Предлагаемые изменения в закон о гражданстве позволят эффективнее защищать интересы детей и родительские права граждан РФ

В Общественной палате Кабардино-Балкарии в рамках общественной экспертизы обсудили законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ „О гражданстве Российской Федерации“ в отношении приема в гражданство Российской Федерации ребенка, один из родителей либо усыновителей которого является гражданином Российской Федерации или приобретает гражданство Российской Федерации».

Члены Палаты и эксперты одобрили предлагаемые законопроектом изменения, направленные на установление упрощенного порядка получения российского гражданства ребенком, один из родителей или усыновителей которого является гражданином РФ или приобретает гражданство РФ. Данные изменения согласуются с внешнеполитическим курсом РФ, определенным в указах Президента РФ, одним из направлений которого является обеспечение всесторонней защиты прав, свобод и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом. «Отсутствие российского гражданства у ребенка является одной из причин, не позволяющей РФ воздействовать на компетентные органы иностранного государства с целью защиты прав ребенка, имеющего родителя – гражданина РФ, а также родительских прав своего гражданина, который в результате не может реализовать свои родительские права. Наличие гражданства РФ у несовершеннолетнего будет основанием для РФ влиять на ситуацию в подобных случаях», – отметила член Комиссии ОП по социальной политике и здравоохранению Фатима Гешева.

Дети, рожденные на территории другого государства, зачастую приобретают гражданство страны по факту рождения, несмотря на то, что одним из родителей ребенка является гражданин РФ. Тому, что в большинстве случаев ребенок имеет гражданство родителя-иностранца, способствует действующая редакция Федерального закона о гражданстве, которая устанавливает, что ребенок, один из родителей которого имеет гражданство РФ, может приобрести российское гражданство по заявлению этого родителя только при наличии согласия другого родителя. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории РФ.

Члены комиссии сошлись во мнении, что указанное положение нарушает принцип равенства родительских прав, установленный семейным законодательством РФ, и не способствует соблюдению интересов ребенка, особенно в случаях возникновения конфликта между его родителями. В таких случаях суды иностранных государств обычно встают на защиту интересов граждан своей страны. «Машина западной ювенальной юстиции беспощадна, и зачастую она действует в ущерб интересам детей. Родитель-иностранец часто получает все правомочия в отношении общего ребенка, а интересы родителя, имеющего российское гражданство, игнорируются. Таких случаев немало, и они широко известны», – подчеркнула Гешева.

Вместе с тем, по мнению экспертов, было бы целесообразным и последовательным наряду с предлагаемыми изменениями внести одновременно в Федеральный закон о гражданстве изменения, направленные на безусловное сохранение гражданства РФ детей в случаях прекращения гражданства РФ у родителей (родителя), одного из родителей и приобретения ими гражданства другого государства (ч. 4 ст. 25), при усыновлении (удочерении) детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами или иностранным гражданином (ч. 1 ст. 26). Указанные дети не по своей воле могут быть лишены гражданства РФ, а действующее законодательство не предусматривает не только сохранения за ними гражданства РФ, но и предоставления гражданства РФ в последующем в упрощенном порядке. Дореволюционное законодательство содержало положение, согласно которому усыновленный сохранял гражданство Российской империи, несмотря на выезд на территорию другого государства и возможное приобретение иного гражданства. В 2013 г. группой депутатов Госдумы был внесен законопроект № 205755-6 «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» в части предоставления права приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке иностранным гражданам и лицам без гражданства, имевшим гражданство Российской Федерации, но утратившим его в связи с усыновлением иностранными гражданами». К сожалению, законопроект был отклонен постановлением Госдумы от 19 июня 2013 года № 2476-6 ГД.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector