Л. Федченко: «Без широкой общественной поддержки эффективно противостоять коррупции невозможно»

Заместитель председателя Общественной палаты КБР Людмила Федченко приняла участие в заседании круглого стола Парламента КБР на тему: «О практике реализации Федерального закона «О противодействии коррупции» в Кабардино-Балкарской Республике».

В своем выступлении она отметила, что без широкой общественной поддержки эффективно противостоять коррупции невозможно. Сотрудничество государства с институтами гражданского общества закреплено в качестве одного из основных принципов противодействия коррупции в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

К основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции относятся: создание механизма взаимодействия государственных органов с общественными структурами, а также с гражданами и институтами гражданского общества, создание механизмов общественного контроля за деятельностью органов власти. По сути речь идет о построении механизма реализации принципов публичности и открытости деятельности органов власти и сотрудничества с гражданами, институтами гражданского общества.

Вопросы открытости деятельности органов государственной власти (по результатам мониторинга Интернет-ресурсов (государственной информационной системы (ГИС) «Открытые данные Кабардино-Балкарской Республики») рассматривались на заседании Совета Общественной палаты КБР (25 октября 2018 г.) Однако указанная информационная система выведена из эксплуатации в соответствии с постановлением Правительства КБР от 22 апреля 2019 г. № 75-ПП. В эксплуатацию вводится автоматизированная информационная система «Портал открытых данных Кабардино-Балкарской Республики», на которой до настоящего времени идут технические работы по ее запуску. Общественная палата и в дальнейшем намерена держать на контроле вопросы открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Одной из основных профилактических антикоррупционных мер является развитие общественного контроля. К сожалению, Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» рассматривает общественный контроль в целом ограничительно, как деятельность отдельных субъектов, к которым относятся Общественная палата РФ, общественные палаты субъектов РФ и муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при органах государственной власти субъектов РФ. Перечень субъектов общественного контроля, закрепленный в указанном Законе, нуждается в расширении хотя бы за счет граждан и их объединений, которые по отдельным федеральным законам имеют право на общественный контроль.

Общественная палата стремится содействовать формированию в республике субъектов общественного контроля. В 2017 г. разработан и внесен на рассмотрение Правительства КБР проект нового Типового положения о порядке образования общественных советов при исполнительных органах государственной власти республики, которое после прохождения процедуры согласования утверждено распоряжением Правительства 29 июня 2017 г. № 401-рп. Согласно Типовому положению Общественная палатаучаствует в формировании общественных советов при органах исполнительной власти республики. В ноябре этого же года проведен мониторинг создания общественных советов при исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В целях формирования муниципальных общественных палат Общественной палатой республики разработано примерное Положение об общественной палате муниципального образования. Оно одобрено решением Совета Общественной палаты от 30 марта 2018 г. и рекомендовано органам местного самоуправления для разработки и утверждения своих положений. В настоящее время муниципальные общественные палаты образованы во всех муниципальных образованиях республики.

Общественный контроль может быть эффективным инструментом в противодействии коррупции только в том случае, если имеется сильная политическая воля на реальную борьбу с коррупцией. В противном случае результаты такого контроля будут игнорироваться властными структурами и не окажут влияния как на их деятельность, так и на политическую жизнь страны в целом. Вопросы реализации законодательства об общественном контроле рассматривались на пленарном заседании Общественной палаты в апреле 2018 г., где отмечалось, что существует ряд проблемных вопросов реализации Федерального закона, затрудняющих общественный контроль. Также отмечалось, что в полной мере не реализуется постановление Правительства РФ от 26.12.2016 № 1491″О порядке осуществления общественного жилищного контроля».

В 2010 — 2011 г. в России созданы новые правовые процедуры общественного влияния — оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и оценка фактического воздействия действующих актов, положения которых необоснованно ограничивают предпринимательскую и инвестиционную деятельность. Общественная палата участвует в их проведении. Необходимо наладить участие общественных советов при органах власти и муниципальных общественных палат в проведении таких оценок и общественной экспертизы в отношении соответствующих актов и их проектов.

Подводя итог, Л.М. Федченко отметила, что в республике созданы основы взаимодействия органов власти с гражданским обществом, субъектами общественного контроля, в том числе и в области профилактики коррупционных правонарушений, следует выработать эффективные механизмы такого взаимодействия.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector