Квалификация педагогов определяет будущее страны

Состояние педагогического образования и повышения квалификации педагогов республики обсудили на заседании Комиссии по образованию и науке Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики.

Открывая мероприятие, председатель комиссии Асхат Зумакулов отметил, что будущее республики и страны в целом определяются качеством профессиональной подготовки педагогов, воспитывающих подрастающее поколение и готовящих специалистов для различных сфер человеческой жизнедеятельности. Поэтому качество педагогического образования представляет одну из важнейших детерминант процветания государства, духовного и материального благополучия граждан.

Основной образовательной организацией, осуществляющей подготовку педагогических кадров для Кабардино-Балкарской Республики, является Институт педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (ИПП и ФСО), в структуру которого входит педагогический колледж и факультет физической культуры и спорта. Структура института выстроена таким образом, что обеспечивает возможность непрерывного обучения со ступени среднего специального образования до аспирантуры.

Как сообщила участникам заседания директор института Ольга Михайленко, в учреждении реализуются образовательные программы подготовки педагогов по 6 направлениям (уровень бакалавриата), по программе магистратуры — по 5 направлениям, по программам среднего профессионального образования — по 2 направлениям.

«Сотрудники института работают над тем, чтобы он стал базой для экспериментальной отработки современного содержания педагогического образования. Нами принят «План развития регионального инновационного педагогического кластера КБГУ как сетевого сообщества», — резюмировала Михайленко.

Заместитель министра образования, науки и по делам молодежи КБР Ирина Шонтукова рассказала присутствующим о мерах по повышению квалификации и переподготовке педагогов. ГБОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр непрерывного профессионального развития» Минобрнауки КБР (далее – Центр) разработаны и диверсифицированы 12 программ повышения квалификации и 3 программы профессиональной переподготовки для педагогических работников образовательных организаций республики в соответствии с ФГОС начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 2016 г. по программам повышения квалификации прошли обучение 3695 педагогических работников образовательных организаций, по программам профессиональной переподготовки — 138. К повышению квалификации по ФГОС ОВЗ привлекались сотрудники ИПК г. Тамбов и ФГБОУ ВО «Южный федеральный университет». В 2016-2017 учебном году по программе повышения квалификации для преподавателей и руководителей детских технопарков «Кванториум» в Технополисе «Москва» прошли подготовку и обучение 16 педагогов ГБОУ «Детская академия творчества «Солнечный город».

Министерством образования, науки и по делам молодежи КБР в целях проведения аттестации педагогических работников разработаны и утверждены региональные нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и проведение процедур аттестации.По результатам проведения аттестации 1128 педагогическим работникам республики установлены заявленные квалификационные категории, что составляет 87,6% от общего количества педагогических работников, прошедших данные процедуры.

Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты КБР по образованию и науке, профессор Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова Мурат Хоконов остановился на проблемах,имеющих место вподготовке педагогических кадров для общеобразовательных школ и организаций дополнительного образования. В частности, он отметил, что после того, как Министерство образования и науки Российской Федерации прекратило аккредитацию дополнительных образовательных программ в 2011 году, университеты потеряли возможность подготовки педагогических кадров в рамках дополнительной педагогической квалификации на бюджетной основе. Это создало трудности с подготовкой учителей для школ, т.к. в КБР отсутствует самостоятельный педагогический институт.

Сложная ситуация сложилась в КБР в последние 10 лет с системой повышения квалификации педагогических работников. Изменения в федеральных законодательных актах не позволили продолжать сложившийся десятилетиями порядок повышения квалификации учителей. В КБР с 1997 по 2008 годы учителя повышали свою квалификацию на базе Института повышения квалификации КБГУ, тогда как финансирование образовательного процесса осуществлялось Министерством образования, науки и по делам молодежи КБР. В настоящее время имеет место ситуация, когда интеллектуальный потенциал, имеющийся в республике, не в полной мере задействован в системе повышения квалификации учителей.

Помимо этого, в числе основных проблем в системе подготовки и кадрового обеспечения образовательных организаций республики общественники назвали следующие:

— отсутствие полноценной концепции непрерывного педагогического образования, нормативной правовой базы и экономических механизмов ее реализации, обоснованного долгосрочного прогноза потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров;

— слабость материально-технической базы, недостаточный уровень поддержки и стимулирования фундаментальных и прикладных исследований, развития научных школ и научных направлений в системе педагогического образования;

— наличие противоречий между сегодняшним содержанием педагогического образования и требованиями, предъявляемыми в настоящее время школой, обществом и государством к личности и уровню профессиональной компетентности педагога;

— низкую эффективность системы повышения квалификации педагогических кадров, ее региональную разобщенность;

— снижение престижности педагогической профессии, понижение социального статуса педагога в российском обществе.

Кроме того, в Кабардино-Балкарской Республике с каждым годом снижается количество абитуриентов, поступающих по программам подготовки педагогических работников. Результаты приема по педагогическим направлениям подготовки свидетельствуют о существовании «негативного отбора», когда на образовательные программы по направлению «Педагогическое образование» поступают абитуриенты с более низкими баллами ЕГЭ по сравнению с общепринятыми привлекательными направлениями. Так, при поступлении на указанное направление в КБГУ им. Х.М. Бербекова средний балл ЕГЭ у поступивших студентов в 2015 году составлял 68,17, а в 2017 году — 51,6.

Выпускники профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, обучавшиеся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, получившие высшее образование по педагогической специальности, зачастую не работают по полученной профессии. В то же время в сельской местности ощущается острый недостаток указанных специалистов.

«Проблемы подготовки кадров для республики напрямую связаны с тем, что до сих пор Правительство РФ не выполнило поручение Президента РФ Правительству от 22 мая 2014 г. о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих сохранение объемов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций высшего образования в случаях отчисления из этих организаций студентов. Невыполнение этого поручения привело к резкому снижению качества высшего образования, так как штат преподавателей привязан к штату текущего количества студентов, а не определяется контрольными цифрами приема, как это было в СССР и в РФ до середины 2000-х годов. Время показало актуальность поручения Президента и необходимость его реализации», — заключил Мурат Хоконов.

Заместитель председателя комиссии ОП по образованию и науке Виктор Скакунков обратил внимание присутствующих на проблему дефицита педагогических кадров, подготовленных для работы с детьми с ОВЗ. Он рассказал, что в возглавляемой им специальной (коррекционной) школе-интернате для глухих и слабослышащих детей – единственном такого типа учреждении в Кабардино-Балкарии – работающие педагоги-дефектологи и сурдопедагоги, в основном, все уже предпенсионного и пенсионного возраста. «Молодей смены нет, да и никто не хочет ехать на работу в село, даже из близлежащих населенных пунктов. А к внедрению инклюзивного образования наша массовая школа еще не готова, потому что нет условий, и в первую очередь, специалистов», — резюмировал член Палаты.

По итогам обсуждения общественники приняли рекомендации в адрес заинтересованных органов и организаций.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector