Необходим отдельный федеральный закон, регулирующий особенности создания и деятельности ТОС

Такое заключение сделали в Общественной палате КБР по результатам экспертизы предлагаемых изменений в отдельные законодательные акты РФ.

В Общественной палате КБР провели общественную экспертизу законопроекта, устанавливающего особенности регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации.

Эксперты пришли к выводу, что отнесение ТОС к общественным организациям повлекло пробелы в правовом регулировании по многим отношениям, связанным с их организацией и деятельностью, многие нормы ГК РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях» стали не просто конкурирующими, а часто и взаимоисключающими.

Согласно пп. 2 и 5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (ФЗ № 131), отношения по территориальному общественному самоуправлению осуществляются посредством собраний или конференций гражданами, достигшими 16 лет. Это противоречит ГК РФ, не предусматривающей возможности для лиц, достигших возраста 16 лет, быть членами организаций, кроме кооперативов. В то же время«Об общественных объединениях» устанавливает, что членами и участниками общественных объединений, следовательно, и общественных организаций, могут быть граждане, достигшие 18 лет.

Согласно ФЗ № 131, собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста, а конференция — если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. По мнению председателя ОП Хазратали Бердова, органы местного самоуправления не в состоянии проверить соблюдение указанных требований, поскольку не располагают информацией о количестве лиц, проживающих в соответствующих территориальных границах, достигших 16-летнего возраста. Не имеют такой возможности и сами инициаторы создания ТОС или сформированные органы ТОС, т.к. соответствующая информация не может быть предоставлена в силу запрета в законе или отсутствия необходимых сведений у каких-либо органов и организаций.

Член ОП Тимур Гуппоев обратил внимание, что в зависимости от территориальной сферы деятельности общественные объединения подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные ( ФЗ «Об общественных объединениях»). Местное общественное объединение осуществляет деятельность в пределах территории органа местного самоуправления. Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения и меньше территории муниципального образования (, ФЗ № 131). Таким образом, ТОС невозможно отнести к какому-либо виду указанных общественных объединений.

Серьезной проблемой в связи с отнесением ТОС к общественным организациям член Палаты Юрий Колесников назвал вопрос финансирования их деятельности за счет средств местного бюджета, что не предусматривается ФЗ «Об общественных объединениях». В то же время, согласно ФЗ № 131, органы ТОС могут осуществлять отдельные виды хозяйственной деятельности за счет средств граждан и на основании договора на передачу полномочий органов местного самоуправления органам ТОС с использованием средств местного бюджета. Условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (ч. 11 ст. 27 ФЗ № 131). Законопроектом не решается также вопрос о возможности проведения самообложения на территории осуществления деятельности ТОС.

Члены ОП КБР считают необходимым внести изменения в ГК РФ и исключить ТОС из числа общественных организаций, закрепив ТОС в качестве самостоятельной организационно-правовой формы НКО по аналогии с товариществом собственников недвижимости, общественными движениями и др., установив особенности их организации и деятельности. Это обеспечит выполнение поручения Президента РФ об установлении особенностей регулирования ТОС именно как некоммерческой организации, а не как одного из видов общественной организации.

«Для уточнения порядка создания, реорганизации и ликвидации ТОС, конкретизации финансово-экономических основ их деятельности представляется целесообразным принять отдельный федеральный закон, комплексно регулирующий соответствующие отношения, а не внесение фрагментарных изменений в законодательство. Необходимо также устранить противоречия, имеющиеся в гражданском законодательстве, в правовом регулировании деятельности общественных объединений. По изложенным причинам предлагаемый законопроект не позволяет обеспечить выполнение поручения Президента РФ о внесении в законодательство РФ изменений, предусматривающих установление особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации», — заключил Бердов.

Заключение по результатам общественной экспертизы законопроекта направлено в Общественную палату России.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector