Предлагаемая реорганизация Почты России представляется не соответствующей интересам общества и государства

К такому заключению пришли в Общественной палате Кабардино-Балкарской Республики по результатам общественной экспертизы соответствующего законопроекта.

Рассмотрев проект ФЗ«Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», эксперты Общественной палаты КБР назвали его поспешным и непродуманным по следующим причинам.

Законопроект предусматривает приватизацию ФГУП «Почта России» путем его преобразования в открытое акционерное общество. Но в соответствии с Федеральным законом от 5 мая 2014 г. «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» деление акционерных обществ на открытые и закрытые не предусмотрено. По сути предлагаемая реорганизация является приватизацией государственного имущества, что подчеркивается в тексте законопроекта, и для ясности и правильного его понимания законопроект следовало бы назвать «Об особенностях приватизации…», а не «Об особенностях реорганизации…». Члены ОП также обратили внимание на отсутствие финансово-экономического обоснования затрат на реорганизацию ФГУП «Почта России».

Как подчеркнул председатель ОП КБР Хазратали Бердов, большинство граждан воспринимает приватизацию государственной и муниципальной собственности, особенно в сферах естественных монополий, объектов стратегического значения, природных ресурсов, объектов культурного наследия, негативно и не ожидает позитивных последствий от распродажи государственных активов. Он привел статистику ВЦИОМа, согласно которой экономическую политику в целом одобряют лишь 20% населения РФ, а против новой волны приватизации возражают 68% опрошенных. «По сути, приватизация – это снятие государством с себя обязанностей по управлению этой собственностью и передача ее в дальнейшем в распоряжение наиболее состоятельных граждан, юридических лиц, в том числе и иностранных. При этом часто основным мотивом для приватизации является ее высокая (действительная или потенциальная) доходность. Основной причиной создания государственных унитарных предприятий является необходимость обеспечения национальной безопасности и решения социальных задач. Для такого огромного по территории государства, как Россия, стратегические и социально важные объекты в сферах энергетики, связи, почты и другие должны быть государственными», – отметил Бердов.

По мнению экспертов, законопроектом не учитывается ряд положений Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», что вызывает сомнения в правомерности принятия предлагаемого законопроекта. Согласно пояснительной записке, в целях минимизации рисков утраты имущества и снижения издержек проект закона предусматривает включение имущества, находящегося в пользовании ФГУП, в передаточный акт независимо от его учета в реестре федерального имущества. Данное положение содержит коррупциогенный фактор и может привести как к необоснованной приватизации государственного имущества, не имеющего отношения к ФГУП «Почта России», так и к нарушениям прав других владельцев имущества. Кроме того, ФГУП «Почта России» входит в Перечень стратегических предприятий, утвержденный Указом Президента РФ от 4 августа 2004 года № 1009. Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона о приватизации стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом РФ решения об их исключении из числа стратегических предприятий. Вместе с тем в законопроекте и пояснительной записке не отражены вопросы, связанные с исключением ФГУП «Почта России» из указанного Перечня, а также последующего включения в него акционерного общества «Почта России».

«Острой проблемой при акционировании является соблюдение баланса социальных и частных интересов, ‒ отметил председатель Комиссии ОП по развитию реального сектора экономики, предпринимательству и ЖКХ Владимир Павленко. ‒ По оценке экспертов, «Почта России» ‒ второй по численности сотрудников работодатель в России. Между тем законопроект не предусматривает каких-либо гарантий сохранения их рабочих мест. В законопроекте также нет норм, гарантирующих сохранение имеющегося уровня доступности для населения услуг почтовой связи, не предусматривается запрет на уменьшение количества отделений почтовой связи. Законопроект не предусматривает также использование специального права на участие РФ в управлении акционерным обществом».

Члены Палаты выразили мнение, что основной целью предлагаемых законопроектом изменений является снижение государственных расходов и привлечение инвесторов, а не повышение качества услуг и снижение их стоимости. Это может привести к ограничению доступности услуг почтовой связи в регионах, в которых данные услуги являются убыточными и не привлекательными для акционерного общества и инвесторов, к росту социальной напряженности, особенно в отдаленных сельских территориях, где почтовая связь имеет большое значение для населения. Как показывает опыт реформ (например, в электроэнергетике, на железнодорожном транспорте), они обычно приводят к росту цен и административных расходов, а улучшение качества услуг если есть, то незначительное, непропорциональное.

На основании изложенного проект ФЗ в предлагаемой представляется поспешным, непродуманным, противоречащим действующему законодательству и не соответствующим интересам общества и государства.

Заключение по результатам общественной экспертизы законопроекта направлено в Общественную палату РФ.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector