписать необходимо, делайте это, однако, нужно обязательно внести туда свои правки. Вам это сделать никто не запрещает.

  1. Написать своей рукой с чем из перечисленного вы не согласны (например: согласия на увеличение сроков ремонта не даю. Согласия на использование при ремонте бывших в употреблении, неоригинальных или контрафактных запчастей не даю).
  2. Каждую запись или исправление заверить своей подписью.
  3. Указать в направлении дату сдачи машины в ремонт и также заверить своей подписью.

Перед внесением правок и после необходимо сфотографировать данное направление на ремонт.

Если не сделать, указанное ваше и подписать документ с невыгодными условиями, то последствия могут быть разные, в зависимости от указанных в направлении условий.

Заказ-наряд и акт приёма-передачи

Если машину все же собираются принять в ремонт, то вам нужно будет подписать документы для непосредственной передачи машины (акт приема-передачи) и ремонта (заказ-наряд).

В данных документах также стоит искать какие-то дополнительные условия или согласия. В случае, если обнаружите, то просите исправить или исправляйте самостоятельно.

Кстати, в Законе об ОСАГО указано, что вопрос об обнаружении возможных скрытых повреждений в ходе ремонта и их фиксации, должен быть согласован с сервисом в момент передачи ТС, то есть или в этих документах, или в каком-то отдельном. Не забудьте обратить на это внимание сотрудников СТО.

Акт выполненных работ и(или) акт приема-передачи

Как именно будет называться итоговый документ, неизвестно, но его на подпись дадут, когда вы будете забирать отремонтированную машину. Подписывать его нужно, но при условии, что вы отразите в нём все недостатки ремонта. Об этом нам говорит Закон об ОСАГО.

Если не указать на недостатки, то в теории считается, что машину вам отдали полностью исправную без недостатков, а доказать потом обратное может быть проблематично.

Для правильной приёмки авто рекомендуется это делать сразу с экспертом, который сможет выявить и указать недостатки ремонта. Но если вы принимаете самостоятельно, то можно указать всевозможные изъяны, даже не обнаружив их. Это могут быть окраска деталей не в цвет, ремонт деталей, подлежащих замене, использование б/у запчастей, нарушение технологии ремонта, неровные зазоры между деталями и тому подобное.

Что нельзя подписывать по ОСАГО и какие последствия?

В эпопее под названием «страховое возмещение по ОСАГО» вы можете встретиться с некоторыми документами, которые лучше не подписывать. В противном случае это может обернуться для вас различными проблемами – чаще всего, это невозможность успешно оспорить размер возмещения.

Договор на ремонт

В указанном страховщиком сервисе вам могут навязать обязательное подписание договора на ремонт. Якобы, без подписания такого договора они ничего делать не будут.

Делать они могут что хотят, но вот никакой обязанности подписывать какие-то дополнительные договоры у потерпевшего нет. Согласно Закону об ОСАГО взаимоотношения с сервисом выстраивает страховщик. Именно СК обязана заключить договор на ремонт, а вы обязаны только сдать машину в ремонт и забрать её.

В таких договорах указываются невыгодные для потерпевшего условия, при подписании которых, в дальнейшем будет сложно что-то предъявить сервису или страховщику.

Договор цессии (уступки права требования)

Данный договор может представлять наибольшую опасность для потерпевшего. Дело в том, что по нему собственник машины передает кому-то (или СТО, или какому-нибудь дяде Ване) право требования по страховому случаю. А это значит, что требовать что-то от страховой сможет кто-то другой, но не вы.

Если в договоре цессии речь будет идти про ремонт, то, соответственно, по качеству ремонта к страховщику уже не обратишься. Также придётся забыть про неустойку за нарушение сроков восстановления автомобиля. Всё это сможет требовать новый владелец вашего права.

В зависимости от условий, потерпевший ещё может передать право требования к виновнику ДТП, а это значит, что сервису ничто не мешает отремонтировать вам авто б/у запчастями, а потом взыскать с виновника по ценам новых.

Но иногда договор цессии может быть и в помощь. Например, когда виновник ДТП не платежеспособен. То есть для потерпевшего есть риск получить только 50% ущерба и то, рассчитанного по методике ОСАГО.

