Общественники КБР считают действующую систему юридической ответственности за загрязнение окружающей среды слишком мягкой

В Общественной палате КБР оценили предлагаемые изменения в КоАП РФ в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Законопроектом предлагается значительное увеличение размеров административного штрафа за использование зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в зависимости от пояса зоны. Эксперты сошлись во мнении, что дифференциация размеров штрафов в зависимости от пояса зоны санитарной охраны представляется целесообразной, так как пояса имеют различный правовой режим их использования.

Члены Палаты считают, что на сегодняшний день система юридической ответственности за загрязнение окружающей среды предусматривает мягкие меры наказания за экологические правонарушения. «Низкие штрафные санкции обесценивают деятельность государственных органов, привлекающих к ответственности виновных за экологические правонарушения, и не стимулируют предупреждение правонарушений. Поэтому размеры штрафов за нарушения экологического законодательства следует увеличить, но не в предлагаемых законопроектом размерах, которые могут привести к банкротству многие организации. Только повышением штрафов изменить ситуацию к лучшему невозможно. Необходимо учитывать состояние жилищно-коммунального хозяйства, износ коммунальных сетей, большое количество убыточных предприятий в этой сфере», – подчеркнул председатель ОП КБР Хазратали Бердов. Он также сообщил, что согласно докладу Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2016 году», основной причиной несоответствия водоисточников санитарно-эпидемиологическим требованиям являлось отсутствие зон санитарной охраны: 83,7% – по поверхностным источникам централизованного питьевого водоснабжения, 27,3% – по подземным источникам. «Таким образом, как следует из доклада, для санитарно-эпидемиологического благополучия населения наиболее важно установление зон санитарной охраны, а не увеличение в разы размеров штрафов. В докладе указанно, что доля поверхностных источников централизованного водоснабжения, у которых в 2016 году отсутствовали зоны санитарной охраны, составила 27,7% от общего количества объектов поверхностного водоснабжения, доля подземных источников централизованного водоснабжения без зон – 10,9%», – резюмировал Бердов.

Помимо этого, общественники выяснили, что в соответствии с п. 10 постановления Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554 «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на 5 лет. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», которые в настоящее время используются как правовая основа для установления санитарных зон и привлечения к административной ответственности, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. и до сих пор не пролонгированы.

По мнению членов ОП КБР, законопроект следует доработать в части размеров штрафных санкций. Большая разница между предлагаемыми минимальными и максимальными размерами штрафов содержит коррупциогенные факторы. Наряду с разумным увеличением размеров штрафов необходимо принять меры по установлению зон санитарной охраны по всем водоисточникам питьевого водоснабжения и принять новые СанПиН.

Заключение по результатам общественной экспертизы указанного законопроекта направлено в Общественную палату России.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-балкарской Республики

Проекты Общественной палаты КБР

Adblock
detector