Молодежь КБР покоряет законотворческий олимп

Член Молодежного совета при ОП КБР Карина Блиева стала призером Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

22-24 мая в г. Москва Карина Блиева приняла участие в очной сессии Всероссийского конкурса молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива». По итогам участия она удостоена диплома II степени.

Учредителями и организаторами Конкурса являются Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации и Общероссийская общественная организация «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция». Основной целью проведения Конкурса является привлечение молодежи к государственному управлению посредством ее участия в законотворческой деятельности; выявление, отбор и поддержка наиболее перспективных проектов и других значимых инициатив молодежи для подготовки законодательных инициатив.

Каждый участник, присутствующий на очном мероприятии, представлял свою работу перед экспертным советом и другими участниками. Карина выступала в секции «Бюджетное, налоговое и финансовое законодательство» со своей работой «Внесение изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», которую она подготовила под научным руководством депутата Парламента КБР, руководителя Аппарата ОП Татьяны Саенко.

«В данной работе мы рассматриваем две проблемы во взаимоотношениях налогоплательщиков – физических лиц с налоговыми органами, – рассказала Карина. – Обе проблемы в большей степени обусловлены несовершенством межведомственного взаимодействия фискальных органов посредством электронного документооборота.

Проблема № 1: налоговые органы начисляют транспортный налог на транспортное средство, находящееся в розыске в связи с угоном (кражей), если его владелец лично не предоставил подлинник справки об угоне (или справки о возбуждении уголовного дела) из органов МВД.

В том массиве данных, который передается в налоговые органы, не содержится сведений об угоне. Пока машина с учета не снята, ГИБДД продолжает передавать о ней данные налоговикам.

Между тем, согласно подп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ, транспортные средства, находящиеся в розыске в связи с угоном (кражей), обложению налогом не подлежат, если есть документ, подтверждающий их угон (кражи). Однако подтверждающие документы и заявление направить в налоговый орган должен сам владелец авто, в т.ч. он может это сделать через «Личный кабинет налогоплательщика». Если подтверждающих документов нет, можно просто написать заявление, а ФНС сама направит запрос в ГИБДД. Если данные подтвердятся, Налоговая служба примет решение об освобождении от уплаты. Но на практике такой алгоритм действий не всегда соблюдается, потому что нормативно эта обязанность налоговых органов не закреплена. Кроме того, далеко не каждый владелец транспортного средства знает об этом.

Мы предложили установить обязанность органов МВД передавать информацию об угоне (краже) транспортных средств в налоговые органы в составе сведений, предусмотренных п. 4 ст. 85 НК РФ.

Проблема № 2: на практике имеют место случаи, когда территориальные налоговые органы обязывают граждан подавать налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц от продажи имущества, находившегося в собственности налогоплательщика более трех лет, а в случае неподачи накладывают штраф.

Эту проблему мы выявили на конкретном примере из практики, основанном на письменной жалобе физического лица в адрес моего научного руководителя.

Житель Кабардино-Балкарии С. в июле 2016 г. продал земельный участок, принадлежавший ему на праве собственности более 10 лет. Налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в 2017 г. он не подавал.

В соответствии с п. 17.1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи имущества (в т.ч. земельного участка), находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Между тем Межрайонная ИФНС России № 4 по КБР вынесла решение о привлечении С. к административной ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа 1 тыс. рублей за то, что он представил первичную налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц, просрочив установленный срок на 1 месяц. Однако, по утверждению С., декларацию в налоговый орган он не подавал. Пожилой человек, которому 78 лет, самостоятельно этого сделать попросту не мог. Только после жалобы в вышестоящий налоговый орган данное решение было отменено.

На основе анализа данной ситуации мы предложили закрепить право физических лиц не подавать налоговую декларацию по доходам, не подлежащим налогообложению (освобожденным от налогообложения) в соответствии со ст. 217 настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных этой статьей и статьей 217.1 настоящего Кодекса, если иных доходов, подлежащих налогообложению, не имеется.

Системы электронного документооборота различных органов должны быть совместимы и связаны друг с другом. Они должны в конечном итоге обеспечивать снижение нагрузки на граждан по сбору различного рода справок в тех или иных инстанциях, заполнения излишних бумаг.

Предлагаемые нами изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации могут быть очередным шагом в решении данной проблемы».

Карина также сообщила, что ей, как будущему экономисту, было очень интересно работать с налоговым законодательством, в котором, по ее мнению, есть еще немало норм, требующих совершенствования. Она выразила признательность заместителю руководителя Аппарата ОП Людмиле Маировой за оказание методической и консультационной помощи в грамотном оформлении проекта федерального закона, который получил высокую оценку экспертов.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector