Наталья Конарева: «Национальное воспитание немыслимо без изучения языка своего народа»

В ОП КБР по инициативе комиссии по культуре и СМИ обсудили вопрос о сохранении и развитии языков народов КБР с участием представителей профильных ведомств, общественных организаций республики.

По информации министерства просвещения, науки и по делам молодёжи КБР, на федеральном уровне принята Концепция преподавания родных языков и литератур, представляющая собой систему государственных подходов к решению основных проблем преподавания родных языков народов России в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. На ее основе Минпросвещения КБР разрабатывается Концепция преподавания родных языков и литератур в Кабардино-Балкарской Республике. Во всех общеобразовательных организациях республики изучение родного языка и литературы, географии КБР, истории КБР, культуры народов КБР является обязательным и проводится по различным программам и учебным пособиям. В настоящее время для организации этнокультурного образования используются 92 учебных и 50 учебно-методических пособий. За 2017, 2018 и 2019 годы объем издательской продукции учебно-методической литературы составил более 150 наименований. В учебном процессе по предметам этнокультурной направленности задействовано 927 учителей.

По данным органов управления образованием городских округов и муниципальных районов республики, в 2018-2019 учебном году организовано изучение:

• на уровне начального общего образования: кабардино-черкесский язык и литературу изучают в группе для владеющих языком 28319 обучающихся, в группе для начинающих – 5600 обучающийся; балкарский язык изучают в группе для владеющих языком 5318 учеников, в группе для начинающих – 1061 обучающийся;

• на уровне основного общего образования: кабардино-черкесский язык и литературу изучают в группе для владеющих языком 25616 обучающихся, в группе для начинающих – 8080 обучающихся; балкарский язык изучают в группе для владеющих языком 5178 учеников, в группе для начинающих – 693 обучающихся;

• на уровне среднего общего образования: кабардино-черкесский язык и литературу изучают в группе для владеющих языком 5183 обучающихся, в группе для начинающих – 706 обучающихся. Балкарский язык изучают в группе для владеющих языком 1322 ученика, в группе для начинающих 186 обучающихся.

На изучение родных языков и литератур с 1 по 9 класс, соответственно, по классам отводится по 3 часа в неделю, в 10-11 классах по 2 часа в неделю.

Выступающие отметили, что результативность и эффективность преподавания родных языков отражается также в участии педагогов и обучающихся в конкурсных мероприятиях и олимпиадах. Так, в 2018-2019 учебном году в олимпиаде по родным (кабардино-черкесский, балкарский) языкам и литературам приняли участие 6220 обучающихся (школьный, муниципальный, республиканский этапы). Общий охват детей на кабардино-черкесском языке составил 3220 обучающихся, на балкарском – 1790 обучающихся. В 2019 году республиканский этап олимпиады по родным языкам среди обучающихся 9-11 классов выявил 6 победителей и 53 призера среди 163 детей.

Актриса Кабардино-Балкарского драматического театра им. А. Шогенцукова, член Палаты Марина Мисостишхова сделала акцент на значительной роли в успешной реализации закона «О языках народов КБР» учреждений культуры республики. По ее словам, республиканский фестиваль балкарской народной песни им. О.Отарова, фестиваль адыгской народной песни им. З.Кардангушева, Северо-Кавказский фестиваль юмора имени народных артистов России Али Тухужева и Куны Дышековой, межрайонные праздники дружбы, обменные концерты, способствующие знакомству с культурой и языком народов Кабардино-Балкарии, и другие традиционные мероприятия пользуются огромной популярностью у гостей и жителей республики. «Языки народов КБР успешно популяризируются посредством сценического искусства на сценах государственных театров КБР: Кабардинского, им. А.Шогенцукова, Балкарского,им. К.Кулиева, Русского драматического театра им. М.Горького, музыкального театра КБР и республиканского театра кукол, в репертуары которых включены постановки на языках народов КБР. Приятно отметить, что наш зритель значительно «помолодел», а это значит, что наша молодежь все больше значения придает национальной культуре, в том числе — родным языкам», — резюмировала М.Мисостишхова.

Говоря об актуальности темы, заместитель председателя комиссии Наталья Конарева напомнила участникам встречи, что вопросы сохранения языков постоянно присутствуют в повестке дня пленарных заседаний, круглых столов и других мероприятий Палаты: «Это ключевые вопросы, именно с них начинается решение глобальных проблем. Родной язык – это ценность народа, которая формировалась веками как одна из форм духовного наследия. Мы уверены, что национальное воспитание немыслимо без изучения истории своего народа, языка своего народа. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения должно базироваться на общечеловеческих ценностях, принятых в обществе на протяжении многовековой истории, а примерами должны служить выдающиеся исторические личности, внесшие весомый вклад в развитие культуры и искусства, сохранение мира в республике. Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению на родном языке, сколько воспитываем личность — гармоничную, и, как того требует жизнь, социально-адаптированную», — подчеркнула член Палаты.

Результаты обсуждения будут включены в ежегодный общественный мониторинг исполнения рекомендаций Общественной палаты КБР.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector