Изменения, ухудшающие положение творческих работников, неприемлемы в Год театра

Общественной палатой КБР рассмотрен законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодек Российской Федерации» в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников»

В ходе общественного обсуждения отмечено, что предлагаемые изменения, в основном, расширяют права работодателей, которые получают дополнительные возможности для избавления от нежелательных сотрудников. По мнению председателя рескома профсоюза работников культуры КБР Марьям Даовой, такие изменения неприемлемы особенно в 2019 году, объявленном Годом театра.

Одной из новелл законопроекта является предложение о введении в организациях культуры должности президента. Решение о создании новой должности принимает учредитель, который заключает с президентом трудовой договор на срок до пяти лет. Взаимоотношения между руководителем организации и президентом действующим законодательством, а также рассматриваемым законопроектом не урегулированы. Согласно законопроекту полномочия президента должны устанавливаться уставом организации. При этом целью введения такой должности, согласно пояснительной записке к законопроекту, является не улучшение деятельности организации, а признание заслуг деятелей культуры, что вызывает удивление и сомнение в необходимости введения предлагаемой должности, особенно при направленности законопроекта на избавление от невостребованных в репертуаре творческих работников организаций культуры, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

Введение должности президента может привести к «двоевластию» в организации. Какой характер для руководителя организации (обязательный или нет) имеют полномочия президента, неизвестно. «Каким образом при таких обстоятельствах будут разрешаться разногласия между руководителем и президентом, устанавливаться ответственность за деятельность организации неизвестно. Почему с президентом должен заключаться только трудовой договор, почему не может быть заключен гражданско-правовой договор о возмездном оказании консультационных и других услуг. Возможно, руководителю также следует предоставить право заключать договор с президентом за счет внебюджетных средств с учетом мнения творческого коллектива?» — отметил член Общественной палаты, режиссер-постановщик ГУК «Балкарский госдрамтеатр им. К. Кулиева» Магомед Атмурзаев.

Оценка востребованности в репертуаре творческих работников вводится в отношении театров, музыкальных и танцевальных коллективов, концертных организаций и цирков, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. При этом неясно, как будет проводится такая оценка востребованности в репертуаре главных режиссеров, режиссеров-постановщиков, которые являются творческими работниками, но в обязанности которых входит организация разработки перспективных репертуарных планов, рассмотрение и представление на утверждение руководству календарных планов показа текущего репертуара, организация разработки планов подготовки новых и возобновляемых постановок.

Оценка не проводится в отношении ряда творческих работников, в том числе в отношении руководителей организаций, лиц, удостоенных почетных званий РФ, СССР и республик в составе СССР в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ. При этом почему-то не принимаются во внимание лица, удостоенные почетных званий субъектов РФ, даже применительно к организациям, находящимся в государственной собственности соответствующих субъектов РФ.

Проектом предлагается оценку востребованности осуществлять оценочной комиссией, формируемой работодателем. При этом не предусматривается, что в ее состав должны включаться представители общественности (например, общественных палат, творческих союзов, общественных советов при министерствах культуры РФ и субъектов РФ, при органах местного самоуправления).

Отсутствие востребованности творческого работника в репертуаре, подтвержденной результатами оценки востребованности, является основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Как считает М. Даова, это создает благоприятные условия для увольнения неугодных работодателю сотрудников — достаточно не использовать его в репертуаре (или даже иметь такое намерение). Формулировка увольнения оскорбительна для творческого человека. «Утверждения в пояснительной записке, что отсутствие востребованности в репертуаре не означает определение профессиональной пригодности творческого работника и указывает исключительно на его востребованность в перспективном репертуаре, не меняют негативного восприятия такой формулировки прекращения трудового договора как самим творческим работником, так и будущими работодателями. Предлагаемая оценка востребованности вызывает негативное отношение со стороны большинства творческих работников и профсоюза работников культуры, так как не предполагает оценку профессионального мастерства, качество работы актера, а направлена исключительно на его востребованность в репертуаре, что, предполагает только количественные критерии, которыми нельзя оценивать востребованность творческого работника. Актерская профессия очень зависима, и карьера (востребованность в репертуаре) может не складываться не из-за отсутствия профессионального мастерства, таланта, а из-за вкусов, предпочтений руководства, личных взаимоотношений», — отметила она.

По мнению члена Общественной палаты Расула Караева, законопроект не учитывает обязанность работодателя в лице руководителя, главного режиссера, президента организации культуры предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором, то есть обеспечить их востребованность в репертуаре. Репертуар театра определяют главный режиссёр и директор (по смыслу законопроекта, возможно, с участием президента). Какой-либо ответственности за ненадлежащее выполнение указанными лицами своей обязанности по обеспечению творческого коллектива работой законопроект не предлагает.

Действующее законодательство и без предлагаемых изменений позволяет бороться с раздутостью трупп, например, путем сокращения штатов или численности работников, путем проведения аттестации на соответствие работника занимаемой должности. При сокращении штатов востребованность в репертуаре можно рассматривать как один из показателей производительности труда, что учитывается при определении преимущественного права остаться на работе согласно ч. 1 ст. 179 ТК. При этом выплаты сокращаемым работникам будут меньше, чем при предлагаемом увольнении в связи с отсутствием востребованности в репертуаре, когда выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.

Также общественники отметили, что многие предлагаемые законопроектом изменения, которые указали в заключении, требуют уточнений.

Заключение по законопроекту направлено в Общественную палату РФ.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector