Общественники Кабардино-Балкарии настаивают на сохранении и развитии кадетского образования в республике

Проблемы и перспективы развития кадетского образования в Кабардино-Балкарской Республике стали предметом обсуждения совместного заседания Совета Общественной палаты КБР и Комитета Парламента КБР по образованию и науке. Инициаторами рассмотрения данного вопроса выступили комиссии ОП КБР по молодежной политике, спорту и патриотическому воспитанию и по образованию и науке.

Начальник отдела социальной защиты детства и коррекционного образования Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР Мадина Стёпина рассказала, что в настоящее время получение кадетского образования укладывается в рамки обучения по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами. Нормативно-правовое регулирование кадетского образования в республике осуществляется в рамках ст. 86 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», а также Закона КБР «Об образовании».

В Кабардино-Балкарии кадетское движение зародилось в 2009 г., а в течение 2012-2014 гг. распоряжениями Правительства КБР созданы и работают 3 государственных кадетских школы-интерната: № 1 в с.п. Атажукино, № 2 в с.п. Бабугент, № 3 в г.о. Прохладный. В них обучаются и воспитываются 469 мальчиков с 5 по 11 классы – это, в основном, ребята из многодетных, малообеспеченных и неполных семей, сироты. Учебно-воспитательный процесс сопровождают 111 педагогических работников, из них 39 офицеров-воспитателей. Кроме того, в общеобразовательных школах Урванского, Чегемского, Прохладненского муниципальных районов и г.о. Прохладный открыты 8 кадетских классов, в которых обучаются 174 кадета, в том числе 67 девочек и 107 мальчиков.

Педагогические коллективы кадетских школ-интернатов осуществляют целенаправленную деятельность по созданию условий для разностороннего развития личности обучающихся, их социальной профессиональной адаптации, развития творческих способностей, формированию чувства патриотизма, готовности служить Отечеству на гражданском и военном поприще.

Площади и материальная база кадетских школ-интернатов в целом позволяют создать необходимые условия для обучения, воспитания, военной подготовки, проживания, охраны жизни и здоровья кадет. Имеются учебные и спальные корпуса, столовые и медицинские пункты, оснащенные необходимой мебелью и другим оборудованием. Вместе с тем, по словам Степиной, существует и ряд проблем в материально-техническом обеспечении кадетских учреждений. Все здания 1950-60-х годов постройки, при этом капительный ремонт там не проводился ни разу.

Результаты общественного мониторинга состояния кадетского образования в Кабардино-Балкарии представила заместитель председателя Комиссии ОП КБР по молодежной политике, спорту и патриотическому воспитанию Мария Котлярова, которая уже не первый год занимается данной темой и знает не понаслышке о существующих на сегодняшний день проблемах в сфере кадетского образования.

«Кадетское образование, по глубокому убеждению всех членов экспертной группы, является адекватной и емкой формой воспитания патриотов Родины, а значит, тех граждан, которые будут осознавать свою неотъемлемость от страны и потребность переживать вместе с ней ее успехи и трагические моменты», – сказала Котлярова. Она привела данные соцопроса, проведенного социологической лабораторией КБГУ, который охватил 1500 студентов и старшеклассников всех районов республики и г. Нальчика. Молодых людей попросили ответить, что есть Родина? Из числа опрошенных 49,04% своей Родиной считают КБР; 46,52% – РФ; свой дом и семью – 40,38%; свой город, село – 26,11%; весь мир – 10,21%; вообще нет понятия Родины – у 2,44% и затруднились с ответом – 2,37%.

Мария Котлярова также акцентировала внимание участников заседания на проблемах регионального уровня, главной из которых является отсутствие финансирования на ремонт и содержание имущества кадетских школ-интернатов, приобретение мягкого инвентаря, основных средств, медикаментов, форменной одежды, ГСМ, оплату медицинских осмотров, техосмотра и страхования автотранспорта. В результате мониторинга выяснилось, что средства на счета кадетских школ-интернатов Минфином КБР перечисляются с постоянной задержкой. Продукты питания приобретаются в долг, зачастую поставщики отказываются работать без своевременной оплаты оказанных услуг.  Совокупный долг за поставку продуктов питания в трех учреждениях за 2016 год составляет свыше 5 млн. рублей. «Это неправильно и нетерпимо даже в условиях всеобщей нехватки средств и экономических санкций именно потому, что мы рассчитываем завтра видеть в этих ребятах щит Родины», ‒ резюмировала член Палаты.

В ответ на это заместитель министра финансов КБР Азамат Калабеков сказал, что финансовое ведомство работает в жестких рамках федерального законодательства. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» нет отдельного понятия «кадетские школы», поэтому финансирование данного вида учреждений не предусматривает каких-либо преференций и осуществляется так же, как и общеобразовательных школ, лишь по нормативам питания кадеты приравнены к детям-сиротам. «Что касается кредиторской задолженности, то этот вопрос будет решен однозначно. Парламент КБР уже принял закон о внесении изменений в республиканский бюджет на 2017 год, где на указанные цели заложены дополнительные финансовые средства», ‒ подчеркнул Калабеков.

Председатель Комитета Парламента КБР по образованию и науке Светлана Азикова высказала мнение, что проблемы кадетского образования напрямую связаны с пробелами в действующем федеральном законодательстве. В ряде регионов приняты свои законы о кадетском образовании, но вопрос настолько серьезный, что требует законодательного регулирования в первую очередь на федеральном уровне. «Мы намерены выйти с инициативой в Правительство Российской Федерации о необходимости разработки и принятия федеральной целевой программы (либо подпрограммы государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы) «Кадеты России» в целях формирования единой государственной политики в области кадетского образования, обеспечения условий для его функционирования и эффективного развития, совершенствования научно-методического, кадрового и материально-технического обеспечения. В этом вопросе нужны комплексный подход и государственная поддержка», ‒ отметила депутат.

Очень эмоциональными были выступления руководителей кадетских учреждений. Они рассказали, что, несмотря на недостаточное бюджетное финансирование, их воспитанники вот уже три года подряд на различных Всероссийских слетах и соревнованиях занимают только 1-2-е места, все 100% выпускников поступают в ВУЗы, причем большая часть – в учреждения Минобороны, МЧС, МВД. «Это же будущие защитники Отечества, наши ребята, которые вернутся работать в республику как высокопрофессиональные подготовленные кадры. Мы уже даже не просим дополнительных финансов – просто финансируйте своевременно наши заявки, чтобы не накапливались долги и чтобы мы могли вовремя делать закупки», – обратился к замминистра финансов Борис Биттиров, директор школы-интерната № 3 г.о. Прохладный.

Член Общественной палаты РФ Заурби Нахушев выразил недоумение, почему в республиканских кадетских школах-интернатах норматив питания на одного кадета 187 рублей, а в музыкальном кадетском классе, открытом в Северо-Кавказском государственном институте искусств в г. Нальчике, – 440 рублей. Он предложил рекомендовать Правительству КБР пересмотреть нормы продовольственного обеспечения воспитанников кадетских школ-интернатов в сторону увеличения с учетом физической нагрузки при активных занятиях начальной военной подготовкой и физической культурой, рассмотреть возможность планирования средств на эти цели при формировании проекта бюджета Кабардино-Балкарской Республики на 2018 год.

Заслушав и обсудив выступления участников заседания по обсуждаемому вопросу, Совет Общественной палаты КБР и Комитет Парламента КБР по образованию и науке приняли совместное решение с рекомендациями в адрес всех заинтересованных сторон.

Adblock
detector