Как НКО разобраться с компетенцией органов исполнительной власти?

Законопроект не дает четкого ответа на этот вопрос.

Общественной палатой Кабардино-Балкарской Республики в рамках общественной экспертизы рассмотрен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части наделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по выдаче заключений о соответствии качества оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями общественно полезных услуг установленным критериям».

Эксперты Палаты отметили, что Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не регулирует отношения по выдаче социально ориентированным некоммерческим организациям заключений о соответствии качества оказываемых ими общественно полезных услуг установленным критериям. принятия решения о признании НКО исполнителем общественно полезных услуг, перечень и формы необходимых документов, порядок ведения НКО – исполнителей ОПУ устанавливаются в соответствии с ч. 2 ст. 31.4 Федерального закона Правительством РФ. Правила принятия решения о признании НКО исполнителем ОПУ утверждены постановлением Правительства РФ от 26 января 2017 г. № 89. Для подтверждения качества оказываемых ОПУ Правила предусматривают представление заключения о соответствии качества оказываемых организацией ОПУ установленным критериям.

По мнению председателя Комиссии ОП по молодежной политике, спорту и патриотическому воспитанию – директора Центра инноваций социальной сферы КБР Тимура Гуппоева, вопросы, которые отнесены Федеральным законом к компетенции Правительства РФ, должны быть урегулированы на уровне Правительства РФ (разработчика законопроекта) без внесения изменений в Федеральный закон. «Предлагаемое дополнение в ст. 31.4 Федерального закона не связано с содержанием указанной статьи, и его смысл в рамках данной статьи не воспринимается. Если есть необходимость установления именно в Федеральном законе праваорганов исполнительной власти субъектов РФ выдавать заключения, то соответствующее дополнение больше подходит по своему содержанию к п. 2.2. ст. 2 Федерального закона», – подчеркнул Гуппоев.

В соответствии с указанными Правилами (а не Федеральному закону), заключение выдается федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) по перечню согласно к Правилам. Из указанных в этом приложении федеральных органах власти только Роспотребнадзор и Минюст РФ имеют территориальные органы. Вследствие этого качество оказания большинства ОПУ должно подтверждаться на федеральном уровне. Таким образом, услуги оказываются на местном уровне, а их оценка для присвоения НКО статуса исполнителя ОПУ производится на федеральном уровне без участия региональных и местных властей. В связи с этим члены ОП назвали участие органов исполнительной власти в оценке качества оказываемых НКО ОПУ вполне понятным и логичным. Представляется также, что участие в оценке должны принимать органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, на территории которых оказываются (оказывались) ОПУ. Предоставление права органам исполнительной власти субъектов РФ выдавать заключения о качестве оказываемых услуг может сократить сроки получения заключения в случае ответственного рассмотрения ими заявлений НКО, не растягивая его до окончания сроков, установлены постановлением Правительства РФ от 26 января 2017 г. № 89.

Вместе с тем эксперты высказали мнение, что редакция предлагаемого нового п. 2.1 ст. 31.4 Федерального является неоднозначной. Вместо четкого отнесения полномочия по оценке качества оказываемых услуг к компетенции того или иного органа власти устанавливается, что оценка осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией. Таким образом, НКО, подавая заявление о выдаче заключения, каждый раз должны выяснять, к компетенции какого органа власти относится выдача запрашиваемого в данном случае заключения. Если в законопроекте речь идет о компетенции по вопросам ведения, то соответствующие вопросы могут относиться к компетенции и федеральных органов исполнительной власти, и органов исполнительной власти субъектов РФ. По своему усмотрению органы исполнительной власти субъектов РФ не могут самостоятельно отнести к своей компетенции вопросы оценки качества оказания ОПУ. Данный вопрос должен решаться на федеральном уровне, но законопроект его не решает. Вследствие этого принятие нового п. 2.1 ст. 31.4 Федерального закона в предлагаемой редакции может усложнить получение ими статуса исполнителя ОПУ.

Наделение территориальных органов Минюста России полномочиями по принятию решений о признании НКО исполнителями ОПУ является целесообразным и поддерживается.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Проекты Общественной палаты КБР

Adblock
detector