Поэтапный дифференцированный подход позволит снизить риски при принятии законопроекта

В Общественной палате КБР, в рамках проведения общественной экспертизы, был рассмотрен проект Федерального закона №554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)».

По информации министерства экономического развития КБР, в соответствии с перечнем поручений Президента РФ В.В. Путина по итогам заседания Государственного совета РФ от 5 апреля 2018 года № Пр-817ГС, в Кабардино-Балкарской Республике осуществляются мероприятия по оптимизации состава государственной собственности, в том числе путем сокращения количества государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Общественники, в целом, поддержали концепцию законопроекта, но посчитали необходимым учесть ряд рисков, связанных с его принятием, имеющуюся специфику регионов РФ с неразвитой конкуренцией на социально значимых рынках.

«Законопроект не учитывает негативные последствия ухода унитарных предприятий с социально значимых рынков, на которых практически отсутствуют частные предприятия. К числу таких рынков можно в частности отнести вывоз коммунальных бытовых отходов, тепло-, водоснабжение и водоотведение и т.д. В сложившейся практике унитарные предприятия осуществляют деятельность в малонаселенных отдалённых городских округах и поселениях, где конкуренция отсутствует полностью или находится на очень низком уровне», — высказал свое мнение председатель комиссии по соблюдению законности, правам человека, противодействию коррупции и взаимодействию с ОНК Доти Бажев.

Член комиссии по экономическому развитию, поддержке предпринимательства и жилищно-коммунальной политике Рустам Чеченов предположил, что «в случае запрета унитарных предприятий в таких условиях органы местного самоуправления, в целях обеспечения потребностей населения вынуждены будут создавать хозяйственные общества со стопроцентным участием муниципальной собственности. Однако преимущества данных организационно-правовых форм перед унитарными предприятиями не однозначны».

Члены ОП КБР пришли к выводу, что принятие данного законопроекта в неизменном виде позволит достичь заявленных целей защиты конкуренции только в регионах с развитыми рынками. Регулирование, предлагаемое в законопроекте, не позволит решить проблемы, на которые он направлен, в условиях неразвитых рынков социально значимых услуг в регионах с низким уровнем инвестиционной привлекательности и конкуренции. Ликвидация унитарных предприятий с рынков в малонаселенных поселениях и удаленных территориях может привести к значительным затруднениям в удовлетворении потребностей населения. Реализация предлагаемых норм также не окажет позитивного воздействия на сбалансированность региональных и местных бюджетов.

Таким образом, предлагаемые законопроектом меры будут способствовать достижению целей социально-экономического развития Российской Федерации только в регионах с высокой инвестиционной привлекательностью и развитой конкуренцией.

Общественники высказались за дифференцированный подход, учитывающий состояние конкуренции в социально значимых отраслях на территориях с низкой инвестиционной привлекательностью и низким уровнем рентабельности. Устранение унитарных предприятий в таких случаях не позволит органам местного самоуправления эффективно осуществлять свои полномочия по обеспечению населения соответствующими товарами, работами и услугами.

В ходе обсуждения, прозвучало мнение о поэтапном (пилотном) внедрении предлагаемой модели в отдельных субъектах Российской Федерации, что позволит проанализировать складывающуюся практику и принимать взвешенные решения.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector