Медицинские группы здоровья по физкультуре в вузе

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мыцык Ирина Александровна

в статье представлены важные показатели, характеризующие медицинские группы по физической культуре в вузе . Актуальность выбранной темы обусловлена сохранением здоровья студентов

Текст научной работы на тему «Оценка медицинской группы для занятий физической культурой в вузах»

Оценка медицинской группы для занятий физической культурой в вузах Мыцык И.А.

Мыцык Ирина Александровна /Mytsyk Irina Alexandrovna — студент,

кафедра физического воспитания и БЖД, Оренбургский государственный институт менеджмента, г. Оренбург

Аннотация: в статье представлены важные показатели, характеризующие медицинские группы по физической культуре в вузе. Актуальность выбранной темы обусловлена сохранением здоровья студентов.

Ключевые слова: студент, вуз, медицинская группа здоровья, физкультура. Keywords: student, college, medical group health, physical education.

Студенты колледжей, вузов, университетов в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на три группы — основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как правило, — хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах.

Хронические заболевания формируются в более старшем возрасте (главным образом в школьные годы), но нередко они возникают в возрасте 4-7 лет (заболевания носоглотки, нарушения осанки, болезни кожи, желудочно-кишечного тракта и др.). Первое место занимают заболевания носоглотки, затем идут близорукость, нарушение осанки, плоскостопие, заболевания органов пищеварения, дыхания, нервно-психические расстройства.

Согласно Приказу Государственного комитета РФ по высшему образованию от 26 июля 1994г. N° 777 распределение студентов на медицинские группы осуществляется на основании медицинского осмотра врачебной комиссии. В настоящее время в высших учебных заведениях для занятий физической культурой выделяют следующие медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

В ОГИМ студенты подготовительной и специальной группы «А» объединяются в 3-ем «оздоровительном» блоке, а освобожденные от физической культуры по медицинским показаниям (специальная группа «Б») распределяются в 4-й «дополнительный» блок.

К основной медицинской группе (I группа здоровья) относятся обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответственную возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием здоровьенаращивающих технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.

К подготовительной медицинской группе относятся практически здоровые студенты, имеющие некоторые морфофункциональные отклонения либо слабо подготовленные физически; входящие в группы риска по возникновению патологии или с хроническими заболеваниями в стадии стойкой ремиссии не менее 3 -5 лет.

Обучающимся, отнесенным к этой группе, разрешается заниматься физической культурой по учебной программе при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более строгой дозировки физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.

Специальная медицинская группа делится на: «А» и «Б».

К специальной группе «А» относятся студенты с отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронического заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера.

Обучающимся, отнесенным к этой группе, разрешаются занятия физкультурой с ограничением физических нагрузок и исключением противопоказанных физических упражнений. На занятиях обязательно учитывается характер и степень выраженности отклонений в состоянии здоровья, физическом и функциональном развитии.

К специальной группе «Б» относятся обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению теоретических занятий.

Физическая культура для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья в вузах в целом по стране, включает в качестве обязательного минимума теоретические, практические, в том числе и консультативно-методические занятия. В содержание курса студентов специального медицинского отделения уделяется особое внимание средствам для устранения отклонений в состоянии здоровья и физического развития. Практические занятия проводятся с учетом работоспособности и функциональных возможностей студентов.

В ОГИМ в «Оздоровительном» блоке занятия проходят по специальной методике по следующим видам спорта: аэробика, ходьба на лыжах, легкая атлетика (оздоровительный бег), плавание, туризм (пешеходный), по специальным программам по направлению «Оздоровительные системы», общая физическая подготовка.

Освобождение от занятий по физической культуре по состоянию здоровья может носить только временный характер (на период болезни). Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный период занимаются в группах дополнительного блока (основной модуль), где овладевают теоретическим и методическим материалом, а так же шашками и шахматами.

Основными задачами физического воспитания в специальных медицинских группах являются:

— содействие разностороннему развитию организма, сохранение и укрепление здоровья, устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии;

— повышение уровня физической работоспособности, развитие профессионально важных физических качеств;

— формирование потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, привитие навыков здорового образа жизни;

— освоение основных двигательных умений и навыков;

— приобретение знаний и навыков закаливания, методики проведения самостоятельных занятий, проведение самоконтроля и самомассажа.

Сохранение и укрепление здоровья, повышение адаптационных возможностей организма студентов специальных медицинских групп в период обучения в вузе является важной составляющей высшего образования, поскольку именно в этот период закладывается фундамент успешности и долголетия будущей профессиональной деятельности молодых специалистов.

1. Физическая культура: учебник для студентов вузов, обучающихся по дисциплине «Физическая культура» / [М. Я. Виленский и др.]; под ред. М. Я. Виленского. — 2-е изд., стер. — М.: Кнорус, 2013. — 424 с.

2. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь [Текст]: учебник для студ. вузов / В.И. Ильинич. — М.: Гардарики, 2007. — 366 с.

3. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студ. вузов: рек. М-вом образования РФ / [И. С. Барчуков и др.]; под ред. В. Я. Кикотя, И. С. Барчукова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 430 с.

Учебный процесс в специальных медицинских группах

В специальных медицинских группах (СМГ) занимаются студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера. В БГМУ к СМГ относятся около 30% студентов. По многолетним наблюдениям выявлены три функциональные системы, имеющие наибольший процент заболеваний среди студентов спецмедгрупп БГМУ.

Это опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая система и органы зрения. В последние годы наблюдается рост болезней мочеполовой и пищеварительной системы.

Учебные занятия физической культурой СМГ проводятся в специально оборудованных спортивных помещениях зального типа общ. №5 и общ. №10.

Основными видами упражнений в СМГ являются:

  • циклические аэробные нагрузки для тренировки кардиореспираторной системы (дозированная ходьба, занятия на велотренажере и беговой дорожке, оздоровительная аэробика, ходьба на лыжах, плавание);
  • силовые упражнения тренирующие мышечную систему;
  • упражнения на гибкость для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Обязательными являются индивидуальные для каждого студента общеразвивающие и специальные корригирующие упражнения; релаксационные упражнения, снимающие эмоциональное и умственное перенапряжение; дыхательные упражнения, позволяющие быстро увеличивать функциональные возможности организма и достигать наибольшего объема физической нагрузки с наименьшей затратой энергии.

В 10-м общежитии для учебного процесса оборудованы и оснащены спортивным инвентарем пять помещений.

Студенты занимаются в:

  • тренажерном зале;
  • 2-х спортивных помещениях оборудованных для настольного тенниса;
  • 2-х гимнастических помещениях зального типа оснащенных аудио-видео техникой, современным и разнообразным спортивным инвентарем.

Самыми благоприятными нагрузками для студентов являются циклические аэробные упражнения в умеренном темпе. Дозированная ходьба (преимущественно на открытом воздухе), оздоровительная аэробика, упражнения на беговой дорожке и велотренажере активно применяются в СМГ.

Оздоровительная направленность физической культуры реализовывается:

  • качественным разнообразием физических упражнений и естественных движений с учетом закономерностей гетерохронного развития физических качеств и моторики студента;
  • использованием оптимальных физических нагрузок стимулирующих неспецифическую резистентность организма и естественный процесс роста и развития;
  • закаливанием организма, обеспечивающее его устойчивость к простудным заболеваниям;
  • созданием благоприятных условий окружающей среды во время занятий физической культурой;
  • c учетом возрастно-половых особенностей, состояния здоровья, физической подготовленности, а также личных интересов и индивидуальных характеристик студентов.

Занятия в СМГ состоят из следующих модулей: оценка физического состояния и физической работоспособности, развитие основных двигательных способностей, методы контроля (педагогического и физиологического) за уровнем физического здоровья студентов в процессе занятий физическими упражнениями, инструкторская практика (по основам методики проведения самостоятельных занятий), составление комплексов общеразвивающих упражнений гигиенической и корригирующей гимнастики.

В процессе обучения студентов, важное место отводится современным технологиям.

На методических и практических занятиях широко используется демонстративный видео- и DVD материал.

Разнообразные движения являются естественным биологическим стимулятором жизнедеятельности организма.

Рациональная физическая нагрузка повышает функциональные резервы организма и адаптацию к изменяющимся условиям, закладываются основы физического совершенства, формирует здоровье.

Медицинские группы здоровья по физкультуре в вузе

1 Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета

Термин «лечебная физкультура», прежде всего, обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры. Лечебная физическая культура(ЛФК)— метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма – движения.

Студенты ВУЗов в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделяются на 3 группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как правило – хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах. Комплектование групп осуществляет врач.

Основным критерием для включения в специальную медицинскую группу является то или иное заболевание, уровень физической подготовленности, очаги хронической инфекции. Группы формируются по нозологии (заболеваемости). Так, студенты с заболеваниями кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной систем составляют одну группу; студенты с травмами (заболеваниями) опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы – другую; имеющие отклонения со стороны слуха или зрения – третью; имеющие отклонения со стороны центральной нервной системы (неврозы и пр.) – четвертую.

Студенты в таких группах обычно характеризуются слабым физическим развитием и низким функциональным состоянием. Они, как правило, были освобождены от уроков физкультуры еще в школе. Студенты плохо организованы, не могут выполнить многие физические упражнения, играть в игры, не умеют, как правило, плавать и пр.

А если в школах, где они учились, не было занятий в специальной медицинской группе, то их физическое и функциональное состояние совсем незавидное. У них часто возникают простудные заболевания, а в осенне-зимний период происходит их обострение.

Перед руководителями специальных медицинских групп студентов стоят следующие задачи: улучшение функционального состояния и предупреждение прогрессирования болезни; повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам; снятие утомления и повышение адаптационных возможностей; воспитание устойчивой потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой.

Программа занятий лечебной физкультурой строится так, чтобы принести пользу учащемуся. Преподаватель выступает не только как тренер, но и как врач. Обычно лечебную физкультуру назначают на время, например, на три недели.

Это как бы реабилитационный период. Потом студента переводят в спецмедгруппу, если все будет хорошо, то впоследствии и в основную группу попадет. На самом деле любые физические упражнения можно считать лечебными, если правильно их выполнять и получать от этого удовольствие.

Отличительной особенностью занятий лечебной физкультурой является периодический контроль над здоровьем студентов. Процедура обследования обычно проходит два раза в год в начале каждого семестра. На осмотре измеряется рост, вес учащегося, давление, объем отдельных частей тела, жизненная емкость легких и многое другое.

Результаты измерений фиксируются в специальной тетради. Так как физкультурой занимаются до четвертого курса включительно, то под конец выстраивается карта прогресса или регресса здоровья студента. Кроме этого, раз в год студенты проходят специальные психологические тесты, необходимые для определения эмоционального состояния.

Разумеется, и в этой области прогресс должен быть.

К ведущему преподавателю по лечебной физкультуре можно всегда обратиться за помощью по медицинским вопросам, по вопросам здоровья. Так как многие преподаватели имеют научную степень, им не составит труда ответить на все волнующие вопросы. И несомненно, что любое высшее учебное заведение стремится к тому, чтобы студентов ЛФК и спецмедгрупп было как можно меньше, поскольку от здоровья учащихся напрямую зависит их успеваемость, а, следовательно, и престиж ВУЗа.

I группа

К I-ой категории относятся лица, не имеющие каких-либо хронических заболеваний, а также факторов риска развития таких заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем абсолютном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).

Результаты лабораторных обследований данной группы лиц находятся в пределах нормальных показателей. Как нетрудно догадаться, данная категория включает в себя граждан с наиболее благоприятным уровнем самочувствия.

По итогам диспансеризации для лиц этой категории проводят профилактические консультации и другие лечебно-оздоровительные мероприятия, имеющие своей основной целью пропаганду здорового образа жизни и соблюдение санитарно-гигиенических норм.

II группа

В данную категорию входят лица, не обладающие какими-либо хроническими заболеваниями, но находящиеся в зоне повышенного риска их приобретения. Кроме этого, сюда относят людей, имеющих предрасположенность к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Данная группа – самая обширная по своей численности, что связано с большим количеством факторов, негативно влияющих на организм человека (вредные привычки, неправильное питание, сидячий образ жизни, загрязнение климата и т.д.).

Эта категория граждан диагностируется путем проведения общепринятого стандартного обследования здоровья, а также дополнительных исследований отдельных рисков в случае наличия таковых.

К II группе здоровья относятся граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, но имеются факторы риска развития таких заболеваний

  • при высоком или очень высоком абсолютном сердечно-сосудистом риске,
  • а также граждане, у которых выявлено ожирение и (или) гиперхолестеринемия с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, и (или) лица,
  • курящие более 20 сигарет в день,
  • и (или) лица с выявленным риском пагубного потребления алкоголя и (или) риском потреблением наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).

Граждане со II группой здоровья с высоким или очень высоким абсолютным сердечно-сосудистым риском подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья, а также фельдшером фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта, за исключением пациентов с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, которые подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом.

Гражданам со II группой здоровья при наличии медицинских показаний врачом-терапевтом назначаются лекарственные препараты для медицинского применения в целях фармакологической коррекции выявленных факторов риска.

III группа (а и б)

К группе III а относятся лица, страдающие хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ), которые требуют диспансерного наблюдения и высококвалифицированной медицинской помощи. Основная масса граждан в этой категории – люди старше 40 лет, недуги которых напрямую связаны с возрастом и старением организма. Диспансеризация таких лиц проводится с целью вторичной профилактики, а именно предупреждения осложнений и обострений уже имеющейся болезни.

К категории III б относятся лица, у которых не выявлены ХНИЗы, но требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по поводу иных заболеваний, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний, нуждающиеся в дополнительном обследовании.

Граждане с III а и III б группами здоровья подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, врачами-специалистами с проведением профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

Группы здоровья для детей

Группы здоровья, выделяемые по итогам диспансеризации детского населения, значительно отличаются от аналогичных у взрослых. В первую очередь стоит сказать о том, что для классификации детей существует целых 5 категорий (в отличие от 3 у взрослых).

Такое количество связано с повышенной уязвимостью детского организма перед различными заболеваниями, из-за чего их диспансеризация требует большего внимания и тщательности, что в результате приводит к получению значительного количества информации для классификации на категории.

1 группа

К данной категории относят физически и психически здоровых малышей, обладающих высокой сопротивляемостью организма болезням. Они тоже могут иногда болеть, но в момент осмотра какие-либо патологии у них отсутствуют. Фактически, в 1-ую группу входят дети, которые совсем не болеют, но на практике таких детей встречается очень мало.

Adblock
detector