Предлагаемые изменения не соответствуют принципам самостоятельности и независимости субъектов общественного контроля

Общественной палатой КБР рассмотрен проект постановления Правительства РФ, который вносит изменения в порядок образования общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ.

Согласно пояснительной записке рассматриваемый проект подготовлен в целях закрепления процедуры конкурсного отбора при формировании общественных советов. В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об общественном контроле) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти формируются на конкурсной основе, если иной порядок формирования общественных советов при отдельных федеральных органах исполнительной власти не предусмотрен нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. Организатором конкурса является Общественная палата РФ. Следовательно, именно Общественная палата РФ должна в своих правовых актах установить процедуру конкурсного отбора, в том числе образование конкурсных комиссий или рабочих групп, проведение мероприятий, связанных с конкурсом и т.п., предлагаемые новой редакцией п. 3.1, которая противоречит указанной норме ч. 5 ст. 13 Федерального закона об общественном контроле. По мнению Тимура Гуппоева, председателя Комиссии по развитию институтов гражданского общества и взаимодействию с органами местного самоуправления, для того, чтобы обозначить, что формирование общественных советов осуществляется на конкурсной основе достаточно действующую редакцию п. 3.1 постановления дополнить словами «прошедшие конкурсный отбор».

Смысл возложения на Общественную палату РФ полномочия по проведению конкурса состоит в формировании независимого от органа власти общественного совета, который является субъектом общественного контроля. В связи с этим, недопустимо проведение повторных конкурсных отборов всех кандидатов в члены совета в случае несоблюдения (по мнению органа власти), требований конкурсного отбора, установленных Общественной палатой, что предлагается новым п. 3.3. Это противоречит принципу самостоятельности субъектов общественного контроля и их независимости от органов государственной власти. Предлагаемое положение превращает Общественную палату РФ, общественный совет при органе власти, являющиеся самостоятельными и независимыми субъектами общественного контроля, в подконтрольные федеральному органу исполнительной власти формирования.

Представляется, что федеральный орган исполнительной власти вправе не согласовывать отдельные кандидатуры, прошедшие конкурсный отбор и предлагаемые Общественной палатой РФ, только в случае их несоответствия предъявляемым к ним требованиям, в том числе требованиям, разработанным соответствующим федеральным органом исполнительной власти совместно с Общественной палатой РФ, а также при несоответствии выдвинувших их кандидатуры некоммерческих организаций предъявляемым к ним требованиям.

Необходимости в изменении установленного постановлением Правительства РФ 02 августа 2005 г. № 481 порядка формирования общественных советов, по мнению экспертов, в целом не усматривается. К проекту у общественников имеются и иные замечания, в частности отмечается отсутствие положений о порядке образования общественных советов при территориальных органах федеральных органов исполнительной власти.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Проекты Общественной палаты КБР

Adblock
detector