Кто такие общественные наблюдатели и кто их готовит

Об этом и многом другом рассказал председатель Общественной палаты КБР Хазратали Бердов на пресс-конференции по вопросам организации общественного наблюдения на выборах Президента Российской Федерации.

На пресс-конференции присутствовали представители ведущих республиканских печатных СМИ – газет «Кабардино-Балкарская правда», «Адэге псале» (на кабардинском языке), «Заман» (на балкарской языке),а такжеРИА «Кабардино-Балкария» и двух телевизионных каналов ВГТРК КБР и ГКУ ВТК «Кабардино-Балкария».

Обращаясь к журналистам, Хазратали Бердов подчеркнул, что институт общественного наблюдения на выборах главы государства в России начнет работать впервые. В соответствии с последними изменениями, внесенными в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», федеральная и региональные общественные палаты наделили правом назначать наблюдателей в избирательные комиссии при проведении президентских выборов.

«С целью реализации указанного права мы предложили общественным объединениям и иным негосударственным некоммерческим организациям республики направить в Общественную палату кандидатуры для включения в состав общественных наблюдателей. Активно откликнулись 23 НКО, с которыми Палата заключила соответствующие соглашения. Среди них такие хорошо известные в республике общественные организации, как Союз женщин КБР, Совет женщин г.о. Нальчик, Союз промышленников и предпринимателей КБР, общественные организации ветеранов и инвалидов, Молодежный совет КБР и др. С избирательной комиссией республики соглашение мы заключили еще в феврале 2016 года, работаем с ней в тесном контакте», ‒ сообщил Бердов.

Корреспондента «Кабардино-Балкарской правды» Ольгу Кертиеву интересовал вопрос: что может сделать наблюдатель от Общественной палаты, если заметит нарушения на выборах? Существуют ли действенные механизмы предотвращения нарушений?

Председатель ОП ответил, что за организацию процесса голосования, порядок в помещении для голосования ответственность несет председатель участковой избирательной комиссии, поэтому все вопросы и предложения, возникшие у наблюдателя, он должен в первую очередь обсудить с ним, при необходимости адресовать ему свои замечания, получить у него соответствующие разъяснения. В случае, если нарушение, по мнению наблюдателя, не устранено, он должен незамедлительно уведомить об этом Общественную палату, а также подать письменное заявление в УИК. Также наблюдатель вправе обжаловать решения и действия (бездействие) УИК в вышестоящей избирательной комиссии или в суде. В Общественной палате России и Общественной палате КБР действуют телефоны «горячих линий», на которые может позвонить не только наблюдатель, но и любой избиратель, и сообщить о нарушениях избирательного законодательства.

Зульфия Кульчаева (газета «Заман») спросила, сколько наблюдателей могут находиться на одном избирательном участке, какова их главная миссия.

Хазратали Бердов пояснил, что одновременно на избирательном участке не могут находиться два наблюдателя от одного субъекта, который их назначил. Они могут осуществлять наблюдение поочередно. Их основная задача – осуществлять общественное наблюдение за ходом голосования и соблюдением законодательства о выборах на избирательном участке.

Корреспондент ГКУ ВТК «Кабардино-Балкария» Никита Маевский поинтересовался, чем обусловлен такой подход и правда ли, что все наблюдатели на предстоящие выборы назначаются через Общественную палату.

«Согласно федеральному законодательству, наблюдателей вправе назначать кандидаты в Президенты, избирательные объединения, выдвинувшие своих кандидатов т.е. политические партии, и – новое с этого года – такие субъекты общественного контроля, как Общественная палата России и региональные общественные палаты. В избирательной кампании участвуют 8 кандидатов. Представьте, если каждый из них, да еще и Общественная палата, назначат по несколько наблюдателей, которые одновременно придут на избирательный участок – это создаст лишь суматоху и может помешать организованному проведению выборов. Именно поэтому законом и предусмотрено такое ограничение», – резюмировал председатель ОП.

Тенгиз Мокаев (РИА «Кабардино-Балкария») задал вопрос:«Кто готовит общественных наблюдателей к участию в проведении выборов?».

«Наблюдателей готовит тот субъект, который их назначил, – ответил Бердов. – Мы разработали на основании методических рекомендаций ЦИК России презентацию для обучающих семинаров по подготовке наблюдателей от Общественной палаты. Избирательная комиссия КБР снабдила нас памятками для наблюдателей. Составили график выездов в муниципалитеты, где члены Палаты и сотрудники Аппарата совместно с членами территориальных избирательных комиссий проведут семинары и на местах выдадут направления наблюдателям. Первый такой семинар уже состоялся в Майском районе, на очереди – г.о. Баксан, Баксанский и Зольский районы».

«Будут ли задействованы все члены Общественной палаты КБР в качестве наблюдателей на выборах Президента РФ?», – такой вопрос прозвучал от корреспондента «Адэге псале» Луизы Богатыревой, на что Бердов ответил: «Все не будут, это и не требуется. На сегодняшний день изъявили желание стать наблюдателями от Общественной палаты 653 человека – это представители различных общественных организаций. Из общего списка наблюдателей почти две трети – граждане в возрасте до 35 лет. Список кандидатур 67 человек направлен в ОП РФ для получения направлений наблюдателя от данного субъекта общественного контроля. Члены Палаты и сотрудники Аппарата закреплены за муниципалитетами для осуществления общественного мониторинга в день выборов, оказания им информационной и методической помощи при подготовке общественных наблюдателей. Непосредственно в день выборов в Общественной палате будет работать штаб».

Журналистов также интересовало, какие требования выдвигаются к кандидатам в наблюдатели, какими конкретными правами они наделены, что наблюдателю запрещено делать на избирательном участке и др. На все вопросы были получены исчерпывающие ответы.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector