Потенциал законодательства об общественном контроле не используется в полной мере

Общественная палата КБР представила результаты мониторинга правоприменительной практики законодательства об общественном контроле на территории республики.

Итоги реализации в Кабардино-Балкарской Республике Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», а также ряда других законов, регламентирующих осуществление общественного контроля в отдельных сферах, обсудили на XI пленарном заседании ОП КБР.

В основном докладе заместитель председателя ОП Людмила Федченко подробно рассказала, какие субъекты общественного контроля сегодня созданы в КБР, как они реализуют предоставленные законом полномочия, какие проблемные вопросы нормативного, методического и организационного характера имеются в части реализации законодательства об общественном контроле.

«Несмотря на то, что Федеральный закон об основах общественного контроля до сих пор вызывает много дискуссий среди экспертов и трудностей у правоприменителей, он, бесспорно, стал своего рода универсальным средством защиты общественных интересов, вооружив граждан прямым и легитимным инструментом влияния на органы власти через своих представителей в лице субъектов общественного контроля», — подчеркнула Федченко. Она сообщила, что на сегодняшний из числа субъектов общественного контроля, предусмотренных ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ, в настоящее время в Кабардино-Балкарской Республике функционируют следующие:

1) Общественная палата КБР (третий состав);

2) общественные советы при 6 территориальных органах федеральных органов исполнительной власти в КБР (из 22-х): УФНС по КБР, МВД по КБР, УФССП по КБР, Управлении Росреестра КБР, Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по КБР и РСО-Алания, УФСИН по КБР;

3) общественные советы при 18 исполнительных органах государственной власти КБР (из 21-го);

4)общественная наблюдательная комиссия КБР в местах принудительного содержания (четвертый состав).

В феврале 2018 г. Парламент КБР принял Положение об Общественном совете при Парламенте Кабардино-Балкарской Республики и начал его формирование. Заместитель председателя Палаты обратила внимание на то, что ни Общественной палате КБР, ни общественным объединениям и иным негосударственным некоммерческим организациям не было представлено право выдвижения кандидатур в состав такого совета. Помимо этого, не предусмотрен конкурсный отбор кандидатур. Согласно Положению, Общественный совет при Парламенте КБР формируется из кандидатур, определяемых председателем Парламента, его заместителями, комитетами Парламента, т.е. исключительно самим законодательным органом республики. По мнению общественников,Положение об Общественном совете при Парламенте КБР не учитывает положения Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», а также современные подходы к формированию общественных советов при органах государственной власти.

Федченко отметила, чтоиз-за отсутствия на федеральном, а также республиканском уровнях модельных нормативных актов, методических рекомендаций по формированию и организации деятельности общественных палат (советов) муниципальных образований такие субъекты общественного контроля ни в одном муниципалитете Кабардино-Балкарской Республики не созданы. На муниципальном уровне общественные советы образованы в основном при главах местных администраций, в отдельных районах — при местных администрациях. Статус таких общественных советов законодательством четко не определен, и в перечень субъектов общественного контроля они не входят.

В докладе также был озвучен опыт Общественной палаты КБР по освоению различных форм общественного контроля и их применению на практике.

О проблемах реализации законодательства об общественном контроле в сфере охраны окружающей среды рассказал председатель Комиссии ОП по экологии, АПК и развитию сельских территорий Борис Уянаев. Он акцентировал внимание на том, чтона сегодняшний день только 3 жителя республики имеют удостоверения общественного экологического инспектора, выданные Минприроды КБР. Их кандидатуры были представлены лишь одной общественной организацией «Эко-гармония» (из 7 НКО экологической направленности, зарегистрированных в КБР). Помимо этого, 20 человек имеют статус общественных охотничьих инспекторов, подтвержденный соответствующими удостоверениями, выданными министерством. Также отраслевыми нормативными актами Минприроды предусмотрено создание института общественных лесных инспекторов, однако пока не нашлось желающих участвовать в такой деятельности. Проведенная ОП общественная экспертиза Закона КБР «Об общественном экологическом контроле» выявила несоответствие его отдельныхположений федеральному законодательству в области охраны окружающей среды.

По сообщению заместителя председателя Комиссии ОП по развитию реального сектора экономики, предпринимательству и ЖКХ Руслана Мазлоева, сегодня наиболее полно урегулированы нормативными правовыми актами федерального уровня вопросы осуществления общественного контроля в сфере ЖКХ. «Однако приходится с сожалением констатировать, что правом реализации действующего законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений общественные организации и жители республики пользуются весьма недостаточно. Так, например, по состоянию на 1 января 2018 г. из 1035 многоквартирных домов в Нальчике Советы МКД создали только в 21 многоквартирном доме. Не созданы Советы МКД в Терском, Урванском, Майском и Лескенском муниципальных районах. Также в КБР до сих пор не создан институт общественных жилищных инспекторов.

Профессиональных кадров и квалифицированных специалистов в сфере ЖКХ сегодня не так много.Государственных жилищных инспекторовв республике всего 13 человек, и они не могут контролировать каждый дом. Что же делать простым гражданам? Ответ прост: самим быть активнее, изучать законодательство и следить за ситуацией, тем более, что закон на стороне собственников жилья», — заключил Мазлоев.

О деятельности общественной наблюдательной комиссии КБР в местах принудительного содержания рассказал ее председатель Анатолий Барсагов. Опытом работы, в том числе по осуществлению общественного контроля, поделились председатель Общественного совета при МВД по КБР Валерий Балкизов и зампредседателя Общественного совета при Министерстве труда, занятости и социальной защиты КБР Заурбек Шиков.

В целом проведенный Общественной палатой мониторинг правоприменительной практики законодательства об общественном контроле в Кабардино-Балкарской Республике позволил выявить следующие трудности и недостатки.

1. Существует целый ряд проблемных вопросов реализации Федерального закона № 212-ФЗ, требующих уточнения и конкретизации путем внесения соответствующих изменений в указанный закон.

2. Некоторые изменения законодательства в части формирования общественных советов по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сферах культуры, социального обслуживания, охраны здоровья, образования и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы (Федеральный закон № 392-ФЗ) сформулированы неоднозначно, что вызывает сложности в их понимании и применении.

3. Порядок формирования общественных советов при территориальных органах федеральных органов исполнительной власти в настоящее время не урегулирован на федеральном уровне нормативными правовыми актами, за исключением территориальных органов МВД России. Этим объясняется низкая активность территориальных ведомств в создании общественных советов.

6. Общественные советы при органах государственной власти КБР и органах местного самоуправленияпока еще не стали действенным механизмом общественного контроля. Для них не характерны открытость, публичность, ориентация на дискуссионный характер обсуждения вопросов, контроль за реализацией принятых решений. По-прежнему на сайтах большинства исполнительных органов госвласти КБР нет полной информации о деятельности общественных советов. Отчасти это обусловлено следующими факторами: недостаточностью профессиональных компетенций в сфере общественного контроля у самих членов общественных советов, а также недостаточными знаниями законодательства об общественном контроле у специалистов министерств и ведомств; слабостью горизонтального взаимодействия и отсутствием обмена практиками между субъектами общественного контроля всех уровней; недостаточным материально-техническим, финансовым, информационным и методическим обеспечением общественных советов.

7. В Кабардино-Балкарской Республике не реализуется в полной мере Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 № 1491«О порядке осуществления общественного жилищного контроля», нет практики привлечения граждан к осуществлению жилищного контроля в качестве общественных жилищных инспекторов.

9. Общественная наблюдательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики не обеспечивает открытость доступа к информации об общественном контроле в местах принудительного содержания, т.к. не направляет такую информацию для размещения на официальном сайте Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, на котором создан специальный раздел.

10. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации Кабардино-Балкарской Республики практически не пользуются правами, предоставленными Федеральным законом № 212-ФЗ и иными федеральными законами, регламентирующими осуществление общественного контроля в отдельных сферах правоотношений.

По итогам заседания приняты соответствующие рекомендации, которые будут направлены всем заинтересованным органам и организациям, а также размещены на официальном сайте ОП КБР.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector