Плюсы и минусы дистанционного обучения

стали предметом обсуждения в Общественной палате КБР

На очередном заседании Совета Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики члены Совета и приглашенные обсудили вопрос «Уроки пандемии: плюсы и минусы дистанционного обучения (об организации учебного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID»).

Открывая заседание, председатель Палаты Хазратали Бердов отметил, что «органы исполнительной власти и местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики совместно с управлениями образования приняли все необходимые меры по организации дистанционного обучения обучающихся общеобразовательных школ в период распространения коронавирусной инфекции».

Однако, процесс обучения в 2020 году показал, что дистанционное обучение имеет положительные и отрицательные стороны.

«Время не стоит на месте, развивается наука, совершенствуются технологии, многое меняется и в образовании. Я считаю, что прямой контакт учителя и школьника должен быть основой нашего образовательного процесса», — заключил Х. Бердов.

С основным докладом по обсуждаемому вопросу выступиланачальник Управления дошкольного, общего среднего, профессионального и дополнительного образования Министерства просвещения, науки и по делам молодежи КБР Марина Мизова, которая отметила, что большинство общеобразовательных организаций имеют подключение к сети интернет, что является базовым критерием для оценки возможности школы работать в дистанционном режиме с использованием цифровых технологий.

По данным мониторинга 58% обучающихся имеют компьютерную технику (компьютер, планшет, ноутбук); 40% пользовались мобильными телефонами в рамках организации дистанционного формата обучения; 2%обучающихся не имели технических возможностей. Школьными компьютерами и ноутбуками обеспечены 1742 (92,4%) обучающихся, 143 (7,6%) обучающихся обеспечены компьютерной техникой за счет спонсорской помощи. Кроме того, 956 педагогическим работникам для организации дистанционного обучения во временное пользование передана школьная компьютерная техника. Всего в период с 1 апреля по 5 июня 2020 года обучением с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения были охвачены 107 434 детей, для организации образовательного процесса были задействованы 7 350 учителей. В период с 16 ноября по 13 декабря 2020 года дистанционным обучением были охвачены 47 496 детей, для организации учебного процесса привлечены 4 428 учителей.

Образовательные организации республики в учебном процессе используют более 13 тысяч единиц компьютерной техники. В 2019-2020 годах в рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» 116 образовательных организаций республики обеспечены 4408 единицами компьютерной техники. В 2021 году еще 54 школы будут обеспечены презентационной и компьютерной техникой. В настоящее время 226 общеобразовательных организаций обеспечены высокоскоростным интернет-каналом, в текущем году подключат еще 39 образовательных организаций. Для организации дистанционного обучения использовались возможности федеральных образовательных платформ и ресурсов «Учи.ру» (1-4 классы), «ЯКласс» (5-11 классы), «Яндекс учебник», «Российская электронная школа», платформа Moodle, «07. Образование» и другие. В отдельных образовательных организациях республики обучение в дистанционном формате осуществлялось на собственных платформах или с применением обычных технологий.

«Навыки, приобретенные обучающимися и педагогами в период обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, позволят в дальнейшем организовать дистанционное обучение детей с ОВЗ, детей-инвалидов, обучающихся по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющих возможности посещать школу; индивидуализировать работу с одаренными обучающимися; повысить уровень организации электронного обучения в школах», — подытожила представитель министерства.

Участники заседания в ходе обсуждения отметили, что работа по организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий выявила ряд положительных эффектов и проблем как для обучающихся, так и для педагогических работников.

Несмотря на развитие научно-технического прогресса, до сих пор имеются проблемы с внедрением по республике высокоскоростного интернета. Требует улучшения материально-техническое оснащение школ, они не в полной мере обеспечены всеми техническими средствами, необходимыми для организации дистанционного обучения. Одновременное использование большим числом обучающихся контента общероссийских платформ привело к нагрузке на эти ресурсы, что вызвало большое число обращений со стороны учеников и родителей о невозможности воспользоваться данными ресурсами. И только использование мессенджеров «WhatsApp», «Skype» и электронной почты позволило наладить более оперативную связь с обучающимися.

С не менее важной проблемой столкнулись, семьи, воспитывающие несколько детей школьного и/или студенческого возраста. У каждого из них свое расписание занятий, поэтому каждому ребенку необходим отдельный (собственный) компьютер, ноутбук или гаджет. Из-за низких доходов семьи не могут позволить себе такой роскоши, что сказывается на успеваемости детей.

Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем приводит к тому, что исключается индивидуальный подход к воспитанию. Дистанционное обучение существенно влияет на восприятие учащимися доносимых учителем знаний. Все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. К сожалению, электронные лекции и скучные книги мало заинтересовывают учащихся, отсутствует мотивация к успеху.

Много вопросов вызвала неготовность части родителей (законных представителей) к оказанию помощи детям в обучении в режиме удаленного доступа, отсутствие у многих из них навыков работы с компьютерной техникой, проведение уроков в рабочее время и другое. Поэтому важно, чтобы ребенок был правильно и грамотно замотивирован, обладал такими качествами, как самодисциплина и ответственность.

Кратно увеличилась нагрузка на педагогических работников, однако оплата труда в период обучения в удаленном формате осталась на прежнем уровне.

В своем выступлении директор МКОУ «СОШ №14» г. Майского Галина Храмшина привела примеры опросасреди педагогов, который показал, что 15,7% от общего числа педагогов школы (60 и более лет) готовы уйти из школы, если образовательный процесс продолжится в дистанционном формате. 52,6% педагогов испытывают сложности при работе в дистанционной форме и только 15,7% педагогов (устные предметы) отметили, что дистанционное обучение расширило спектр рассматриваемых вопросов внутри темы, дало возможность индивидуализировать учебный процесс. 100% учителей русского языка и математики отметили повышение нагрузки на учителя при проверке работ учащихся, причем 35% из них является плагиатом. Говоря об этих и других проблемах, она предложила создать новую модель цифровой образовательной среды школы, активизировать работу по повышению квалификации педагогов, особенно работающих в дистанционном формате, проведение консультаций для родителей и учащихся по организации режима дня школьника при обучении в дистанционном режиме, привести в соответствие СанПинам условия осуществления дистанционного обучения.

В заключение своего выступления Г. Храмшина обратила внимание присутствующих на необходимость разведения понятий дистанционного обучения и электронного обучения.

«Дистанционное обучение предполагает, что учитель и ученик общаются в режиме реального времени. При электронном обучении учитель отправляет учащемуся материал для самостоятельного изучения. При имеющихся возможностях говорить о дистанционном обучении в чистом виде не приходится. Учителя вынуждены комбинировать данные форматы, чтобы в полном объеме реализовать программы курсов», — заключила выступающая.

Качество усвоения обучающимися образовательных программ на сегодня не определено. Занятия в дистанционном формате предполагают широкий охват обучающихся без индивидуального подхода. Лабораторные и практические занятия также носят формальный характер. Проверить в онлайн-режиме степень самостоятельности их выполнения достаточно сложно. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом.

Увеличилось время, которое обучающиеся проводят за работой с компьютерной техникой, в связи с чем вопрос влияния дистанционного образования на зрение, состояние опорно-двигательного аппарата и здоровья ребенка в целом не может не вызывать опасений.

Заместитель директора по учебно-методической работе МКОУ «СОШ №9» г.о. Нальчик Наталья Чепракова, отмечая такие положительные эффекты при организации учебно-воспитательного в данном режиме, как навыки самообразования, новые возможности для отсутствующих на занятиях учеников, возможности интернета в подборе яркого, красочного демонстрационного материала, использование видео и аудиоконтента, повышение уровня информационной компетентности педагогов, отметила и негативные эффекты. Среди них: отсутствие взрослого авторитета и магии учебного процесса, высокая нагрузка на педагогов, гаджетизация жизни, высокие риски для здоровья, отсутствие гарантии самостоятельного выполнения учебных заданий и задач, формализация педагогического труда.

«В целом, работа в условиях дистанционного обучения еще раз подтвердила, что традиционная система обучения не может быть в полной мере заменена дистанционным обучением. Но полученный опыт обязательно нужно использовать для повышения качества образования с целью расширения возможностей современной образовательной среды», — подчеркнула Н. Чепракова.

Марина Беккиева – заместитель директора по УВР МКОУ «СОШ №3 г.п.Тырныауз Эльбрусского муниципального района обратила внимание участников заседания на то, что дистанционное обучение в определенном смысле оказалось полезным. Система образования прошла своеобразную проверку на прочность. Дистант позволил осуществить то, что нельзя осуществить в ручном режиме — индивидуализацию обучения, работу с одаренными детьми и проектную исследовательскую деятельность. «Цифра» позволяет привнести в образование новые возможности в рамках школьной программы и за ее пределами, оптимизировать ряд рутинных процессов, связанных, например, с выполнением и проверкой домашних заданий, он открывает путь к всевозможным олимпиадам, престижным конкурсам, позволяет реализовывать индивидуальный план и траекторию развития ребенка.

«Однако, — продолжила М. Беккиева, — в период дистанционного обучения, мы отмечаем снижение внимания учащихся: при обучении за компьютером включается «эффект стекла», отсутствие хорошей перемены, т.е. без должного контроля ребенок часто остается за компьютером во время «онлайн-перемены: играет в компьютерные игры или смотрит ролики, эффективным оказывается только первый урок, остальные чаще всего работают в минус и просто перегружают психику. Наблюдается потеря мотивации у школьников. Далеко не все педагоги умели работать в данном формате. Увеличился объем домашнего задания, и очень важный вопрос – это последствия длительного пребывания ребенка за компьютером для его физического здоровья».

Заместитель директора по УВР МКОУ «СОШ №3» г.п. Чегем Татьяна Арипшева рассказалаприсутствующим о том, что занятия проходили в форме чат-, веб-занятий, консультаций, индивидуальной и групповой переписки, самостоятельного изучения учебного материала. Особое внимание было уделено вопросам подготовки к ЕГЭ. Были организованы онлайн консультации, разработаны планы работы с низкомотивированными обучающимися, проводились дистанционные родительские собрания по вопросам организации и проведения ЕГЭ-2020.

Докладчик отметила, что благодаря совместным усилиям педагогов и родителей, дистанционное обучение не оказало негативного влияния на результаты обучения, что подтверждено успешной сдачей государственного экзамена и результатами всероссийских проверочных работ. «Цифра» никогда не заменит школу, так как школа – важнейший социальный институт. Только в социуме, при непосредственном общении со сверстниками, с учителями возможно гармоничное развитие ребенка. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку»,- заключила Т. Арипшева.

По итогам обсуждения члены Совета Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики приняли рекомендации в адрес всех заинтересованных.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector