Изменения в законодательство должны комплексно регулировать отношения в сфере обращения отходов

Изменения лишь в один ФЗ о промышленной политике проблемы отношений в данной сфере комплексно не решают.

В Общественной палате КБР провели общественную экспертизу проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» (в части применения мер стимулирования к субъектам деятельности в сфере промышленности, использующим объекты промышленной инфраструктуры и оборудование, находящиеся в составе экотехнопарка)».

Эксперты отметили, что законопроектом регулируются только отношения, связанные с экотехнопарками, поэтому он не вполне отвечает указанным в пояснительной записке целям его разработки.

Как пояснил председатель Комиссии ОП по экологии, АПК и развитию сельских территорий Борис Уянаев, Правительство РФ распоряжением от 25 января 2018 г. № 84-р утвердило Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. Стратегия основана на иерархии установленных в ней приоритетов государственной политики в области обращения с отходами, основным из которых является максимальное использование отходов в качестве вторичного сырья.Это предполагает создание и развитие системы экотехнопарков как объектов высокотехнологичной переработки отходов и эффективного использования вторичных ресурсов на базе разработки и внедрения инновационных технологий. «В определении экотехнопарка, установленном Стратегией, указано на обеспечение экотехнопарками осуществления научной, исследовательской и (или) образовательной деятельности. Между тем понятие экотехнопарка, предлагаемое законопроектом, не предусматривает обеспечение осуществления им указанной деятельности. В случае принятия законопроекта понятие экотехнопарка, установленное Стратегией, не должно противоречить его законодательному определению. В связи с этим необходимо в определении экотехнопарка учесть осуществление им деятельности на основе инновационных технологий», — подчеркнул Уянаев.

Экотехнопарк, согласно законопроекту, представляет собой совокупность находящихся в функциональной зависимости объектов промышленной инфраструктуры и оборудования. При этом законопроект не регулирует отношения собственности на объекты, составляющие экотехнопарк, отношения между собственниками этих объектов, отношения по управлению имуществом, в отличие от индустриального (промышленного) парка. В связи с этим у членов Палаты возник целый ряд вопросов. Кто должен обеспечивать соответствие экотехнопарка установленным требованиям? Что является условием для применения мер стимулирования субъектов деятельности, использующих объекты, находящиеся в составе экотехнопарка? Неизвестно, кто может быть таким субъектом. По мнению общественников, субъектами, использующими объекты, находящиеся в составе экотехнопарка, могут быть не только их собственники и законные владельцы. Как в таком случае они могут повлиять на соответствие экотехнопарка установленным требованиям для получения мер стимулирования своей деятельности? Если же под указанными субъектами понимаются только собственники и другие законные владельцы объектов, составляющих экотехнопарк, тогда следует это оговорить в законе.

Принятие только рассматриваемого законопроекта не может стимулировать создание экотехнопарков, в том числе по направлениям обращения с различными группами отходов, в том числе и промышленно-коммунальных симбиозов. Незаинтересованность производителей в более полном вовлечении отходов во вторичное производство обусловлена многими причинами, в том числе отсутствием нормативно закрепленного понятия «вторичные ресурсы», что приводит к тому, что к полученному при переработке сырью применяются те же нормы и требования, что и к отходам, отсутствием спроса на них, значительными тратами на их хранение, в том числе налоговыми, и т.д. Необходимы изменения в законодательство, позволяющие содержать на балансе отходы как вторичные ресурсы без больших затрат.

Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан в целях исполнения только подпункта «д» п. 1 перечня поручений Президента РФ от 16 ноября 2017 г. № Пр-2319 по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента в сфере регулирования обращения с отходами, которым Правительству РФ поручено определить понятийный аппарат в отношении экотехнопарков в сфере обращения с отходами и предусмотреть типовые требования к ним, обеспечивающие расширение спектра производства продукции из вторичных материальных ресурсов, при принятии решений о предоставлении им мер государственной поддержки. Пункт «г» указанных поручений Президента РФ предусматривает внесение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона, предусматривающего регулирование обращения вторичных материальных ресурсов, с проработкой вопроса о стимулировании спроса на продукцию из них.

«Законопроект подлежит доработке с целью уточнения понятия экотехнопарка, урегулирования отношений собственности на объекты, составляющее экотехнопарк, а также отношений по управлению этими объектами. Но более целесообразным полагаем разработку законопроекта, предусматривающего внесение изменений не только в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации», но и другие федеральные законы, позволяющий комплексно регулировать отношения в сфере обращения отходов, а также направленный на полное исполнение поручений Президента РФ от 16 ноября 2017 г. № Пр-2319», — заключил председатель профильной комиссии ОП КБР.

Заключение по результатам экспертизы законопроекта направлено в Общественную палату России.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector