Новый подход к расчёту величины прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда

обсудили члены Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Проект федерального закона № 1027748-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и статья 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» предусматривает с 2021 года новый подход к расчёту величины прожиточного минимума (ПМ) и минимального размера оплаты труда (МРОТ). В отличие от понимания ПМ как стоимостной оценки потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов,ПМ определяется как минимально необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина. Предлагается устанавливать на федеральном уровне ПМ с учетом медианного среднедушевого дохода, а МРОТ – с учетом медианной заработной платы и не ниже ПМ. Медианный доход – это величина дохода, относительно которой у половины населения доходы выше, а у половины – ниже. «При таком подходе ПМ будет зависеть от уровня доходов большинства граждан и повышаться по мере того, как растут доходы населения страны, — отметил член Палаты Расул Караев, — «Определение медианной заработной платы законопроект не предусматривает. Очевидно, это заработная плата которая определяется по тем же критериям, что и медианный доход, то есть это размер заработной платы, относительно которого у половины работников заработная плата выше, а у половины – ниже».

Величина ПМ будет устанавливаться на душу населения в целом по РФ ежегодно Правительством РФза предыдущий год (сейчас — ежеквартально) и приравниваться к 44,2% от медианного среднедушевого дохода за прошлый год и не может быть ниже величины ПМ, установленной на текущий год. В Организации экономического сотрудничества и развития, в которую Россия намерена вступить, под уровнем бедности понимается доля жителей с доходом ниже 50% от медианного. В статистике ЕС используется критерий 60% медианного дохода. Таким образом, предлагаемый критерий бедности в России (44,2% медианного дохода) не соответствует критериям, используемым в развитых странах, а лишь приближает к ним, несмотря на указание в пояснительной записке, что при определении величины соотношения ПМ и медианного дохода предлагается исходить из международных стандартов европейских стран. При этом пояснительная записка, по мнению членов ОП КБР, не содержит обоснования предлагаемого соотношения ежегодно устанавливаемого ПМ к медианному среднедушевому доходу.

По основным группам населения (трудоспособные, пенсионеры и дети) ПМ будет рассчитываться в процентном соотношении к общему ПМ, а не по отдельности как сейчас. Законопроект предлагает установить соотношение величины ПМ трудоспособного населения и величины ПМ на душу населения для трудоспособных 109%, для пенсионеров — 86%, для детей — 97%. Почему предлагаются именно такие соотношения, в пояснительной записке не обосновывается. Между тем, потребности пенсионеров (в том числе расходы на медицинскую помощь, уход, лекарства), а также на детей, которых родители обязаны содержать, дать образование, вряд ли ниже расходов трудоспособных граждан.

Величину МРОТ предлагается установить в размере 42% медианной заработной платы и не ниже ПМ трудоспособного населения на очередной год.Учитывая, что медианный среднедушевой доход будет ниже, чем медианная зарплата, МРОТ не будет менее ПМ. На начало августа 2020 года при средней заработной плате 45 тысяч рублей по стране, медианная заработная плата составляет 35 тысяч (до вычета НДФЛ), что на 25% ниже, чем среднеарифметическое. Следует отметить, что МРОТ мало влияет на реальный размер оплаты труда. Законодательство не предусматривает обязательного повышения заработной платы всем работникам вследствие повышения МРОТ.

«Предлагаемый подход к расчету ПМ следует рассматривать не как средство борьбы с бедностью, а как более корректный показатель, который в большей степени отражает реальные доходы населения и общий уровень обеспеченности населения, чем средний доход», — резюмировал член ОП КБР Доти Бажев.

По итогам обсуждения члены ОП КБР решили, что законопроект подлежит доработке по соотношению ПМ с медианным среднедушевым доходом, показателям ПМ по основным социально-демографическим группам, соотношению МРОТ с медианной заработной платой и тщательному их обоснованию в пояснительной записке. Также, в соответствии со ст. 35.1 Трудового кодекса РФ законопроект подлежит обсуждению сторонами социального партнёрства. Сведений о таком обсуждении и его результатах пояснительная записка не содержит.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector