Изменения в ст. 33.1 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» могут спровоцировать угрозу национальной и общественной безопасности страны

К такому выводу пришли в Общественной палате КБР по результатам общественной экспертизы законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон от 31 мая № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в отношении носителей русского языка.

Как отметила заместитель председателя ОП КБР Людмила Федченко, в соответствии с ч. 1 ст. 33.1 Федерального закона от 31 мая № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в действующей редакции носителями русского языка,то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, могут быть признаны иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними специальной комиссией в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории РФ либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы РФ независимо от национальности. Статья 1 законопроекта предлагает внести изменения в указанную норму Федерального закона о гражданстве – исключить слова «в пределах Государственной границы Российской Федерации».

По мнению экспертов, принятие предлагаемого изменения приведет к правовой неопределенности применительно к территории, относившейся к Российской империи, поскольку эта территория в разное время существовала в различных границах. Также это приведет к необоснованному расширению круга лиц, имеющих право на признание носителем русского языка, так как не учитывает образование бывшими союзными республиками СССР своих самостоятельных национальных государств.

«Проблем с мигрантами из бывших советских республик, особенно из Средней Азии, в России достаточно и в настоящее время. Многие из них находятся в России нелегально и вербуют пособников терроризма. Принятие изменения в ст. 33.1 Федерального закона о гражданстве позволит признавать их носителями русского языка при достаточном уровне владения им. При этом оценить повседневное использование русского языка в семейно-бытовой и культурной сферах путем собеседования, как это предполагается Правилами проведения собеседования указанной комиссией, утвержденными Приказом ФМС России от 26.05.2014 г. № 379, практически невозможно. К тому же, требование об использовании русского языка в семейно-бытовой сфере лицами нерусской национальности представляется необоснованным.

Знание русского языка должно являться необходимым условием получения гражданства, но не решающим. К сожалению, даже среди граждан РФ, которые владеют русским языком и повседневно пользуются им в семейно-бытовой и культурной сферах, есть лица, достойные лишения гражданства. Подавляющее большинство россиян не поддерживают идею упрощения процедуры получения гражданства РФ для русскоговорящих жителей постсоветского пространства. Как следует из результатов опроса Всероссийского центра общественного мнения (ВЦИОМ), идею предоставления гражданства по упрощенной процедуре для тех, кто владеет русским языком, поддерживают только 26% россиян», – подчеркнула Федченко.

Предлагаемое ст. 1 законопроекта изменение в ч. 1 ст. 33.1 Федерального закона о гражданстве в условиях сложной политической ситуации и борьбы с ИГИЛ может только ухудшить состояние национальной безопасности РФ и общественной безопасности в стране. Необходимо уточнить территорию, относившуюся к Российской империи, указанием на определенный период времени (приближенно хотя бы ко времени образования СССР), а также на признание носителями русского языка только представителей народов, являющихся субъектообразующими или коренными для России как федеративного государства.

Между тем изменения, предлагаемые ст. 2 законопроекта, эксперты назвали обоснованными и заслуживающими поддержки. Председатель Комиссии ОП по общественному контролю, общественной экспертизе и вопросам правопорядка Ануся Целоусова пояснила, что получение статуса носителя русского языка многими воспринимается как имеющее только цель получения гражданства РФ в упрощенном порядке, что неверно. Действительно, в подавляющем большинстве случаев преследуется именно такая цель, но не обязательно. Возможно, и законодательство подразумевает в конечном итоге такую цель, поскольку положения о носителе русского языка вносились в Федеральный закон о гражданстве и в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» одновременно Федеральным законом от 20 апреля 2014 года № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанным Федеральным законом в Федеральный о правовом положении иностранных граждан в РФ были внесены изменения, которые теперь предлагаются данным законопроектом исключить. Однако, согласно ч. 6 ст. 33.1 Федерального закона о гражданстве, решение комиссии о признании лица носителем русского языка выдается также для подачи заявления о выдаче вида на жительство, а в случае выезда иностранного гражданина или лица без гражданства из РФ ‒ для решения вопроса о его последующем въезде в РФ, т. е. лицо может преследовать также цели наиболее беспрепятственного посещения и благоприятного проживания в РФ, не преследуя цели принятия гражданства РФ. Таким образом, лица, являющиеся носителями русского языка, вправе, но не обязаны принимать гражданство РФ.

«В любом случае признание лица носителем русского лица должно повлечь для него более благоприятное правовое положение по сравнению с лицами, которые не обладают таким статусом. Вместо этого изменения, внесенные Федеральным законом от 20 апреля 2014 года № 71-ФЗ в ст. 8 и 9 Федерального а о правовом положении иностранных граждан в РФ и которые предлагаются теперь из него исключить, ухудшают их правовое положение по сравнению с другими лицами, не обладающими таким статусом, требуя от них представление документа полномочного органа иностранного государства, подтверждающего обращение с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства иностранного государства, или документа о невозможности отказа от гражданства иностранного государства, для получения вида на жительство. Таким образом, действующие положения Федерального а о правовом положении иностранных граждан побуждают их к принятию гражданства РФ, требуя от них представление указанных документов. С другой стороны, носители русского языка, отказавшись от гражданства РФ по разным причинам, длительное время не могут получить по разным причинам гражданство РФ, становясь таким образом лицами без гражданства», ‒ заключила Целоусова.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector