Не все положения законопроекта об изменении системы независимой оценки качества оказания услуг в социальной сфере направлены на ее совершенствование

Общественной палатой КБР проведена общественная экспертиза законопроекта о внесении измененийв отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания. По результатам экспертизы члены Палаты пришли к выводу, что не все положения законопроекта направлены на совершенствование системы независимой оценки качества оказания услуг в указанных сферах (далее – НОК).

Законопроект предлагает признать утратившими силу положения действующего законодательства, которые предусматривают возможность возложения по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления функции по проведению НОК на существующие при них общественные советы. Предлагаемое изменение представляется нецелесообразным. НОК – это одна из форм общественного контроля, а общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, при органах государственной власти субъектов РФ являются субъектами общественного контроля в соответствии со ст. 9 ФЗ об основах общественного контроля и вполне могут осуществлять НОК, если они сформированы таким образом, который исключает конфликт интересов. По мнению экспертов, в указанные нормы должны быть внесены изменения, предусматривающие возможность возложения на них функции по проведению НОК по решению Общественной палаты РФ и региональных общественных палат.

Законопроект наделяет правом участия в формировании общественных советов в различных отраслях социальной сферы разный круг общественных объединений. В одних случаях это только общественные организации, в других – только общественные организации в данной отрасли социальной сферы, в третьих – все общественные организации в данной отрасли социальной сферы. «Причины такого расхождения участия общественных объединений в формировании общественных советов в разных отраслях социальной сферы непонятны, не обоснованы и в пояснительной записке не раскрываются. Это нарушает права граждан на участие в управлении делами государства через осуществление общественного контроля, сужает социальную базу для формирования общественных советов в отдельных отраслях социальной сферы, затрудняя их формирование. Необходимо установить единую социальную базу для формирования общественных советов во всех отраслях социальной сферы. Представляется, что все общественные объединения, независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности, должны обладать правом участия в формировании общественных советов», – отметил член ОП КБР Тимур Гуппоев.

Предлагаемую законопроектом передачу функции по организации проведения НОК муниципальных организаций органам исполнительной власти субъектов эксперты посчитали целесообразной, учитывая ограниченность кадрового и финансового ресурсов органов местного самоуправления. «Однако они не должны быть полностью исключены из отношений по проведению НОК, – подчеркнула заместитель руководителя Аппарата ОП по правовым вопросам Людмила Маирова. – В органы местного самоуправления должна направляться информация о проведении НОК оказания услуг муниципальными организациями и ее результатах, которая должна рассматриваться ими и учитываться при выработке мер по совершенствованию деятельности муниципальных организаций, оценке деятельности их руководителей, а также размещаться на их официальных сайтах с указанием принятых мер, что не предусматривается рассматриваемым законопроектом». Также Маирова отметила, что привлечь руководителей муниципальных организаций к ответственности за непринятие мер по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения НОК, в соответствии с трудовым законодательством, что предусматривается законопроектом, могут только органы местного самоуправления, выступающие в качестве учредителей этих организаций и в качестве работодателей для их руководителей. Органы местного самоуправления также должны обеспечивать техническую возможность выражения мнений граждан о качестве оказания услуг. Изменения, предлагаемые законопроектом, исключают такую обязанность органов местного самоуправления, оставляя при этом такую обязанность, например, за медицинскими организациями.

По мнению члена ОП Расула Караева, предлагаемая законопроектом замена критериев «удовлетворенность качеством оказания услуг», «удовлетворенность оказанными услугами» неравнозначным им критерием «удовлетворенность условиями оказания услуг» искажает саму суть НОК. «При удовлетворенности условиями оказаниями услуг сама услуга может быть оказана некачественно и иметь место неудовлетворенность граждан оказанными услугами», ‒ отметил Караев.

В числе положительных изменений, предлагаемых законопроектом, члены ОП КБР назвали наделение ОП РФ по предложению соответствующих федеральных органов исполнительной власти и региональных общественных палат по предложению органов государственной власти субъектов РФ полномочиями по формированию общественных советов по проведению НОК; дополнением критериев НОК доступностью услуг для инвалидов.

В целом эксперты сошлись во мнении, что редакция законопроекта недостаточна для регулирования отношений по проведению независимой оценки вследствие имеющихся в нем недостатков и требует технико-юридической доработки.

Полный текст экспертного заключения направлен в Общественную палату РФ.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector