Можно ли заменить обязательные работы штрафом

Наша законодательная база четко устанавливает, что если человек совершил некое действие, которое повлекло за собой создание общественно опасной ситуации, то против него будет установлено соразмерное наказание. Здесь все будет зависеть оттого, какие последствия правонарушения имеют место быть. Если суд определит их как тяжкие, то в качестве наказания уголовная база может установить реальный тюремный срок.

Если же последствия незначительные и особой опасности для социума не несут, то в таком случае наказание будет несколько более мягким, таким как обязательные работы.

Преступления, не представляющие большой общественной опасности

В зависимости от степени тяжести и характера общественной опасности, все правонарушения, признанные преступлениями могут быть разделены на тяжкие, особо тяжкие, менее тяжкие и не несущие серьезной опасности.

В соответствии с действующими нормами уголовного права, любое нарушения должно повлечь за собой справедливое наказание виновника. В случае с категорией тяжких нарушений, ответственность будет установлена в соответствии с УК РФ, и может быть представлена принудительными работами, тюремным заключением на конкретный срок или пожизненно и смертной казнью. Однако стоит заметить, что последняя мера ответственности в нашей стране не применяется.

В случае с преступлениями, которые не представляют большой опасности для социума, наказание будет установлено в виде денежного штрафа или незначительного ограничения свободы. Кроме того, здесь могут быть применены обязательные работы.

Назначение наказания в виде обязательных работ

Наказание в виде обязательных работ применяется в отношении правонарушителя, который совершил некие преступные деяния, которые не повлекли за собой создание общественно опасной ситуации. Этот тип уголовной ответственности заключается в исполнении виновником определенных общественно полезных работ в свободное время от учебы или основной работы.
Перечень обязательных работ можно встретить в ст.49 УК РФ, которая регулирует установление данного типа наказания для осужденных. Стоит отметить, что к обязательным работам могут быть отнесены:

  • Работы, связанные с благоустройством населенного пункта;
  • Очистка дворов или улиц от мусора;
  • Погрузочно-разгрузочные работы;
  • Прочие виды общественной работы.

В любом случае, в отношении определения исправительных работ устанавливается правило, согласно которому данный вид деятельности не требует никаких особых навыков, квалификации и знаний.

Понятие обязательных работ встречается в ст.49 УК РФ. Здесь указано, что данный тип ответственности может быть применен ко всем гражданам, которые совершили правонарушения, не повлекшие за собой никаких тяжких последствий. При этом характер работ и исполнение наказания в виде обязательных работ должны быть согласованы с муниципальными властями и исполнительными инспекциями.

Данный тип наказания может применяться исключительно в качестве основного наказания на конкретный период времени, установленный в соответствии с уголовной базой РФ. Определено, что работы могут быть установлены на срок в пределах от 60 до 240 часов, и при этом устанавливаются некоторые ограничения. В частности, нарушители отбывают обязательные работы продолжительностью не более 4-х часов в сутки, и лишь в то время, когда они свободны от основного вида деятельности или учебы.

Обязательные работы содержат в себе следующие свойства, в соответствии с которыми определяется карательный элемент этого наказания:

  • Обязательность наказания, что обеспечивает государственное принуждение к несению наказания;
  • Непрестижность работ и невозможность виновнику самостоятельно определится с их типом;
  • Исполнение трудовой повинности в свободное время;
  • Выполнение работ по месту жительства, что усилит воздействие наказания за счет возможности публичной огласки;
  • Безоплатность исполнения трудовых повинностей.

Срок и порядок исполнения обязательных работ

Обязательные работы как вид уголовного наказания устанавливается в отношении тех лиц, которые совершили преступные деяния, которые не стали причиной для возникновения общественно опасной ситуации. В нашей стране этот вид наказания появился относительно недавно, и стал применяться на практике с начала 2005 года.

В соответствии с действующими нормами, обязательные работы могут быть установлены на определенный временной отрезок, продолжительность которого составляет от 60 до 240 часов. Но при этом при отбывании данного наказания устанавливаются некоторые ограничения.

В частности, работы должны исполняться в обязательном порядке исключительно в свободное время нарушителя, когда он не находится на учебе, или же не занят по месту своей основной работы. Кроме того, имеются некоторые ограничения и относительно продолжительности отбывания наказания. Но при этом никаких разговоров об освобождении от ответственности не ведется.

В день допускается не более 4 часов рабочего времени.

  • Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ происходит следующим образом:
  • Изначально в отношении нарушителя устанавливается мера ответственности в виде работ общественно полезного назначения;
  • Потом нарушителя приглашают на профилактическую беседу, в рамках которой ему зачитывается судебный приговор и объясняются основные условия отбытия наказания;
  • Определяется продолжительность наказания в часах, а также конкретное место, где нарушитель будет отбывать повинность;
  • Формируется график отбывания наказания, с точным указанием исполняемых работ каждый день.

Замена обязательных работ штрафом

В некоторых ситуациях, когда преступление совершено несовершеннолетними гражданами, обязательные работы могут быть заменены на иной вид наказания. В частности, таковым может считаться денежный штраф.

А обязанности по его уплате в данном случае будут возложены на родителей ребенка или его официальных опекунов.

В отношении совершеннолетних нарушителей мера ответственности также может быть заменена. Однако для этого необходимо наличие некоторых обстоятельств и причин. Замена мера ответственности на штрафные санкции может быть произведена:

  • Если судебный приговор булл обжалован в установленном законом порядке, и апелляционная комиссия постановила изменить меру ответственности;
  • Если нарушитель не имеет возможности осуществлять трудовую повинность из-за проблем со здоровьем или по назначению медицинских работников;
  • Если нарушитель в одиночку воспитывает ребенка до 3-х лет;
  • Если трудовой график нарушителя составлен таким образом, что у него попросту нет свободного времени для исполнения наказания в виде обязательных работ.

Стоит отметить, что государство проводит контроль за соблюдением действующей законодательной базы, и в тех ситуациях, когда нарушитель игнорирует судебные предписания или отказывается выполнять решение суда, устанавливает дополнительную ответственность.

Ответственность за уклонение от обязательных работ

Обязательные работы устанавливаются в отношении граждан, которые совершили некие действия, классифицированные уголовным законодательством как преступления, которые не нанесли особого вреда обществу. В качестве наказания будут установлены некие непрестижные работы на конкретный срок.

Встречаются ситуации, когда нарушитель в силу тех или иных обстоятельств противится судебному решению о назначении такого наказания, как обязательные работы, и злостно игнорирует обязательность их исполнения. Если имеет место аналогичная ситуация, то против нарушителя будет возбуждено уголовное преследование, и ответственность будет изменена на более жесткую.

В частности, ч.3 ст. 49 УК РФ предусматривает, что отказ от принудительных работ в добровольном порядке может привести к заключению преступника под стражу и замене наказания на лишение свободы на определенный срок.

При этом стоит обратить внимание, что неисполнение принудительных работ будет признано тогда, когда нарушитель без уважительных причин не менее 2-храз в течении 30 дней не появляется на обязательных работах.

Неотбытый срок лишения свободы теперь можно заменить принудительными работами

Эксперты «АГ» отметили, что принятие закона, повышающего эффективность системы мер социальной адаптации осужденных, было ожидаемым для юридического сообщества. Однако то, как новые нормы будут применяться судами на практике, прогнозировать невозможно.

Вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 540-ФЗ «О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации». Как ранее писала «АГ», соответствующий законопроект был разработан Минюстом России с целью повысить эффективность системы мер социальной адаптации осужденных. В Госдуму он был внесен в мае 2017 г.

Минюст планирует предоставить заключенным возможность замены лишения свободы на принудительные работы с последующим УДО

Закон позволяет уменьшать сроки фактически отбытого наказания в виде лишения свободы, после которого возможна замена наказания принудительными работами, по сравнению со сроками, необходимыми для замены наказания более мягким или для применения условно-досрочного освобождения.

Так, для осужденных к лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести наказание может быть заменено более мягким после отбытия не менее трети срока либо же не менее четверти при замене его на принудительные работы.

Для совершивших тяжкое преступление – не менее половины срока лишения свободы либо не менее одной трети срока наказания при его замене принудительными работами. В случае совершения особо тяжкого преступления осужденный должен отбыть не менее двух третей срока наказания для замены его более мягким или же не менее половины в случае замены принудительными работами.

Согласно закону при замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в ст. 44 УК, в пределах, предусмотренных для каждого вида наказания, за исключением случаев замены лишения свободы принудительными работами в соответствии с ч. 2 ст. 80 УК.

Несмотря на то что наказание в виде принудительных работ предусмотрено в немалом количестве статей Уголовного кодекса РФ, назначают его редко

Комментируя «АГ» принятые поправки, директор юридической компании «ООО “Центр Правосудия”» Армен Восканян отметил, что подписание президентом данного закона было ожидаемым для юридического сообщества. «Принятие закона обусловлено необходимостью повышения эффективности системы мер социальной адаптации осужденных к наказанию в виде лишения свободы, и наше мнение полностью совпадает с законодателем и Президентом РФ, что замена лишения свободы при определенных условиях принудительными работами в установленных законом пределах и порядке – это именно та необходимая и ожидаемая мера», – подчеркнул он, добавив, что о достаточности принятых мер можно будет судить по оценке их результатов.

Адвокат АК «Бородин и Партнеры» Михаил Колесников, который комментировал документ на стадии разработки законопроекта, отмечал, что воспринимает предложенные изменения неоднозначно. В целом он поддержал гуманизацию уголовного законодательства и выразил убеждение, что рядовому гражданину, совершившему преступление, достаточно нескольких месяцев в исправительной колонии, чтобы у него сложилось стойкое нежелание туда вернуться. В то же время, по мнению эксперта, лиц, систематически нарушающих закон, от новых преступлений не удержит и 20-летний срок лишения свободы.

Из плюсов поправок он также отмечал возможность снижения нагрузки на исправительные колонии.

В отношении принятого закона Михаил Колесников по-прежнему считает, что расширение возможности применения такого вида наказания, как принудительные работы, является преждевременным, поскольку он применяется ФСИН России только с 1 января 2017 г. По мнению адвоката, к данному вопросу будет возможно вернуться только через несколько лет, когда в России появится достаточное количество исправительных центров, а исполнение принудительных работ будет отлажено системой ФСИН России.

В то же время, по данным ФСИН России, за минувшие два года исправительные центры и изолированные участки исправительных учреждений, функционирующие как исправительные центры, созданы в 56 субъектах Федерации, и в будущем сеть таких исправительных центров расширится. «За два года существования в них уже отбыли наказание более 2500 человек. Сейчас же наказание в виде принудительных работ отбывают свыше 1100 осужденных.

В текущем году из заработной платы осужденных удержано более 3,5 млн руб. в доход государства, возмещено более 1,8 млн руб. исковых обязательств», – сообщается на сайте ведомства.

Адвокат Омской областной коллегии адвокатов Евгений Забуга отметил, что принятый закон продолжил цикл законотворческой деятельности по гуманизации уголовного законодательства. «Как ранее отмечалось, государство тем самым создает возможность для движения осужденных по системе так называемых “социальных лифтов”», – пояснил он.

По мнению эксперта, единственное, что на данный момент невозможно прогнозировать, – применение новых норм судами, поскольку даже имеющаяся практика рассмотрения ходатайств осужденных на стадии исполнения приговоров является неоднородной и зачастую зависит от позиции высшего суда конкретного региона.

Мне назначили обязательные работы

Обязательные работы — это бесплатные общественно-полезные работы, которые назначаются по решению суда за совершение некоторых административных правонарушений.

Это один из видов наказания, предусмотренный «митинговой» статьей 20.2 КоАП, а также ст. 20.2.2 КоАП и 19.3 КоАП. Назначают его значительно реже, чем штраф или арест. Иногда подзащитные сами просят назначить это наказание, если нет денег на уплату штрафа.

В постановлении суда должны быть приведены мотивы назначения именно обязательных работ, а не другого наказания (п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28).

Как и когда назначают

Время и порядок прохождения обязательных работ назначает судебный пристав-исполнитель по месту жительства должника. По получении документов из суда он должен возбудить исполнительное производство и вынести постановление, в котором укажет, где, когда и в каком порядке надо отбывать работы.

Как правило, пристав вызывает должника на прием, чтобы вручить и разъяснить постановление, а также заполнить на должника анкету. В этой анкете пристав отразит сведения о месте регистрации и жительства, работы, учебы, контактные телефоны, наличие специальных познаний, медицинских противопоказаний, а также иных сведений, имеющих значение при отбывании обязательных работ. Лучше сходить на прием — возможно, удастся повлиять на выбор работ.

Пристав также может направить постановление по почте по месту регистрации должника.

Назначенное наказание также может отобразиться в Госуслугах (но далеко не всегда).

На практике приставы могут не выносить постановление месяцами (бывали случаи, когда работы назначали через полгода-год). На исполнительное производство закон отводит 2 года — если за это время пристав не возбудит его, или вы не успеете пройти обязательные работы по вине пристава, производство подлежит прекращению.

Приступить к работам необходимо не позднее 10 дней с момента возбуждения исполнительного производства (вынесения постановления). К сожалению, закон сформулирован именно так — а не «с момента получения должником постановления». Поэтому лучше периодически проверять статус своего исполнительного производства: звонить в службу судебных приставов (ССП) по месту вашего жительства, а также проверять, не появилась ли запись о вас в базе должников на сайте ССП — особенно перед поездкой за границу.

В каких организациях

В постановлении пристава будет указана организация, в которой надо отбывать работы, и дата, не позже которой надо туда явиться и приступить к работе.

Как правило, это муниципальные учреждения и предприятия: медицинские учреждения, образовательные организации, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, коммерческие организации (например, фабрики, заводы).

Какие работы

Примерный перечень обязательных работ указывается в приложении к соответствующему постановлению администраций муниципального образования. Как правило в нем — благоустройство территорий, строительство и ремонт дорог, уборка улиц, дворов, парков от мусора, побелка деревьев, уход за газонами, уборка общественных туалетов и свалок, расчистка тротуаров от снега, уход за больными и тому подобное.

Выбрать работы на свой вкус не получится, хотя вы можете сообщить о своих предпочтениях приставу. Исключение:

  • вы не можете выполнять данные работы по состоянию здоровья (о чем имеется медицинское подтверждение),
  • для выполнения данных работ нужны специальные познания, которых у вас нет (ч. 2 ст. 32.13 КоАП РФ).

О любых проблемах со здоровьем следует сообщить приставу заранее, чтобы он учел это при выборе организации-”работодателя».

Что подписывать при приеме на работы

Организация, в которую вас направили, должна издать приказ о приеме вас на работу, ознакомить вас под расписку с правилами внутреннего распорядка организации, техники безопасности и производственной санитарии. Никакие другие бумаги обязанности подписывать нет. Заключать срочный трудовой договор с вами организация не обязана.

Соглашение о конфиденциальности вы подписывать не обязаны.

График работ

Обязательные работы должны производиться в свободное от работы, службы или учебы время. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить отработать в течение недели меньшее количество часов. График должен быть следующий:

  • до 4-х часов в свободные от основной занятости дни. По вашему письменному заявлению судебный пристав-исполнитель вправе увеличить это время до 8 часов;
  • до 2-х часов в рабочие дни — после окончания работы, службы или учебы. По вашему письменному заявлению судебный пристав-исполнитель вправе увеличить это время до 4-х часов;

расписание устанавливает сама организация. Можно попробовать договориться с ней об удобном для вас варианте;

Начальник организации в конце дня делает отметки об отработанных часах в ежедневном табеле. Лучше это проверять — были случаи, когда организация проставляла неправильно и должник потом не мог доказать отработанное.

Условия труда

Обязательные работы выполняются на безвозмездной основе (ч. 8 ст. 32.13 КоАП РФ).

Закон предусматривает следующие обязанности должника при выполнения обязательных работ (ч. 5 ст. 32.13 КоАП РФ):

  • соблюдать правила внутреннего распорядка организации-”работодателя», трудовую дисциплину,
  • добросовестно работать на определяемых для них объектах,
  • ставить в известность пристава об изменении места жительства,
  • являться по вызову пристава.

В нормах об обязательных работах ничего не сказано про то, какие условия труда обязана обеспечить организация. Однако в силу общего запрета на унижающее достоинство человека обращение при применении мер административного принуждения (ч. 3 ст. 1.6 КоАП) и норм Трудового кодекса (ТК РФ), следует требовать, чтобы:

  • организация обеспечила работника необходимой спецодеждой в случае работы, предполагающей загрязнения, особый температурный режим и пр. (ст. 221 ТК РФ). Список работ и требуемой для них спецодежды можно посмотреть в Типовых нормах Минтруда (они обязательные).
  • работы не проводились в ночное время (с 22:00 до 06:00) применительно к категориям лиц, указанным в ст. 96 ТК РФ (родителям-одиночкам детей до 5 лет, несовершеннолетним, др.).
  • соблюдались требования охраны труда, предусмотренные ТК РФ.

Если организация-“работодатель» не выполняет вышеуказанные условия, необходимо зафиксировать все нарушения (например, снять на видео, найти свидетеля, подать и сфотографировать письменное заявление администрации), а также обратиться с письменным заявлением о данных нарушениях к приставу-исполнителю.

Это позволит вам доказать впоследствии, что ваш отказ выполнять работы был обусловлен уважительными причинами — на случай, если вас будут привлекать к ответственности за уклонение.

По той же причине, если вы не могли выполнять работы по состоянию здоровья — соберите медицинские справки и противопоказания, представьте их копии администрации и приставу, храните их на случай суда.

Окончание исполнительного производства

Организация-работодатель должна сама сдать приставам табели учета, подтверждающие отработку положенных часов. Вы можете предложить передать документы самостоятельно, если хотите ускорить процесс. По получению документов пристав должен закрыть исполнительное производство.

Можно ли выезжать за границу

Сам факт вынесения судом наказания в виде обязательных работ или даже возбуждения исполнительного производства приставом не означает, что вам нельзя выезжать за границу.

Для такого запрета пристав должен вынести отдельное постановление о временном ограничении права выезда за пределы Российской Федерации (которое пристав затем передаст в ФМС).

Такие постановления выносятся не всегда — как правило, в случае уклонения от работ. Вас должны уведомить об этом — копию постановления пристав должен направить вам на следующий же день после его вынесения. Хотя полностью полагаться на сознательность приставов не стоит — если собираетесь за границу, позвоните приставу и уточните сами.

Пока пристав не возбудил исполнительное производство (даже если он не сделал этого спустя год после суда), ограничения на выезд быть не может.

После окончания отбывания обязательных работ запрет на выезд (если его вводили) должны отменить. Правда, информация об этом не сразу доходит до ФМС (может уйти несколько недель), поэтому если нужно срочно уехать, требуйте у приставов ускорить процесс и просите документы, подтверждающие снятие ограничений.

Что будет, если уклониться от работ

Во-первых, за уклонение могут привлечь к ответственности по ч. 4 ст. 20.25 КоАП и назначить штраф до 300 000 руб. или арест до 15 суток. Это возможно, только если вы:

неоднократно отказались от выполнения работ или неоднократно не вышли на работы без уважительных причин,

неоднократно нарушили трудовую дисциплину, что подтверждено документами организации-«работодателя».

Поскольку КоАП РФ не предусмотрена возможность замены данного административного наказания другим, составление протокола и привлечение к ответственности по ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ не освобождают должника от обязанности дальнейшего отбывания обязательных работ.

Если по ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ назначат арест, судебный пристав-исполнитель вынесет постановление об отложении исполнения обязательных работ.

Во-вторых, если вы не выходите на обязательные работы, не появляетесь по месту регистрации и не являетесь по вызову пристава, пристав может объявить вас в розыск (ч. 3 ст. 65 Закона об исполнительном производстве).

В-третьих, пристав с большой вероятностью ограничит ваш выезд за границу.

О красочном опыте прохождения обязательных работ другими задержанными на акциях вы можете почитать на нашем сайте тут .

Кому и при наличии каких обстоятельств уголовное наказание в виде штрафа подлежит замене на обязательные работы?

Главная Профессиональные новости Кому и при наличии каких обстоятельств уголовное наказание в виде штрафа подлежит замене на обязательные работы?

Уголовное наказание в виде штрафа может быть заменено обязательными работами при наличии совокупности следующих условий:
1) штраф является основным видом наказания;
2) установлены признаки злостного уклонения от уплаты штрафа;
3) отсутствуют ограничения, установленные ч. 4 ст. 49 УК РФ;
4) не истекли сроки давности обвинительного приговора;
5) соблюдены требования ст.

103 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве).
Согласно ч. 1 ст.

46 УК РФ штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ. В соответствии с ч. ч.

1 и 3 ст. 31 УИК РФ осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить его в течение 60 дней со дня вступления приговора суда в законную силу или первую часть штрафа с рассрочкой выплаты в этот же срок.
В соответствии с ч.

5 ст. 46 УК РФ в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется другим видом наказания в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК РФ.
Согласно ч.

1 ст. 32 УИК РФ злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф или часть штрафа в случае, если штраф назначен с рассрочкой выплаты, в течение 60 дней со дня вступления приговора в законную силу. Из содержания и смысла названной нормы следует, что злостное уклонение от уплаты штрафа предполагает нежелание его уплаты при наличии у должника реальной финансовой возможности выполнить это обязательство либо намеренное создание препятствий для обращения взыскания на заработную плату и связанный с этим отказ должника от трудоустройства (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за второе полугодие 2011 года»).

В случае неуплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, принимаются меры по принудительному взысканию штрафа (ст. 103 Закона об исполнительном производстве). Правило о замене уголовного наказания в виде штрафа другим видом наказания в данном случае не применяются (п.

5.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 N 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора»).
Исходя из этого, при решении вопроса о признании лица злостно уклоняющимся от уплаты штрафа обстоятельством, имеющим правовое значение и подлежащим доказыванию, является установление имущественной состоятельности должника, позволяющей ему выплатить штраф. Наличие объективных препятствий для уплаты штрафа не является основанием для его замены более строгим видом наказания.

Между тем, по смыслу закона, установление других условий, кроме неуплаты штрафа в срок (например, неоднократное предупреждение осужденного судебными приставами-исполнителями о возможности замены штрафа другим наказанием, отобрание у него объяснений о причинах неуплаты штрафа, представление сведений об имущественном положении осужденного и источниках его доходов), для признания осужденного злостно уклоняющимся от уплаты штрафа не требуется. Сам по себе факт отсутствия у осужденного денежных средств не может признаваться уважительной причиной для неуплаты штрафа в срок. К уважительным причинам закон относит такие появившиеся после постановления приговора обстоятельства, вследствие которых осужденный лишен возможности уплатить штраф в срок (например, утрата дееспособности, нахождение на лечении в стационарном лечебном учреждении, утрата заработка или имущества вследствие обстоятельств, которые не зависели от лица) (абз.

4 п. 5.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 N 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора»).
Не допускается замена уголовного наказания в виде штрафа обязательными работами вопреки ограничениям, установленным ч.

4 ст. 49 УК РФ. Так, в силу указанной нормы обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (Постановление Президиума Кемеровского областного суда от 18.06.2018 по делу N 44у-94/2018).

Таким образом, замена штрафа на один из видов указанных наказаний при наличии названных ограничений повлечет незаконность вынесенного судебного решения.
В соответствии с ч. 1 ст.

83 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, освобождается от отбывания наказания, если вступивший в законную силу обвинительный приговор суда не был приведен в исполнение в сроки, установленные ч. 1 указанной статьи. Так, истечение срока давности исполнения обвинительного приговора является самостоятельным основанием для прекращения производства по представлению судебного пристава-исполнителя о замене уголовного наказания в виде штрафа обязательными работами (Постановление Президиума Верховного суда Республики Хакасия от 27.07.2017 по делу N 44у-63/2017).

При разрешении вопроса о замене штрафа другим видом наказания суду следует проверять соблюдение предусмотренных Законом об исполнительном производстве требований исполнительного производства, в частности: факт вручения судебным приставом-исполнителем осужденному постановления о возбуждении исполнительного производства (ч. 7 ст. 103 Закона об исполнительном производстве), указание в постановлении о возбуждении исполнительного производства срока для добровольного исполнения требования об уплате штрафа (ч.

5 ст. 103 Закона об исполнительном производстве), разъяснение в постановлении последствий неуплаты штрафа в указанный срок (ч. 6 ст.

103 Закона об исполнительном производстве).
Согласно ч. 7 ст.

103 Закона об исполнительном производстве постановление о возбуждении исполнительного производства вручается должнику лично не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Должник может быть вызван в подразделение судебных приставов для вручения ему постановления. Невыполнение судебным приставом-исполнителем указанных требований влечет невозможность рассмотрения представления о замене уголовного наказания в виде штрафа обязательными работами (Постановление Президиума Верховного суда Республики Хакасия от 27.07.2017 по делу N 44у-63/2017, Постановление Президиума Волгоградского областного суда от 22.03.2017 N 44у-31/2017).

При рассмотрении представления судебного пристава-исполнителя о замене уголовного наказания в виде штрафа обязательными работами необходимым условием является извещение лица, в отношении которого рассматривается представление. Неявка не извещенного надлежащим образом осужденного является препятствием для рассмотрения представления судебного пристава-исполнителя, поскольку указанное обстоятельство лишает осужденного возможности заявлять ходатайства, давать объяснения по представлению, а также излагать свою позицию суду (п. 7.5.4 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор кассационной практики судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за первое полугодие 2012 года»).

При определении вида и срока наказания, которым заменяется штраф в случае злостного уклонения от его уплаты, следует принимать во внимание размер назначенного штрафа и той его части, которая не уплачена осужденным (абз. 3 п. 5.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 N 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора»).

Срок наказания, которым заменяется штраф, не может превышать верхнего предела соответствующего вида наказания, установленного санкцией статьи Особенной части УК РФ, если такой вид наказания предусмотрен соответствующей нормой. Нижний предел наказания, которым заменяется штраф, в этом случае не может быть ниже низшего предела соответствующего вида наказания, установленного санкцией статьи Особенной части УК РФ (п. 5.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 N 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора»).

Между тем Пленум Верховного Суда РФ в абз. 3 п. 5.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 N 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора» разъяснил, что суд прекращает производство по представлению, если после его внесения возникли обстоятельства, препятствующие дальнейшему производству по представлению (например, уплата осужденным штрафа, в том числе в ходе рассмотрения судом представления).

Таким образом, исполнение осужденным назначенного судом наказания в виде штрафа исключает возможность удовлетворения требований судебного пристава-исполнителя.

Материал статьи взят из открытых источников

Общая информация

Согласно статья 49 УК РФ, суть этих работ заключается в том, что осужденный по приговору суда не лишается свободы, он продолжает учиться или работать, проживает на прежнем месте, но в свободное от работы или другой повседневной деятельности обязан бесплатно выполнять общественно-полезные работы.

Суд, вынося приговор, не указывает в нем, какими именно работами должен заниматься осужденный. За него это решают органы местного самоуправления, которые согласуют разнарядку для осужденного вместе с уголовно-исправительной инспекцией.

Как правило, те работы, которые предстоит выполнять осужденному, связаны с благоустройством населенного пункта, где он проживает.

Ему придется убирать мусор, заниматься земляными работами, осуществлять озеленение, высаживать саженцы, принимать участие в ремонте дорог, мостов, домов.

Естественно, что здесь не идет речь ни о какой сложной и ответственной работе. Осужденный будет выполнять все работы, которые могут поручить разнорабочим. Она неквалифицированная и тяжелая.

Сюда относится уборка территории возле многоквартирных домов, а также лестничных площадок в подъездах этих домов, очистка подвалов и чердаков. Осужденного могут заставить ремонтировать такие системы коммунального хозяйства, как канализации, а также системы водоснабжения. На него могут возложить и погрузочно-разгрузочные работы.

Если осужденный нигде не учится и не работает, это не означает, что к нему не может быть применен данный вид наказания. В ходе судебных заседания суд обязан будет установить его трудоспособность. Может оказаться, что он не может выполнять определенные виды тяжелых работ по состоянию здоровья.

В таком случае, к нему будет применен другой вид наказания.

Особенности

Особенности этого вида наказания заключаются в том, что, во-первых, оно позволяет осужденному не отрываться от общества.

Его повседневная жизнь претерпевает небольших изменений, которые касаются необходимости выделять некоторое время на выполнение обязательных работ.

Во-вторых, осужденный, отбывая обязательные работы, как будто меняет время пребывания в местах лишения свободы на время отбывания на обязательных работах. При чем, для него действует весьма выгодный тариф: 8 часов таких работ за день лишения свободы.

Но очевидно, что оставшиеся 16 часов в тюрьме, которые бы осужденный мог бы проводить после работы, отдыхом и приятным времяпрепровождением не назовешь.

Кому назначаются?

Данное наказание назначается лицам, совершивших уголовно-наказуемое деяние небольшой и средней тяжести.

Но их запрещено назначать для следующих категорий лиц:

  • женщинам, которые находятся на любом сроке беременности, а также у которых есть дети до трех лет;
  • лицам с инвалидностью первой группы;
  • призывникам, которые проходят срочную службу, а также военнослужащим-контрактникам, которые на момент назначения наказания не закончили назначенный им срок службы.

На какой срок?

Выше указывалось, что суд, вынося приговор, не указывает вид обязательных работ. В приговоре устанавливается только их размер.

Минимальный размер, на который может рассчитывать подсудимый — 60 часов этих работ, максимальный – 480 часов.

Если суд устанавливает срок этих работ по совокупности различных преступлений, то конечный размер работ не может быть выше, чем это установлено в Уголовном Кодексе. Если в приговоре количество часов обязательных работ будет больше, чем 480 часов, то данный приговор будет считаться незаконным.

Adblock
detector