Главное в развитии инклюзивного образования – кадровая составляющая

К такому выводу пришли в Общественной палате КБР по результатам общественного мониторинга состояния данного вопроса в республике.

Комиссия Общественной палаты КБР по образованию и науке подвела итоги мониторинга создания условий для инклюзивного образования детей-инвалидов в общеобразовательных школах Кабардино-Балкарской Республики.

Открывая заседание комиссии, ее председатель Асхат Зумакулов подчеркнул, что получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

«Вопросы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних данной категории находятся на постоянном контроле органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественности республики. За последнее время получило дальнейшее развитие законодательство КБР по обеспечению прав и интересов детей, расширилась сфера деятельности структур, занимающихся проблемами семьи и детства», — отметил Зумакулов.

В Кабардино-Балкарии численность детей с ОВЗ, получающих образовательные услуги, на начало 2017-2018 учебного года составила 2964 человек, в том числе 1772 ребенка-инвалида.

Заместитель министра образования, науки и по делам молодежи КБР Ирина Шонтукова сообщила, что система специального (коррекционного) образования в КБР представлена тремя специальными (коррекционными) учреждениями интернатного типа и одним общеобразовательным интернатом со специальными (коррекционными) классами. Помимо этого, в общеобразовательных организациях функционирует 155 коррекционных классов с 538 обучающимися, имеющими различные нарушения слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и с умственной отсталостью. Организовано обучение на дому 589 детей с ОВЗ, из них дистанционно – 99.

Представитель Минобрнауки КБР также рассказала о проводимой работе по созданию в образовательных организациях республики универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ОВЗ в образовательную среду здоровых детей. Общий объем финансирования с 2011 г. на эти цели составил более 136 млн. рублей, которые освоены в полном объеме.

Заместитель председателя комиссии ОП Виктор Скакунков, возглавляющий специальную (коррекционную) школу-интернат № 2 Минобрнауки КБР, отметил, что развитию инклюзивного образования препятствует ряд факторов, обусловленных различными аспектами как российской системы образования, так и социума в целом. По мнению общественника, качественному повсеместному внедрению инклюзивного образования не только в форме документального закрепления, но и в виде реального внедрения понимания в сознании людей необходимости и всей важности подобных преобразований будет способствовать решение следующих задач: достаточное финансирование образовательных организаций, полное обеспечение специальных школ-интернатов необходимыми техническими средствами, активная реализация программ подготовки и переподготовки «узких» специалистов, обеспечение образовательного процесса учителями, которые имеют необходимый уровень инклюзивной компетентности, ознакомление общества с понятием инклюзии в целом.

Мурат Хоконов, заместитель председателя комиссии ОП, высказал мнение, что непременным условием дальнейшего развития инклюзивного образования в республике является подготовка и переподготовка педагогических кадров. При этом необходим акцент на формирование гуманистических ценностей и профессиональных компетенций, гарантирующих реальное включение особых учеников в образовательный процесс. Все специалисты инклюзивной школы (учителя, тьюторы, социальные педагоги, школьные психологи и пр.) должны обладать повышенным уровнем толерантности, эмпатии, лабильности, коммуникабельности и рефлексивности в решении педагогических, коррекционных и социально-реабилитационных задач. «Но главное, без чего не может результативно работать профессионал инклюзивной школы, — четкая позиция, основанная на инклюзивной культуре», — резюмировал член Палаты.

Член комиссии Петр Иванов в своемвыступленииотметил, что инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал. «Наши школы способны преодолеть многие барьеры самостоятельно, если будет достигнуто понимание того, что недостаток материальных ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии», — заключил Иванов.

По итогам обсуждения вопроса выработаны рекомендации всем заинтересованным в части эффективной реализации намеченных мероприятий и устранения имеющихся проблем.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector