Курортно-рекреационный и туристский комплекс могут быть точкой роста экономики республики

Состояние и перспективы развития курортно-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики обсудили на очередном пленарном заседании ОП КБР.

Заместитель председателя Общественной палаты Людмила Федченко в основном докладе представила результаты общественного мониторинга состояния курортно-рекреационного комплекса КБР. Мониторинг проводился в течение сентября-октября рабочей группой в составе 14 человек, которая посетила санаторно-курортные и иные учреждения разной ведомственной принадлежности, с различными организационно-правовыми формами хозяйствования (с государственным участием и без), проанализировала нормативную правовую базу и информации, предоставленные ведомствами.

Говоря о значимости курортного комплекса как для республики в целом, так и для муниципальных образований, для каждого отдельного жителя, Федченко подчеркнула, что многопрофильный курорт федерального значения «Нальчик» не имеет аналогов в России по составу и качеству своих климатобальнеологических ресурсов, сконцентрированных на относительно небольшой территории. Кроме него, в республике существуют и другие территории, имеющие лечебно-оздоровительную ценность, такие, как Джилы-Су и Аушигер. В последнее время набирают популярность термальные источники в с. Янтарное Прохладненского района и с. Кишпек Баксанского района. В 2017 г. на территории республики функционируют 22 санаторно-курортные организации общей вместимостью около 5,5 тыс. койко-мест, из них 4 ‒ не в полном объеме.

Анализ состояния санаторно-курортного комплекса КБР показал, что большинство санаториев были построены еще в период с 30-х по 60-е годы XX века и имеют устаревшую материально-техническую базу, требующую капитального ремонта и реконструкции, а также оснащения новым лечебно-диагностическим оборудованием и инвентарем. Недостаток финансовых средств не позволяет провести необходимые работы, что препятствует участию в тендерах на оказание услуг на лечение и отдых по социальным путевкам. Кроме того, этот факт блокирует возможность модернизации материально-технической базы для их репозиционирования на более высокие ценовые ниши и качественного обслуживания отдыхающих на курорте. Отсутствие оборудования и необходимых приспособлений для детей и инвалидов также является препятствием для их качественного обслуживания и пребывания на территории санаторно-курортного комплекса.

Часть организаций СКК продолжает свою деятельность как медицинские учреждения, рассчитывая привлечь для санаторного лечения фонды промышленных предприятий и личные сбережения граждан, а также средства государственных фондов социального страхования. Другая часть, претендуя на эти же источники финансирования, проводит постепенную реорганизацию своей структуры, реформируя деятельность от предоставления медицинских и лечебных услуг к услугам гостиничного типа.

Также практически отсутствует комплексная информационная инфраструктура: полноценные туристские информационные центры, на сайтах которых была бы представлена полная информация по туристско-рекреационному потенциалу региона, с возможностью бронирования комплексных туров или любых отдельных услуг.

«Таким образом, отсутствие эффективной государственной политики в сфере санаторно-курортной деятельности на протяжении последних десятилетий привело к тому, что на долю Кабардино-Балкарии, несмотря на ее высочайший рекреационный потенциал, приходится очень малый процент российского санаторно-курортного потока. Очевидное недоиспользование природно-климатических и ресурсных особенностей нашей республики приводит к потере существенного вклада в увеличение регионального валового продукта КБР. Развитие данного направления должно способствовать уменьшению уровня дотационности бюджета республики и выводу КБР на качественно новый уровень социально-экономического развития», — заключила заместитель председателя ОП.

На поставленные общественниками вопросы ответил министр курортов и туризма КБР Мурат Шогенцуков. Он поблагодарил членов Палаты за детальный анализ состояния отрасли, проведенный в ходе общественного мониторинга, и рассказал о том, какую работу проводит министерство по решению обозначенных проблем. Для включения в разрабатываемую Ростуризмом концепцию целевой программы, предусматривающей реализацию с 2019 г. мероприятий по созданию туристских кластеров, Минкурортов КБР представлено 4 инвестиционных проекта, реализация которых позволит увеличить емкость номерного фонда на территории КБР, создать комплекс современной туристской инфраструктуры, соответствующий европейским стандартам, увеличить туристский поток (в том числе иностранных туристов), сформировать позитивный имидж региона как территории перспективного развития туризма и др. «Проблем накопилось, конечно, много, но будем поэтапно пытаться их решать», — заверил министр.

В выступлениипредседателя Союза «Объединение организаций профсоюзов Кабардино-Балкарской Республики» Фатимат Амшоковой прозвучала информация о том, что Федерация независимых профсоюзов России выступала решительно против введения курортного сбора. На заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений неоднократно поднимался вопрос об отзыве из Госдумысоответствующего законопроекта, однако решение по пилотным регионам было принято. «Курортный сбор в размере 50 руб. в день приведет к дополнительному удорожанию путевки в размере 1,95%, таким образом, повышение цены может составить 4,4% к уровню прошлого года. На фоне продолжающегося снижения покупательной способности граждан такое удорожание крайне негативно отразится на спросе услуг оздоровления и организованного отдыха россиян», — констатировала профсоюзный лидер. Она также подчеркнула, что установление абсолютной величины сбора больно ударит, прежде всего, по сегменту отечественных курортов с низкими ценами, т.к. доля этого сбора в таких здравницах будет наибольшей. ФНПР выступает против данного законопроекта и считает, что государство планирует переложить всю финансовую нагрузку по развитию инфраструктуры участвующих в эксперименте регионов на потребителя, что может привести к вымыванию доступного гражданам сегмента оздоровительных и рекреационных учреждений и является исключением в мировой практике.

Член Общественной палаты КБР, заместитель генерального директора ОАО «Курорт «Нальчик»» Руслан Жанимов отметил, что в настоящее время санаторно-курортный комплекс КБР не функционирует как единый механизм, отвечающий требованиям особо охраняемой природной территории. Отдельные его сегменты находятся в управлении у различных ведомств (земля, минеральные источники, парк и т.д.). Для решения накопившихся проблем он предложил упорядочить имущественные отношения в сфере в санаторно-курортного комплекса и разработать на уровне правительства концепцию его развития, которая содержала бы четко продуманные и корректно взвешенные стратегические цели, а также систему взаимоотношений санаторно-курортной сферы с другими отраслями экономики.

Председатель Комитета по спорту и туризму Парламента КБР Арсен Барагунов высказал мнение о том, что необходимо обеспечить системный подход к организации контроля качества предоставляемых услуг, в том числе с привлечением общественных организаций, экспертного сообщества и контролирующих органов, продвижение республики на ключевых туристских рынках, развитие новых современных направлений, таких, как этнотуризм, экотуризм, агротуризм и других.

Представителю местной администрации г.о. Нальчик Исламу Ашхотову общественники адресовали волнующие их вопросы появления на территории курорта Нальчик множества нецелевых объектов, деятельность которых несовместима со статусом курорта. По их мнению, принятие постановления на запрет строительства непрофильных объектов не требует финансовых затрат, и его надо решать незамедлительно. Также подняли проблемы низкого уровня сервисных услуг и отсутствия квалифицированных гидов.

По итогам пленарного заседания Общественная палата приняла рекомендации в адрес всех заинтересованных ведомств.

Пресс-служба Общественной палаты КБР

Adblock
detector