Норма о добровольности изучения родных языков несет в себе высокий риск конфликтогенности

В Общественной палате КБР подвели итоги общественного обсуждения предлагаемых изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» Общественная палата КБР организовала общественное обсуждение проекта федерального закона от 10.04.2018 № 438863-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части введения нормы о добровольном изучении родных языков). К участию в нем были приглашены все заинтересованные: представители профессиональных и социальных групп, в том числе лица, права и законные интересы которых затрагивают или могут затронуть последствия принятия указанного законопроекта.

Ознакомиться с законопроектом и высказать свое мнение мог любой желающий на официальном сайте ОП КБР. Граждане и общественные объединения могли направлять свои замечания и предложения по электронной почте Палаты с пометкой «К законопроекту о языках».

Вопрос о возможном введении нормы о добровольном изучении родных языковв российское образовательное законодательствобурно обсуждался во всех национальных регионах России, в Конституциях которых закреплен государственный статус родных языков.

В Общественную палату КБР поступили обращения отКоординационного совета адыгских общественных объединений КБР, инициативной группы «За сохранение родных языков в обязательной части учебных планов общего образования», а также группы деятелей науки, образования, культуры КБР (всего 137 подписей).

Один из инициаторов обращения – член ОП КБР, председатель Кабардино-Балкарского общественного движения «Координационный совет адыгских общественных объединений» Желяби Калмыков выразил твердое убеждение в том, что родные языки титульных народов субъектов РФ должны оставаться государственными и изучаться в школах в полном объеме, а не по остаточному принципу.

«Авторы законопроекта необоснованно русскому языку противопоставляют родные языки нерусских народов, чтобы создать видимость, как будто есть проблемы с изучением и знанием общегосударственного языка гражданами РФ. Мы никогда не сомневались в статусе русского языка как общегосударственного и необходимости его изучения всеми школьниками. Однако преследуемая авторами этого документа цель ‒ лишение молодого поколения своей национальной и языковой идентичности, неизбежно породит поколение манкуртов, готовых воспринять радикальные идеологии. Такая ситуация будет являться настоящей угрозой национальной безопасности России», — заключил Калмыков.

Члены инициативной группы «За сохранение родных языков в обязательной части учебных планов общего образования» отметили важность сохранения действующих законодательных норм, регулирующих вопросы в языковой сфере, и проработки механизмов их реализации в системе общего образования, в том числе в отношении государственных языков республик в составе Российской Федерации. «Считаем, что для такой многонациональной страны, как Российская Федерация, где постоянно декларируются и поддерживаются принципы равенства языков и свободного их развития, данное законодательное предложение подрывает базисные основы уважительных межнациональных отношений, ставит под удар сохранение языков народов России и нивелирует конституционное право республик на полноценное функционирование своих государственных языков. «Необдуманный законопроект, разработанный узким кругом депутатов Госдумы, без проведения самой широкой дискуссии с представителями регионов, в потенциале может быть опасным документом ‒ причиной размежевания нашего общества, разделения его на воюющие или, как минимум, враждебно настроенные друг к другу этнические страты», — подчеркивается в обращении.

По мнению Мухамеда Хафицэ, председателя Комиссии по культуре и СМИ Общественной палаты КБР, тхамады Общественной организации кабардинского народа «Адыгэ Хасэ», ни у кого (в том числе у высшего политического руководства Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации) не должно быть сомнений в том, что законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части добровольного изучения родных языков), в случае его принятия, станет законом этноцида нерусских коренных народов Российской Федерации.

Мнение своего коллеги поддержал заместитель председателя Общественной палаты КБР Жамал Аттаев: «Считаю, что сейчас, когда национальные языки и без того находятся в критическом положении, принятие подобного правового акта будет иметь весьма негативные последствия».

Многочисленные обращения, поступившие в Общественную палату, и публикации в социальных сетях выразили единодушное мнение о неприемлемости принятия законопроекта в предлагаемой редакции.

Комментируя обсуждаемый законопроект, председатель ОП КБР Хазратали Бердов отметил: «В целом поддерживая идею сохранения баланса реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения и возможности изучения государственных языков республик, считаю, что положения законопроекта не являются оптимальными для достижения указанного баланса. Предлагаемый законопроект противоречит статье 68 Конституции Российской Федерации, принципам национальной политики, закрепленным в Законе Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», Закону Кабардино-Балкарской Республики «Об образовании». Предлагаемая модель добровольного изучения государственных языков республики означает возвращение к факультативному образованию, которое ранее уже привело к существенному снижению уровня знания родных языков. Полагаю, что следует сохранить модель, действующую сегодня в Кабардино-Балкарии, когда изучение родных языков является обязательным только для носителей языка».

Большинством участников общественного обсуждения одобрены следующие выводы и рекомендации:

  1. Предлагаемый законопроект противоречит статье 68 Конституции Российской Федерации, принципам национальной политики, закрепленным в Законе Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», Закону Кабардино-Балкарской Республики «Об образовании».
  2. Внесение законопроекта на рассмотрение в Государственную Думу стало детонатором недовольства и активного протеста общественности не только в Кабардино-Балкарской Республике, но и в других национальных республиках Российской Федерации. Его принятие в предложенной редакции в многонациональной стране несет в себе высокий риск конфликтогенности, способствует мобилизации протестных настроений, а также порождению недоверия к национальной политике государства в целом.
  3. В Кабардино-Балкарской Республике никогда преподавание родных языков (кабардинского и балкарского) не осуществлялось в ущерб общегосударственному русскому языку. В соответствии с республиканским законодательством изучение родных языков является обязательным только для носителей языка.
  4. Считаем целесообразным внести в проект закона изменения, предусматривающие для носителей языка изучение родных языков в обязательной части учебной программы общеобразовательных учреждений, а для представителей других этнических групп ‒ на добровольной основе.

Протокол общественного осуждения законопроекта размещен на сайте ОП КБР в разделе «Общественный контроль».

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector