Когда должно проводиться проветривание учебных кабинетов

VI. Требования к воздушно-тепловому режиму

6.1. Здания общеобразовательных организаций оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.

Обследование технического состояния вентиляции проводится специализированными организациями через 2 года после ввода здания в эксплуатацию, в дальнейшем — не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции осуществляются инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха.

Паровое отопление в учреждениях не используется.

При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей.

Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 °C ; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 °C; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 °C; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 °C, душевых — 24 — 25 °C, санитарных узлах и комнатах личной гигиены должна составлять 19 — 21 °C, душевых — 25 °C.

Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

6.3. Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательной организации должна поддерживаться температура не ниже 15 °C.

6.4. В помещениях общеобразовательных организаций относительная влажность воздуха должна составлять 40 — 60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

6.5. При наличии печного отопления в существующих зданиях общеобразовательных организаций топка устраивается в коридоре. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее чем за два часа до прихода обучающихся.

Для вновь строящихся и реконструируемых зданий общеобразовательных организаций печное отопление не допускается.

6.6. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.

Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания приведена в таблице 2.

Рекомендуемая продолжительность
сквозного проветривания учебных помещений в зависимости
от температуры наружного воздуха

Графики проветривания в школе по санпин.

По СанПин проветривание в школе кабинетов необходимо, чтобы насытить воздух кислородом, отрегулировать влажность в помещении и снизить процент углекислого газа. Существуют нормы воздухооборота, температуры в классах, которыми должны руководствоваться руководители образовательных учреждений. Но в них не указаны подробности, касающиеся графика проветривания.

По СанПин проветривание в школе кабинетов необходимо, чтобы насытить воздух кислородом, отрегулировать влажность в помещении и снизить процент углекислого газа. Существуют нормы воздухооборота, температуры в классах, которыми должны руководствоваться руководители образовательных учреждений. Но в них не указаны подробности, касающиеся графика проветривания.

Это связано с тем, что для каждого кабинета установлены свои нормативы, исходя из площади, количества человек, наличия вентиляции, климата и иных параметров.

Законодательная основа в школах по Санпин.

Режим проветривания кабинетов в школе по СанПин законодательно прописан в приложении (СанПиН 2.4.2.2821-10), принятом 01.09.2011 г и отредактированном 25.12.2013 г.

По нему любое образовательное учреждение должно опираться на принятые санитарно-гигиенические правила.

В главе VI указано, какие нормы к каждому классу, кабинету в школе предъявляются.

Основные из них гласят:

  • Пп. 6.6 – классы проветривают на переменах. Сквозное проветривание проводят до начало уроков и после их окончания. Рекреационные допустимо проветривать во время проведения урока. Время определяется в зависимости от климата, погоды и работы отопительной системы.

Сквозное проветривание классов.

Таблица № 1. Сквозное проветривание по СанПин

  • Пп. 6.7 – уроки физкультуры проводят в специально оборудованных залах с хорошим воздушным объемом и аэрацией.
  • При наружной температуре воздуха выше + 5 С разрешено открывать окна с подветренной стороны.
  • Скорость ветра при этом не должна быть выше 2 мс. Если ветер сильнее, а температура ниже, открывают 1-3 фрамуги.
  • Сквозное проветривание разрешено только на 1-1.5 мин., если на улице – 10 С и ветер дует со скоростью более 7 мс.
  • На перемене и при отсутствии учеников – 5-10 мин.

Важно! Нельзя допускать, чтобы температура воздуха внутри помещения при проветривании опустилась ниже + 14 С.

  • Пп.6.8 – окна в классах, кабинетах должны иметь форточки. Как вариант — откидные фрамуги, которые должны функционировать в любое время года.
  • Пп. 6.9 – площадь остекления сохраняется или увеличивается, если оконный блок меняется.
  • Пп. 6.11 – собственные системы вентиляции в школе должны быть в следующих кабинетах: актовый зал, классы, столовая, бассейн, медпункт, санузлы и в кабинетах, где хранится инвентарь для уборки.
  • Если при школе есть столярные, слесарные мастерские или кабинеты, в которых установлены плиты, для них оборудуют механическую вытяжку-вентиляцию.
  • Пп. 6.12 – в школе концентрация вредных веществ не должна быть выше гигиенических нормативов, установленных в населенном пункте.

Для чего нужно проветривать классы.

В застоявшемся, спертом воздухе, преобладает CO2 (углекислый газ), который негативно влияет на деятельность головного мозга.

Человек становится вялым, концентрация внимания падает.

Центральное отопление сушит воздух, при низкой влажности слизистые оболочки рта, носа пересыхают, возникает дискомфорт и создаются предпосылки к частым заболеваниям ОРВИ.

В не проветриваемом помещении увеличивается количество пылевых частиц, аллергенов, микроскопических клещей, создаются благоприятные условия для развития плесени на стенах.

Появляются неприятные запахи.

Получать знания или работать в таких условиях невозможно и запрещено по санитарно-гигиеническим правилам.

Чтобы стабилизировать температуру, влажность и концентрацию кислорода и проводят проветривание кабинета в школе по СанПин.

Естественное проветривание в школе.

Под ним подразумевают воздухообмен внутри помещения, проходящий без вмешательства человека. Возможно это из-за разницы температур на улице и в классах.

  1. Сквозь поры здания (материал, из которого построена школа).
  2. Через отверстия в конструкциях (щели).
  3. Сквозь форточки, фрамуги или неплотно подогнанные рамы, двери.

Конечно поток воздуха будет незаметным, количество кислорода, проникающее в помещение, будет зависеть от воздухопроницаемости материалов. Самыми лучшими считаются деревянные и кирпичные стены.

Важно! Один ребенок в течение учебного дня потребляет около 4 м3 воздуха. Для нормальной жизнедеятельности человека, кислорода, поступающего при естественной вентиляции, не достаточно.

Поэтому обязательно нужно открывать фрамуги, форточки.

Приточно-вытяжная вентиляция.

Она предусмотрена в каждой школе. С ее помощью можно регулировать влажность и температуру в помещении.

Необходимый микроклимат создается за счет воздуха, идущего через решетку и фильтр, на которых оседают мусор, крупные пылевые частицы.

Вентилятор, калорифер – часть вытяжной системы, при их использовании регулируют температуру в помещении и очищают воздух от углекислого газа.

Приточно-вытяжная система является вспомогательным элементом в школах при проветривании. Основная циркуляция воздуха обеспечивается через окна.

Важность процесса

Воздух, который застоялся, приводит ко многим проблемам. Люди начинают чувствовать себя не очень хорошо, их работоспособность значительно понижается. Возможен и фактор развития аллергической реакции, в результате чего ребёнку придётся покинуть занятия на неопределённое время, и он будет отставать в учёбе от своих одноклассников.

Непроветренное помещение — отличная среда для развития клещей, плесневых грибов и аллергенов. Особо это касается пыли.

Стоит отметить, что решить эти проблемы поможет регулярная циркуляция воздушных потоков. Этот процесс оказывает следующее положительное влияние:

  • Приводит в норму показатели концентрации кислорода.
  • Приводит в норму количество углекислого газа в помещении, что является важным моментом для территории, на которой постоянно находятся дети.
  • Уменьшает количество пыли, содержащийся в воздухе, и грибков, снижает концентрацию различных аллергенов.
  • Убирает сторонние запахи.
  • Регулирует показатели температуры и/или влажности.
  • Искусственная вентиляция

    Школьные кабинеты обустраивают системами искусственной вентиляции. С её помощью можно изменять влажность воздуха и температуру в помещении. Правда, такие механические системы в организациях используют крайне редко.

    Чтобы создать необходимый микроклимат, в проекте вентиляции используют приточные системы. В них приток воздуха осуществляется сквозь решётку, с её помощью происходит и защита воздуховода от осадков. Затем воздух проходит очистку от мусора и пыли через фильтр и поступает в классы.

    Калорифер и вентилятор — неотъемлемые части данной системы. С их помощью можно увеличить либо понизить температуру воздуха. Вытяжная вентиляция очищает воздух от СО2.

    Как приточные, так и выводные системы вентиляции снижают потребность в постоянном проветривании, потому что они обеспечивают вспомогательное движение потоков воздуха.

    График и его нормы

    График проветривания кабинета начальных классов по СанПиН включает двадцатиминутное проветривание до начала уроков, а затем по 5 –7 мин. после окончания каждого урока. Практически все школы начинают занятия в 8:00, поэтому дежурный должен заранее, ещё до прихода учеников, проветрить класс.

    Повторное проветривание осуществляют после завершения каждого урока (через 45 минут). Чтобы избежать переохлаждения детей, проветривать кабинеты стоит, когда в них никого нет. После того как отучилась первая смена, классы проветривают не менее 20 минут.

    Режим проветривания кабинета в школе по СанПиН 2.4.2.2821-10 представлен здесь:

    Режим проветривания в школе по СанПиН имеет большое значение, так как циркуляция воздуха влияет на здоровье и самочувствие школьников, а также отражается на восприятии новой информации.

    Важность проветривания

    «Застоявшийся» воздух становится причиной множества проблем, ухудшает работоспособность и самочувствие людей, находящихся в помещении, способствует развитию аллергии. Это отыгрывает большую роль в работоспособности.

    В непроветренном помещении создаются благоприятные условия для появления плесени, клещей, аллергенов( особенно, в пыли).

    В свою очередь свободная циркуляция воздуха решает эти проблемы, а также оказывает следующее влияние:

    • нормализирует концентрацию кислорода и углекислого газа в воздухе, что важно для детской территории;
    • значительно уменьшает концентрацию аллергенов, грибков и пыли;
    • устраняет неприятные запахи;
    • способствует регулировке влажности и температуры.

    Регулярное проветривание кабинета в школе помогает предотвратить появление многих проблем

    Естественная вентиляция помещения школы

    К такому роду проветривания, как естественная вентиляция школы, относится вентилирование без непосредственного изменения характеристик окружающей среды (температуры, влажности, давления). Ее осуществление происходит в несколько способов:

    • через поры материала наружных ограждений (стен) здания;
    • через отверстия и зазоры между составляющими конструкциями здания;
    • через дверные проемы и воздухопроницаемые оконные рамы;
    • через форточки и фрамуги.

    Естественная вентиляция первого типа (через стены) напрямую зависит от их материала. Наиболее воздухопроницаемыми считаются стены из кирпича и соснового дерева. Однако воздухопроницаемость достаточно просто снизить при помощи внутренней отделки помещения (покраска, оклейка обоями).

    Через зазоры между строительными конструкциями, двери и оконные рамы также поступают воздушные потоки из внешней среды, однако они не значительны. Таким образом, основным источником естественной вентиляции становятся форточки и фрамуги.

    Основные причины движения воздушных потоков – сила ветра и разница температур в здании и за его пределами. Чем сильнее ветер и больше разница температур, тем лучше проходит проветривание. Если ветра нет, а разница температур внутреннего и наружного воздуха незначительна, движение воздуха будет проходить исключительно за счёт диффузии.

    В таком случае интенсивность диффузии прямо пропорциональна площади форточек и времени проветривания.

    Согласно стандартам, в учебных заведениях для поддержания микроклимата общая площадь форточек должна составлять не менее 2% от площади полов. Среднестатистически площадь форточек в классе составляет около одного метра квадратного. То есть в классе с тремя окнами, как минимум два из них должны иметь площадь форточки по полметра квадратных.

    При проектировании системы вентиляции ( в которую входит и естественная вентиляция) обычно форточки устанавливают в верхней трети окна.

    Форточка должна отворяться как минимум на 45°, при чем наружная створка должна свободно откидываться наружу вверх, а внутренняя – внутрь вниз. При неправильной установке могут возникнуть проблемы с циркуляцией воздуха и нарушение микроклимата.

    Вместо форточек устанавливают так же фрамуги, которые при проверке имеют ряд преимуществ перед форточками:

    1. Температура внутреннего и внешнего воздуха значительно отличается, что способствует движению воздуха.
    2. Высшая теплоизоляция, позволяющая сохранять тепло в помещении больший отрезок времени.
    3. Возможность не закрывать фрамуги даже, когда дети находятся в классе.
    4. Зимой и поздней осенью школьные классы проветриваются исключительно при отсутствии детей. Так как циркуляция воздуха при низкой температуре может стать причиной простуды учащихся.

    В осеннее и зимнее время проветривать кабинет в присутствии учащихся строго запрещено

    Как и в дошкольных учреждениях, так и в школах на одного ребенка предусматривается около четырех-четырех с половиной кубометров воздуха при условии, что проветривание проводится каждый академический час.

    Adblock
    detector