Можно ли встать на воинский учет не снимаясь

Федеральным законом от 6 февраля 2019 г. № 8-ФЗ внесены изменения в статьи 4, 8, 10 Федерального закона 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», и определен новый порядок постановки на воинский учет граждан подлежащих призыву на военную службу (призывники), и граждан, пребывающих в запасе:

– не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания (категория – граждане, пребывающие в запасе);

– прибывших на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания (учебы) (категория – призывники) (Приложение №1).

К месту жительства гражданина РФ относятся жилой дом, квартира, комната или другое жилое помещение, в которых он постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма либо на иных законных основаниях и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

К месту пребывания относятся, в частности, гостиница, санаторий, дом отдыха, медицинская организация либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина РФ, в которых он проживает временно

(Основание, — ст. 2 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. № 5242-1).

В соответствии Федерального Закона 6 февраля 2019 г. № 8-ФЗ :

1. Отсутствие регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает граждан от обязанности состоять на воинском учете в военном комиссариате или в органах местного самоуправления.

2. Отсутствие регистрации по месту жительства и месту пребывания не может служить основанием для отказа в постановке граждан на воинский учет в военном комиссариате или в органах местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет.

3. Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.

В пояснительной записке к проекту Федерального Закона от 6 февраля 2019 г. № 8-ФЗ, в качестве причины для внесения поправок, возлагающих на граждан обязанности вставать на воинский учет по месту их фактического проживания, указана сложность (по различным причинам) в получении регистрации по месту пребывания или месту жительства граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего профессионального образования (то есть из-за граждан призывного возраста, не проходивших военной службы).

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» в части обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту их фактического проживания.

В соответствии с действующей редакцией Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе», граждане обязаны состоять на воинском учете только по месту жительства или по месту пребывания, однако, как показывает практика, значительное количество призывников, обучающихся в образовательных организациях высшего профессионального образования, особенно в таких городах как Москва и Санкт-Петербург, не могут получить по различным причинам регистрацию по месту пребывания или по месту жительства.

В результате указанные граждане не могут быть поставлены на воинский учет и не призываются на военную службу в случае, если они лишаются права на получение отсрочки от призыва на военную службу (по окончании вуза, отчисления из вуза или лишения государственной аккредитации соответствующей образовательной программы).

Законопроектом предусмотрено возложение на указанных граждан обязанности вставать на воинский учет по месту их фактического проживания. При этом в подзаконном акте (постановлении Правительства Российской Федерации) будет определен порядок постановки их на воинский учет (на основании справки с места учебы или места работы).

Таким образом, законопроект обеспечит качество и достоверность воинского учета, а также увеличение возможности по призыву граждан на военную службу.

Категории граждан, которые попадают под действие данных поправок:

1. Граждане имеющие регистрацию по месту жительства, но вследствие различных причин, проживающие по другим адресам. Как в пределах того субъекта РФ, в котором у них имеется место жительства, так и прибывшие из других субъектов РФ (в основном трудовые мигранты).

При этом надо отметить, что действующее законодательство разрешает гражданам не регистрироваться по месту пребывания, если они зарегистрированы по месту жительства в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.

(Основание, — ст. 5 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1).

К таким гражданам относятся, например те, которые снимают жилье, не составляя договора аренды жилого помещения (поскольку собственник жилого помещения далеко не всегда соглашается зарегистрировать нанимателя и членов его семьи), или граждане, проживающие у друзей или родственников, которые даже не задумываются или не согласны зарегистрировать у себя гостя.

2. Под действие изменений внесенных Федеральным Законом 2019 г. № 8-ФЗ, попадают граждане, не имеющие регистрации ни по месту жительства, ни по месту пребывания.

Причем в данном случае не обязательно речь идет о маргинальных слоях населения. В настоящее время имеется достаточно много случаев, когда регистрация гражданина по месту жительства или по месту пребывания невозможна по независящим от самого гражданина причинам. Например, граждане могут длительное время проживать в так называемых домах-долгостроях, право собственности на которые по различным причинам не может быть оформлено застройщиком.

Отсутствие свидетельства о праве собственности не позволяет осуществить регистрацию по месту жительства или по месту пребывания в таких объектах, несмотря на фактическое проживание.

II. ИЗМЕНЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ВОИНСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

C изменениями в правилах постановки граждан на воинский учет, Федеральным Законом 2019 г. № 8-ФЗ внесены изменения в обязанности должностных лиц организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности.

Согласно изменений руководители, и должностные лица ответственные за военно-учетную работу (военно-учетные работники) организаций обязаны, дополнительно:

направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете;

До настоящего времени работодатели были обязаны информировать военные комиссариаты о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета.

Так, согласно пункта 30 Положения о воинском учете, организации должны информировать военные комиссариаты (муниципальные), в том числе о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (в том числе и о факте отсутствия постановки гражданина на воинский учет в нарушение закона).

Однако для исполнения этой обязанности не было предусмотрено конкретного срока.

Теперь для организаций определен конкретный срок – две недели.

вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет (в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального Закона № 53-ФЗ).

Статья 8 Пункт 2. Абзац 1. Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, — по месту их пребывания.

Абзац 3. Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.

Теперь, при выявлении граждан, не состоящих на воинском учете, работодатели должны сами письменно напомнить им о необходимости явиться в военный комиссариат для постановки на учет.

То есть, оповещение гражданина, пребывающего в запасе, о его явке в военный комиссариат по вопросам воинского учета производится теперь не только повесткой военного комиссариата (пункт 36 «Методических рекомендаций ГШ ВС РФ по осуществлению в военных комиссариатах воинского учета», 2017 г.), но и направлением от организации.

Порядок представления сведений и направление в военные комиссариаты граждан, пребывающих в запасе, не имеющих регистрации

по месту жительства и месту пребывания.

1. В соответствии с пунктом 29 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях» ГШ ВС РФ 2017 года, руководители и должностные лица организаций ответственные за военно-учетную работу направляют в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (форма определена приложением № 10 к п.29 методических рекомендаций).

В случае выявления граждан, пребывающих в запасе, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, в представляемых организациями сведениях рекомендуется:

— в графе 8 «Состоит на воинском учете: общий (номер команды, партии), спец. учет», производить запись, например: «Военнообязанный. На воинском учете по месту пребывания не состоит»;

— в графе 11 «Место жительства (место пребывания)», производить запись, например: «Без регистрации. Со слов проживает г. Новосибирск, ул. Есенина, д.15, кв.48» (приложение № 2).

2. Для направления вышеуказанных граждан в военные комиссариаты для постановки на воинский учет, рекомендуется применять форму, указанную в приложение № 3 к пункту 6 Инструкции «Об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности», утвержденную совместным приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной Миграционной службы от 10 сентября 2007 г. № 366/789/197.

Основание: письмо начальника ГОМУ ГШ ВС РФ от 1 марта 2019 г. № 315/4/1023.

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ

от 1 марта 2019 года № 315/4/1023

О направлении в военный комиссариат для постановки на воинский учет

Вопрос: В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции Федерального закона от 6 февраля 2019 г. N 8-ФЗ) с 17 февраля 2019 года руководители либо другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет.

Прошу пояснить по какой форме необходимо составлять направление в военный комиссариат?

Ответ: Ваше обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, по поручению рассмотрено.

В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» руководители либо другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет.

Форма направления граждан в военный комиссариат для постановки на воинский учет указана в совместном приказе Министра обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, ФМС России от 10 сентября 2007 г. N 366/789/197 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности» (Зарегистрирован в Минюсте России 12 октября 2007 г., регистрационный N 10315).

Рекомендуемая форма направления, представлена приложением № 3 к настоящим методическим рекомендациям.

Штраф за непостановку на воинский учет

Каждый военнообязанный гражданин должен знать и своевременно исполнять свои обязанности по воинскому учету. Однако не у всех получается строго следовать закону: часто возникают ситуации, когда мужчина не может вовремя встать на учет в военкомат или забывает сняться с него. За такие нарушения не привлекают к уголовной ответственности и не отправляют в тюрьму.

Но и без наказания нарушитель не останется: за несвоевременную постановку ему будет выписан административный штраф.

Юрист Службы Помощи Призывникам

Наши клиенты не служат в армии

Обращайтесь, мы будем рады вам помочь!

Читают сейчас

Воинский учет граждан | Постановка и снятие

37 005 просмотров

Смена прописки и военкомат: требуется ли уведомлять военное учреждение

Если молодой человек не проходил службу в армии или же находится в запасе войск, то смена прописки должна осуществляться вместе с оповещением об этом военкомата. Данное требование указано в законодательстве РФ. Кроме того, если юноша выбывает сроком более чем на три месяца со своего места регистрации, то он также должен об этом оповестить военный комиссариат.

Зачем военкомату знать о прописке призывника?

В первую очередь наличие постоянной регистрации дает возможность с легкостью отыскать того или иного человека. Это важно в том числе и для военкомата, который должен иметь все необходимые сведения о военнообязанном лице, в том числе и о месте его прописки.

Если же наступил призывной период, то именно по месту прописки и придет повестка призывнику. Также при необходимости вызова военнослужащего из запаса необходимо знать о его месте жительства.

Смена места регистрации: нужно ли оповещать военкомат?

Часто задаваемый вопрос: «Если поменял прописку или место жительства, то нужно ли идти оповещать об этом в военкомат?». Стоит запомнить, что если молодой человек уезжает на продолжительное время (сроком на три месяца и более), меняет место прописки, то он обязательно должен сообщить об этом в военный комиссариат. Сообщать о временной регистрации также необходимо, потому как за этот период из военкомата могут прислать повестку на прохождение срочной службы в армии или же вызвать из запаса войск на сборы.

Оповещаются о смене места проживания сотрудники, которые занимаются мобилизационной и учетно-призывной работой в военкомате. При изменении постоянного места регистрации военнообязанные должны совершить следующие действия:

  1. Уведомить районный военкомат о смене места прописки;
  2. Забрать документы из военкомата по старому месту прописки;
  3. Предоставить документы в военкомате по новому месту проживания.

Но стоит также учесть, что если меняется место прописки гражданина в одном и том же населенном пункте, то сниматься с воинского учета нет необходимости. Если же человек сменил город на другой, а в нем нет структурного подразделения военкомата, тогда сообщить о смене регистрации необходимо в органы местного самоуправления.

В случае, если гражданин достиг непризывного возраста (то есть 27 лет), это не является поводом не оповещать военкомат о смене места жительства. Он, также как и все служившие и не служившие молодые люди, должен сообщить об этом на протяжении 14 дней с момента регистрации на новом месте.

Такой порядок необходим для осуществления мероприятий всеобщей мобилизации военнообязанных в запасе при необходимости.

Порядок изменения прописки

Если молодой человек сменил прописку, то не стоит сомневаться, нужно ли идти в военкомат, так как сделать это необходимо в обязательном порядке. Теперь стоит разобраться, как провести процедуру изменения места регистрации. Для того чтобы зарегистрироваться на новом месте, юноше в первую очередь необходимо сняться с регистрации по старому адресу, только после этого он сможет быть прописан на новом месте.

Для того чтобы сняться с регистрации со старого места проживания гражданину необходимо обратиться в ближайший паспортный стол или же миграционную службу. Данные организации занимаются учетом граждан, там можно сняться или стать на учет по месту проживания, оформить паспорт гражданина РФ или заграничный паспорт, поставить отметку в документы о рождении ребенка и осуществить прочие юридически значимые действия.

В некоторых городах постановкой или снятием с учета занимаются председатели домов, которые вносят необходимые данные в домовую книгу. Их же можно попросить либо зарегистрировать по новому адресу, либо же снять с места прописки. Для более детальной информации по этому вопросу стоит связаться с председателем дома, который более детально расскажет о нюансах процедуры.

Кто должен состоять на учете в военкомате?

Находиться на учете в военном комиссариате по месту регистрации должны следующие категории граждан:

  • Молодые люди, достигшие 17-летия;
  • Граждане в запасе или уволенные с воинской службы;
  • Студенты, имеющие диплом об окончании военного ВУЗа;
  • Женщины с военной специальностью;
  • Юноши, которым была дана временная отсрочка от прохождения службы в армии;
  • Граждане, которые не были призваны в армии по уважительным причинам.

Всем вышеперечисленным категориям лиц в обязательном порядке необходима постановка на учет в военный комиссариат.

Гражданам, которые отбывают наказание в местах лишения свободы, женщинам с гражданской специальностью, мужчинам, освобожденным по состоянию здоровья или проходящим альтернативный вариант службы сообщать об изменении своих личных данных в мобилизационный орган нет необходимости. Также не нужно сообщать о месте регистрации лицам, имеющим гражданство России, но проживающим за границей.

Временная регистрация гражданина

Если гражданин покидает пределы своего региона сроком на три месяца и более, то постановка на воинский учет происходит условно, потому как с постоянного места регистрации он не снимается. Все что необходимо сделать — так это оповестить военкомат о месте своего пребывания. После того, как молодой человек возвратится домой, он также должен об этом оповестить военкомат.

Проведение данной процедуры не отнимает много времени, но позволит избежать гражданину неприятных ситуаций с военным комиссариатом или же штрафных санкций.

Если временное проживание гражданина в другом регионе будет продолжаться менее 90 дней, тогда оповещать военкомат об этом нет необходимости, никаких негативных действий со стороны комиссариата не последует.

Штрафные санкции за несвоевременную постановку в военкомат после смены жительства

Как уже было сказано, учет молодых людей в военкомате при смене места прописки обязан соблюдаться, если игнорировать установленное законодательство, гражданина могут ожидать неприятности в виде штрафных санкций.

Таким образом, если мужчина не предоставил в военкомат по новому месту жительства информацию о своем текущем месте пребывания, на него может быть возложена административная ответственность. Как правило, нарушение выявляется уже непосредственно после посещения молодым человеком военкомата.

Если неявка в комиссариат будет продолжаться достаточно длительный период, то гражданин может понести уголовную ответственность. Особенно это касается той категории молодых людей, которые достигли призывного возраста и в скором времени должны получить повестку в военкомат. В этом случае отсутствие достоверных данных о месте прописки может быть расценено военкоматом как попытка уклонения от службы в армии.

Ответственность за данное деяние предусмотрена согласно статье 328 Уголовного кодекса РФ.

В случае уклонения призывник может рассчитывать на:

  • Получение штрафа в 200 тысяч рублей или на величину дохода за 18 месяцев;
  • Принудительные работы сроком до двух лет;
  • Арест на полгода;
  • Лишение свободы на срок до двух лет.

Такая же ответственность может быть применима к молодым людям, которые имитируют заболевания дабы избежать службы в армии, а также при неявке в военкомат для прохождения военно-медицинской комиссии после подписания повестки без серьезных на то причин.

Если у гражданина уже имеется на руках военный билет, то весьма маловероятно, что военный комиссариат при выявлении не проживания по месту регистрации начнет активные поиски нарушителя, поскольку это является всего лишь административным правонарушением, влекущим небольшой штраф.

Что необходимо знать о первичной регистрации в военкомате?

Каждый год всех юношей, достигших 17 лет, массово ставят на воинский учет, процедура осуществляется начиная с января и заканчивая мартом. Информацию о необходимости постановки на учет получают все образовательные заведения в которых учатся допризывники.

Каждое учебное учреждение составляет на допризывника характеристику, согласно которой в дальнейшем решается судьба юноши в войсках.

После этого военный комиссариат составляет график, согласно которому все ставящиеся на воинский учет молодые люди должны пройти медицинское освидетельствование.

Если же у допризывника будет обнаружено заболевание, несовместимое со службой, то это может стать причиной полного освобождения от армии уже на данном этапе призывных мероприятий. По окончанию прохождения призывной комиссии каждый допризывник получит соответствующую категорию годности. С этого момента комиссия будет считаться пройденной, а молодой человек станет зарегистрированным в военкомате.

Ему выдадут приписное удостоверение, которое необходимо хранить как паспорт и в дальнейшем документ пригодится при поступлении в высшее учебное заведение или при трудоустройстве. Кроме того, данное удостоверение может понадобиться для регистрации по новому месту жительства, при выезде в другую страну и проч.

Таким образом, мы выяснили, нужно ли уведомлять военкомат о смене прописки. Необходимо сделать вывод, что гражданин, независимо от того, служил он в армии или является лицом призывного возраста, в обязательном порядке должен оповещать местный военкомат о выезде в другой регион на длительное время или же о смене места жительства. В случае невыполнения данных требований, молодого человека могут ожидать штрафные санкции, а в некоторых случаях даже уголовная ответственность.

Необходимо со всей ответственностью подходить к данному вопросу и тогда не возникнет проблем с военным комиссариатом.

Adblock
detector