А в случае уступки права машину могут полностью отремонтировать. Нюанс лишь в том, кто будет цессионарием, то есть кому будет уступаться право и на каких конкретных условиях. В любом случае мы бы не рекомендовали подписывать такой договор без юриста.

В заключение хотелось бы сказать, что всем необходимо быть очень внимательными при общении как со страховыми компаниями, так и со станциями техобслуживания. То, что они вам говорят, не всегда является правдой или не всегда точно соответствует закону.

Помните, что все, кроме потерпевшего в этом процессе, зарабатывают деньги, а это значит, что они будут стараться сделать всё, чтобы им было выгоднее.

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью «Рассылки» или «Статистики разделов» на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице.

Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь «Расширенным поиском». Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.

Право.Ru, 6 сентября 2012 г.

Панорама города, Рязань , 7 октября 2015 г.

Страховая компания: чего нельзя подписывать?

На вопросы читателей отвечает председатель Рязанской региональной общественной организации «Защита прав потребителей в сфере страхования» Аслан Валерьевич Котилогли.

— В чём основная трудность при составлении европротокола? (Лев Иванович, г. Рязань)

— В том, что на месте люди часто не могут правильно определить стоимость причинённого им материального ущерба. Если она будет превышать 50 тысяч рублей, в выплате страхового возмещения вам откажут: страховая компания заявит, что вам требовалось надлежащим образом оформить ДТП. Вот только получить справку о ДТП после того, как вы оформили европротокол и прошло какое-то время, например две недели, практически невозможно.

— Скажите, должна страховая компания выплачивать утрату товарной стоимости (УТС)? (Николай Васильевич, Рязанский район)

— Да, в том случае, если у вас иномарка не старше пяти лет и пробег не превышает определённые нормы. Для этого вам необходимо обратиться к эксперту, потому что непрофессионал не сможет самостоятельно это сделать.
Однако страховая компания никогда вам не скажет об этом праве.

Хотя по этому вопросу Верховный суд высказал свою позицию давно, и она такова, что УТС является ущербом, который вам обязаны возместить.

— Разъясните, пожалуйста, исходя из чего страховая компания рассчитывает стоимость ремонта? Ведь она, как правило, оказывается значительно меньше, чем в действительности. (Наталья, г. Рыбное)

— Дело в том, что при расчёте ущерба цены на запасные части страховая компания берёт исключительно из электронных справочников РСА (Российского союза автостраховщиков), которые составлены некорректно. Мы неоднократно в суде предоставляли информацию о том, что данные в них не соответствуют действительности, цены сильно занижены. Направлялись даже письма в РСА с просьбой предоставить адреса магазинов, из прейскуранта которых берётся информация о стоимости запчастей.

Но нас не слышат.

— Я попал в ДТП. В страховой компании мне настоятельно предложили подписать соглашение о том, что мне выплатят определённую сумму и больше по данному страховому случаю я не буду иметь никаких претензий к страховой компании. Сказали, что, если я не подпишу его, мне денег не заплатят.

Правомерны ли такие действия? (Константин Александрович, г. Рязань)

— Нет. Скорее всего, в автосервисе вы узнаете, что ремонт обойдётся в значительно большую сумму. И даже если вы проведёте независимую экспертизу, которая это подтвердит, страховая компания вам ничего не будет должна, что подтвердит ваша подпись на соглашении.

Сделать что-нибудь в этой ситуации сложно. Случается, что суд принимает доводы о том, что вас ввели в заблуждение, вынудив подписать такой документ, но далеко не всегда. Поэтому надо быть внимательным перед тем, как что-то подписывать.

Беда в том, что люди не читают документы либо не понимают смысла написанного. Не стесняйтесь спрашивать. А если у вас появились хоть какие-то сомнения, попросите копию этого документа, скажите, что дома вы ознакомитесь с ним и завтра всё подпишете.

И отправляйтесь к юристу — узнайте, какие последствия могут быть после подписания соглашения.

— В моей страховой компании в заявлении на выплату имеется формулировка, согласно которой я прошу перечислить УТС станции техобслуживания в счёт оплаты ремонта. Надо ли насторожиться? (Александр Семёнович, г. Ряжск)

— Это самый настоящий обман. А что делать? Сразу же после точки напишите «не согласен» и поставьте подпись. Затем попросите другой бланк или чистый лист и напишите заявление на имя директора, в котором вы просите рассчитать сумму утраты товарной стоимости и перечислить её на представленный вами счёт.

Обязательно нужно сделать копию этого заявления с отметкой о том, что его у вас приняли. И кстати, отдавая любые документы страховой компании, попросите акт приёма-передачи, в котором указываются дата и время вашего обращения, перечень этих документов и фамилия принявшего их сотрудника, а помимо того, список документов, которые вы обязаны предоставить по данному страховому случаю. Также имейте в виду, что страховая компания, как правило, не выдаёт копии документов: актов осмотра, справок о дорожно-транспортном происшествии.

И сделайте их предварительно сами либо лучше попросите, передавая документы страховщикам, сделать копии с отметкой «копия верна». В противном же случае, если появятся претензии к страховой компании, то без этих документов вы ничего доказать не сможете.

— Имеется ли у сотрудников ГИБДД право не приехать на дорожно-транспортное происшествие в случае, если его участники в оценке произошедшего расходятся? (Дмитрий Васильевич, г. Рязань)

— Сложный вопрос. Вообще они должны приехать, если ситуация на дороге спорная. Но вас могут также попросить сделать фотографии, составить схему и приезжать в группу разбора.

Если возникает необходимость в том, чтобы ваше ДТП было зафиксировано надлежащим образом, то необходимо зафиксировать своё обращение в правоохранительные органы. А если вы не знаете телефон дежурной части, позвоните по номеру 112, объясните, что произошло ДТП, попросите соединить с дежурным. Если к вам не приезжают, то позвоните на 112 вновь и попросите зарегистрировать ваше обращение по поводу того, что сотрудники ГИБДД нарушают ваши права.

Потом надо написать жалобу по данному факту. При рассмотрении дела в дальнейшем это будет играть роль. Сказанное не отменяет того, что вы должны сделать фотографии, заполнить извещение о ДТП, которое обычно прилагается к страховому полису.

Зарегистрировать дорожно-транспортное происшествие необходимо в любом случае. Потом с документами надо поехать в группу разбора, предоставить извещение о ДТП и схему. И если вы хотя бы на мгновение сомневаетесь в том, что ущерб у вас составляет менее пятидесяти тысяч рублей, то лучше настоять на том, чтобы ваше дорожно-транспортное происшествие зафиксировали надлежащим образом.

Если вам отказывают, то попросите листок и ручку, идите в дежурную часть и пишите заявление о том, что вам отказали в регистрации ДТП.

— Что делать, если ни у меня, ни у второго участника аварии нет извещения о ДТП?

— В этом случае обязательно запишите все его данные: ФИО, дату рождения, адрес регистрации, номер водительского удостоверения, госномер транспортного средства, модель и марку, vin-код, а также название его страховой компании, серию и номер полиса и время его действия. В дальнейшем этой информации хватит, чтобы найти второго участника. Потому что нередко люди уезжают с места дорожно-транспортного происшествия, договорившись ехать в группу разбора, но приезжает туда только один человек.

Выплата без проблем: 5 ошибок страхователей при оформлении выплаты

Почти каждая страховая компания удостаивается как положительных, так и негативных отзывов клиентов, обратившихся за выплатой. Как же объяснить, что одна и та же организация в сходных ситуациях ведёт себя по-разному? Скорость и качество обслуживания зависят не только от квалификации сотрудников отдела выплат, но и от поведения автовладельца.

Поделиться

Многие собственники автомобилей считают, что после оплаты полиса страховая компания в любом случае обязана отремонтировать повреждённые детали. При этом они не обращают внимания на некоторые важные моменты, которые им кажутся несущественными.

Зачастую именно мелочи становятся причиной трудностей при оформлении выплаты. Чтобы избежать проблем нужно не только знать правила страхования, но и соблюдать некоторые простые рекомендации.

Грубое поведение

«Я заплатил приличную сумму за этот полис, значит мне должны уделять повышенное внимание!» – эта фраза отлично характеризует отношение некоторых автовладельцев к сотрудникам отдела выплат. Такие клиенты вызывающе ведут себя при подаче документов, а иногда попросту хамят менеджерам.

Сотрудники страховой компании – живые люди, не роботы. Им свойственны те же человеческие чувства, что и автовладельцам.

Закономерно, что грубость не останется незамеченной. Менеджеры запросто могут отомстить грубияну, например, максимально увеличив время обработки документов по страховому случаю или запросив дополнительные справки.

Если такие действия не противоречат закону, а сотрудники отдела выплат умеют грамотно тянуть время, автовладельцу останется только одно – ждать. При этом жалобы в надзорные инстанции вряд ли принесут результат.

Гораздо проще с пониманием отнестись к работе менеджеров. Не обязательно широко улыбаться и любезничать, достаточно терпимого отношения и уважительного тона общения. Стоит относиться к сотрудникам отдела выплат как к деловым партнёрам, коими они в общем-то и являются.

Излишнее доверие к менеджерам

Адекватное отношение к менеджерам отнюдь не означает, что можно на слово верить всем их заявлениям. Стоит в любом случае соотносить такую информацию с условиями договора и правил страхования. При этом договор и правила всегда главенствуют над любыми внутренними распоряжениями страховой компании.

Однако в этих двух документах обычно не описан порядок подачи документов после страхового случая. Кроме того, в них не указывают, как действовать автовладельцу, если менеджеры потеряли часть полученных документов. Например, важную справку или постановление полиции.

Страховая компания несёт ответственность за утерю документов по страховому случаю согласно действующим законам.

Но чтобы привлечь страховщика к ответственности, нужно сначала доказать факт получения менеджерами полного комплекта документов. Это возможно только при наличии расписки о том, что сотрудники страховой компании приняли не только заявление на выплату, но и сопутствующие документы.

Такая расписка может быть оформлена в произвольной форме, но непременно должна содержать перечень документов. Если менеджеры отказываются выдать подобный документ, стоит отправить заявление и все необходимые справки заказным письмом (с описью вложений).

Невнимательность при заполнении заявления

При оформлении выплаты требуется внимательность. Даже если менеджеры заполняют все документы на компьютере, стоит перепроверить введённые данные. При рукописном заполнении заявления нужно минимум один раз внимательно его перечитать.

Чаще всего к задержке выплаты приводят ошибки в паспортных данных и банковских реквизитах. Кроме того, многие забывают, что заявление на выплату может подать только автовладелец или выгодоприобретатель.

Страхователь, водитель или другое лицо не вправе обращаться за страховым возмещением по договору КАСКО или ОСАГО без нотариальной доверенности, в которой отдельно указана такая возможность.

Также к распространённым ошибкам при оформлении заявления на выплату относится некорректное изложение обстоятельств повреждения автомобиля.

Например, если указать, что машина была повреждена в результате бокового удара, а в справке ГИБДД записано, что причиной повреждения стал удар в задний бампер, страховая компания почти наверняка откажет в выплате.

Следует соотносить собственное видение обстоятельств аварии и те же данные, указанные в документах полиции. Любые расхождения как минимум увеличат сроки выплаты, а в худшем случае будут использованы страховой компанией для отказа в возмещении ущерба.

Небрежность при осмотре автомобиля

При оформлении страхового случая всегда проводится осмотр автомобиля. Эксперт фиксирует в акте осмотра детали, нуждающиеся в ремонте или замене. Также он описывает характер повреждений. Это необходимо для противодействия мошенничеству.

Именно на основании акта осмотра менеджеры принимают решение о возмещении ущерба. Например, если в заявлении на выплату и справке ГИБДД указано повреждение передней правой фары, а в акте осмотра нет таких сведений, страховая компания не вправе оплачивать ремонт детали.

Следует внимательно перечитывать акт осмотра и сверять имеющиеся повреждения с указанными экспертом.

Нельзя подписывать акт осмотра пока эксперт не внесёт в список все повреждённые детали и элементы автомобиля. Зачастую представители страховой компании «забывают» внести в документ какие-либо дефекты, чтобы получить повод для отказа в возмещении ущерба.

Помимо списка повреждений стоит сверить номера всех узлов и агрегатов. Вполне возможно, что всего из-за одной неверной цифры придётся повторно показывать автомобиль эксперту. Лучше сразу проявить бдительность, чем дважды тратить время на осмотр.

Adblock
detector