Отдельные положения законопроекта следует уточнить

Общественной палатой Кабардино-Балкарской Республики в рамках общественной экспертизы рассмотрен проект Федерального закона № 814739-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной кадастровой оценки»

Члены палаты отметили, что реализация предусмотренных законопроектом правовых норм в целом способствует исполнению поручения Президента РФ, в соответствии с которым необходимо обеспечить внесение в законодательство изменений, направленных на совершенствование порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях недопущения применения при налогообложении величины кадастровой стоимости, превышающей величину рыночной стоимости объекта (п.2 Перечня поручений по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 15.03.2018 г. № Пр-436) и положительно отразится на реализации имущественных прав собственников недвижимости, в том числе на праве оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Также было отмечено, что повышенная персональная ответственность руководителя бюджетного учреждения будет способствовать профессиональному подбору работников Учреждения и более тщательному, обоснованному рассмотрению обращений собственников недвижимости по исправлению ошибок и установлению кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объектов недвижимости.

Вместе с тем, члены Общественной палаты отметили, что законопроект содержит положения, которые требуют доработки с целью уточнения их содержания. Так, например, до 30 дней сокращен срока подачи замечаний к проектам отчетов, что вряд ли можно рассматривать как фактор, способствующий защите прав собственников недвижимости. Причины такого сокращения в пояснительной записке не уточняются. Пункт 24 ст. 14 Федерального закона в предлагаемой редакции в отличие от п. 21 статьи в действующей редакции не предусматривает сроки размещения Учреждением обновленных версий проектов отчетов и справки с информацией об учтенных и неучтенных замечаниях с обоснованием отказа в их учете на своем официальном сайте в сети «Интернет в течение срока размещения текущих версий проектов отчетов в фонде данных государственной кадастровой оценки.

В соответствии с ч. 22 ст. 14 Федерального закона в предлагаемой редакции (также ч. 20 ст. 14 в действующей редакции) в случае, если Учреждением принимается решение об учете замечания к проекту отчета и пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанного в таком замечании, Учреждение обязано только проверитьсоседние, смежные, однотипные объекты недвижимости, в отношении которых может быть проведен аналогичный пересчет кадастровой стоимости. При выявлении соответствующей необходимости кадастровая стоимость таких объектов недвижимости также пересчитывается. По мнению Доти Бажева, председателя Комиссии по соблюдению законности, правам человека, противодействию коррупции и взаимодействию с ОНК КБР, в данном положении законопроекта усматриваются субъективный односторонний подход учреждения к установлению такой соответствующейнеобходимости, а также коррупциогенный фактор. Законопроект не устанавливает критерии определения такой необходимости. «Непонятно, как должны оформляться Учреждением результаты такой проверки. Представляется, что в указанном случае должен быть проведен аналогичный пересчет кадастровой стоимости в отношении соседних, смежных, однотипных объектов недвижимости, или результаты проверки должны быть оформлены итоговым документом, в котором обязательно должны указываться обстоятельства, в соответствии с которыми Учреждение пришло к выводу об отсутствии необходимости аналогичного пересчета кадастровой стоимости», — отметил он.

Заместитель председателя Комиссии Виктор Скакунков обратил внимание, что сокращаются сроки рассмотрения заявлений об исправлении ошибок (10 дней вместо 30), их исправления (20 дней со дня принятия решения о пересчете кадастровой стоимости вместо 60 дней со дня поступления обращения об исправлении ошибки), что в интересах заявителя. Но предлагаемая редакция не содержит положения, аналогичного положению ч. 18 ст. 21 Федерального закона в действующей редакции о том, что в случае необходимости получения информации, не имеющейся в распоряжении учреждения, срок рассмотрения обращения может быть увеличен, о чем необходимо уведомить лицо, направившее указанное обращение. «Это может привести к тому, что учреждение, соблюдая 10-дневный срок рассмотрения обращения, который не подлежит продлению, не станет запрашивать необходимую для этого информацию и откажет в исправлении ошибки», — заметил он.

Часть 17 ст. 22.1 не предусматривает право органов государственной власти оспорить принятое Учреждением решение по заявлению собственника земельного участка об установлении кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости в случае снижения кадастровой стоимости, что затрагивает права и законные интересы государства (как РФ, так и субъектов РФ), в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов, за исключением органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. По мнению члена Палаты Расула Караева, данное положение ставит в неравноправное положение органы государственной власти РФ, других субъектов РФ и органы государственной власти городов федерального значения.

Законопроект требует также технико-юридической и редакционной доработки, в частности:

часть 2 ст. 21 Федерального закона в предлагаемой редакции устанавливает закрытый перечень ошибок и в тоже время в ч. 13 этой же статьи предлагается учитывать в качестве ошибок допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость и предлагается открытый перечень таких данных;

часть 1 предлагаемой новой ст. 22.1 устанавливает, что кадастровая стоимость может быть установлена в размере рыночной стоимости объекта недвижимости по заявлению собственников за исключением случаев, установленных этой статьей. Такие случаи предлагаемой ст. 22.1 не установлены, и такая оговорка является излишней;

предлагаемая новая ст. 22.1 Федерального закона некорректно отождествляет понятия «заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости» и «заявление об установлении рыночной стоимости», которые имеют различный смысл.

Заключение Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики направлено в Общественную палату Российской Федерации.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector