Как интегрировать детей-инвалидов в образовательную среду?

в ОП КБР подвели итоги мониторинга создания условий для инклюзивного образования детей-инвалидов в общеобразовательных организациях Кабардино-Балкарской Республики

Члены палаты отметили, что вопросы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних данной категории находятся на постоянном контроле органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественности республики. Расширилась сфера деятельности структур, занимающихся проблемами семьи и детства.

Система специального (коррекционного) образования в Кабардино-Балкарской Республике представлена 3 специальными (коррекционными) школами-интернатами, 2 школами-интернатами для детей, нуждающихся в поддержке государства (дети из малообеспеченных и многодетных семей) и 8 общеобразовательными организациями, имеющими коррекционные классы для детей с ОВЗ.

В соответствии с данными федерального статистического наблюдения № ОО-1 в 2019/20 учебном году численность обучающихся с ОВЗ и инвалидностью составила 3189 человек. Из них 112 человек получали образование в отдельных организациях, реализующих исключительно адаптированные программы, 301 – в отдельных классах для обучающихся с ОВЗ, 2775 человек — в инклюзивных классах.

Данные о численности обучающихся указанной категории и формах получения ими образования в текущем учебном году в соответствии с формой федерального статистического наблюдения № ОО-1 в настоящее время находятся на стадии формирования.

В связи со сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуацией образовательные организации в соответствии с рекомендациями Управления Роспотребнадзора по КБР осуществляли реализацию общеобразовательных программ в дистанционном формате. Занятия проводились по расписанию в режиме дистанционного обучения с помощью различных мессенджеров, позволяющих пересылать текстовые, видео- и аудиосообщения. В качестве дополнительного инструмента в обучении, способствующего повышению знаний, педагоги проводили занятия на интерактивных платформах Учи.ру, ЯКласс, Яндекс.Учебник.

Министерством просвещения, науки и по делам молодежи КБР приняты меры по подбору и подготовке педагогических кадров для работы с данной категорией обучающихся.

С 1 сентября 2016 года в общеобразовательных организациях республики введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Важную роль в решении вопросов своевременного выявления и последующего обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с различными отклонениями в развитии играет ГКУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» Министерства просвещения, науки и по делам молодежи КБР, в структуре которого функционирует Республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия.

С целью формирования равных возможностей для детей-инвалидов Министерства просвещения, науки и по делам молодежи КБР проводится работа по созданию в образовательных организациях республики универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду здоровых детей.

В 2020 году на реализацию мероприятий государственной программы «Доступная среда в Кабардино-Балкарской Республике» выделено 6 578,4 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 5 995,5 тыс. рублей, средства республиканского бюджета КБР – 451,3 тыс. рублей, средства муниципальных бюджетов – 131,6 тыс. рублей. Указанное мероприятие реализовано в 3-х образовательных организациях (1 дошкольное образовательное учреждение, 2 учреждения дополнительного образования).

В рамках реализации в Кабардино-Балкарской Республике федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2020-2022 годах в 4 государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (4 школы-интерната), будет обновлена материально-техническая база на сумму более 30 млн. рублей.

С целью популяризации профессий и специальностей, повышения мотивации людей с инвалидностью к получению профобразования, содействия их трудоустройству, Министерством просвещения, науки и по делам молодежи КБР были проведены Региональные чемпионаты конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс»: в 2017 году по 7 компетенциям, в 2018 году по 10 компетенциям, в 2019 году по 14 компетенциям.

В рамках профориентационной программы конкурсные площадки региональных чемпионатов ежегодно посещают более 1000 обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе обучающиеся коррекционных классов школ со всех муниципальных образований республики.

В ходе обсуждения вопроса члены палаты остановились на недостатках и проблемах инклюзивного образования в республике. Определенной проблемой, считают общественники, является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов. Трудность решения проблемы работы с детьми с ОВЗ зачастую усугубляется профессиональной некомпетентностью специалистов образовательных организаций, слабое знание ими основ коррекционной педагогики и специальной психологии, недостаточным пониманием в обществе возможностей таких детей, равноправно участвующих в жизни общества. Исходя из этого, требуется разработка и создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих инклюзивное обучение в общеобразовательных организациях, и родителей, имеющих детей с ОВЗ.

Основные сложности связаны с материальными затратами по созданию в общеобразовательной школе условий для обучения детей с ограниченными возможностями. Требуются значительные средства на обеспечение школы специальными программами, учебниками, подготовку специальных учебных помещений (классы для социально-бытовой ориентировки (СБО), учебно-производственные мастерские). Однако финансовые трудности окупаются созданием благоприятной образовательной среды для детей с отклонениями в развитии, тем самым реализуется право этих учащихся на равные возможности в получении образования.

Интеграция особых детей в массовые образовательные организации не снимает проблемы их коррекционной поддержки, без нее ученики вряд ли смогут учиться наравне со своими обычными одноклассниками и реализовать свое право на образование. Ввиду нестандартности ситуации, интегрированный ребенок будет также нуждаться в услугах службы психологической поддержки, и ей предстоит осуществлять контроль за успешностью его обучения, помогать ему справляться с эмоциональными трудностями.

«Для успеха интеграции в образовательном пространстве должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной педагогической и психологической помощи особым детям, обучающимся в общеобразовательной организации. Поэтому одним из условий эффективности интеграции должно стать обязательное специальное психолого-педагогическое сопровождение особого ребенка в общеобразовательной организации», — отметил председатель Комиссии Суфадин Дадов.

Для практического развития инклюзивного образования необходимо обеспечить постоянное внедрение методических разработок, программного обеспечения, методических руководств по организации и содержанию деятельности образовательных организаций, служб психолого — педагогического сопровождения.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector