Изменения законодательства в части проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социальной сферы вызывают много вопросов

Эти вопросы обсудили на «круглом столе» в Общественной палате КБР, организованном Комиссией ОП по общественному контролю, общественной экспертизе и вопросам правопорядка.

Открывая мероприятие, председатель комиссии Ануся Целоусова отметила, что такая независимая оценка является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве условий оказания услуг организациями культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также в целях повышения качества их деятельности. Впервые эта форма общественного контроля была введена Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ, а в декабре 2017 г. в ряд федеральных законов внесены изменения, направленные на совершенствование проведения независимой оценки качества условий оказания услуг (НО КУОУ) указанными организациями.

«Между тем, по мнению членов Палаты, некоторые изменения сформулированы неоднозначно, что вызывает сложности в их понимании и применении. Например, сужена социальная база для формирования общественных советов, четко не установлен порядок их формирования, в особенности при федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы. При таких обстоятельствах требуется выработка единого понимания и применения его положений», — подчеркнула Целоусова.

Заместитель руководителя Аппарата ОП КБР Зелимхан Муртазов подробно ознакомил участников «круглого стола» с изменениями федерального законодательства по обсуждаемому вопросу. Он сделал акцент на том, что раньше обязанность по организации проведения НО КУОУ организациями в сферах культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования возлагалась на органы власти, осуществляющие полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений. Они самостоятельно формировали для этих целей специальные общественные советы либо возлагали функции по проведению независимой оценки на действовавшие общественные советы. Принятый 5 декабря 2017 г. Федеральный закон № 392-ФЗ полномочиями по формированию таких общественных советов наделил соответствующие общественные палаты.

Второе существенное изменение коснулось содержания самой процедуры: ранее проводилась независимая оценка качества услуг, оказываемых организациями социальной сферы, теперь будет оцениваться качество условий их предоставления. Соответственно, произошла трансформация общего набора критериев НО КУОУ, во всех сферах добавился такой критерий, как доступность услуг для инвалидов. Изменился состав полномочий общественных советов по проведению НО КУОУ. Введен обязательный отчет высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ о результатах НО КУОУ организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории субъекта РФ и учредителем которых является субъект РФ, а также о принимаемых мерах по совершенствованию деятельности указанных организаций.

В ходе обсуждения участники круглого стола обозначили ряд проблем, которые, по их мнению, обусловлены несовершенством Федерального закона № 392-ФЗ.

В соответствии с указанным законом положения об общественных советах по НО КУОУ утверждаются соответствующими органами исполнительной власти. Из указанных положений Федерального закона не ясно:

— в каком порядке региональные общественные палаты должны формировать общественные советы по проведению НО КУОУ; вправе ли региональные палаты утверждать самостоятельно порядок формирования общественных советов или такой порядок должен устанавливаться положениями, которые утверждаются соответствующими органами исполнительной власти?

— в каком порядке, наряду с общественным советом по проведению НО КУОУ федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, образованным Общественной палатой РФ, должны быть образованы аналогичные советы региональными палатами – самостоятельно, по обращению каких-либо органов или указанных учреждений?

— как разграничиваются полномочия общественных советов по проведению НО КУОУ федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, образованными Общественной палатой РФ и региональными общественными палатами?

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен ст. 8.1 «Независимая оценка качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы». Согласно указанной статье, Общественная палата РФ по обращению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, не позднее чем в месячный срок со дня получения указанного обращения формирует общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и утверждает его состав. В то же время региональные общественные палаты в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации», также в соответствии с федеральными законами формируют общественные советы по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. При этом согласно изменениям, внесенным ст. 3 Федерального закона № 392-ФЗ в Федеральный «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», результаты независимой оценки качества условий оказания услуг указанными федеральными учреждениями не включаются в ежегодный обязательный публичный отчет высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями соцсферы, который представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.

«Все эти вопросы, которые сегодня вызывают трудности у правоприменителей, мы направили в ОП РФ с просьбой дать разъяснения. Прошло более месяца, но, к сожалению, ответа так и не получили. Пока приходится действовать по своему усмотрению», — заключила Целоусова. Она также сообщила, что с предложениями об образовании общественных советов по проведению НО КУОУ в Общественную палату уже обратились Министерство здравоохранения КБР, Министерство труда и социального развития КБР. После формирования таких советов Палата планирует провести для их членов обучающие семинары.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector