Предлагаемые изменения в закон о правовом положении иностранных граждан могут привести к злоупотреблениям со стороны чиновников

К такому выводу пришли в ОП КБР по результатам общественной экспертизы соответствующего законопроекта

В Общественной палате Кабардино-Балкарской Республики провели общественную экспертизу проекта Федерального закона № 485876-7 «О внесении изменений в статьи 6 и 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (в части особенностей предоставления разрешения на временное проживание в Российской Федерации иностранных граждан, являющихся близкими родственниками граждан Российской Федерации)».

Пункт 1 законопроекта вносит изменения в отдельные подпункты п. 3 ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), которые устанавливают запрет на получение иностранными гражданами разрешения на временное проживание без учета утвержденной Правительством РФ квоты в субъекте РФ, где супруг (супруга) иностранного гражданина, дети, родители (усыновители, опекуны, попечители) не имеют места жительства. Действующая редакция пункта не содержит ограничений относительно субъекта РФ, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства может получить разрешение в установленных в этим пунктом случаях на временное проживание в РФ без учета утвержденной Правительством РФ квоты. Изменения, согласно законопроекту, направлены на исключение случаев злоупотребления иностранными гражданами и лицами без гражданства правом получения разрешения на временное проживание в РФ без учета утвержденной Правительством РФ квоты и на снижение количества фиктивных браков.

По мнению членов ОП КБР, предлагаемые п. 1 законопроекта изменения в ст. 6 Федерального закона вряд ли исключат злоупотребления иностранными гражданами и лицами без гражданства правом получения разрешения на временное проживание в РФ без учета утвержденной Правительством РФ квоты или снизят количество фиктивных браков, что заявлено как цели законопроекта. Каким образом принятие законопроекта приведет к указанным целям, из текста законопроекта не очевидно и в пояснительной записке не раскрывается.

«Из предлагаемых в ст. 6 Федерального закона изменений и пояснительной записки к законопроекту следует вывод, что отсутствие общего места жительства рассматривается как безусловный признак фиктивности брака, — отметил член Палаты Хаути Сохроков. — Получение иностранным гражданином разрешения на временное проживание без учета квоты в другом субъекте РФ, где члены его семьи не зарегистрированы по месту жительства, не может служить доказательством фиктивности зарегистрированного брака или отсутствием иных семейных отношений между ними».

Эксперты также подчеркнули, что наличие общего места жительства не означает совместного проживания. Согласно ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства — жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

«Законодательство не устанавливает обязанности супругов и других членов семьи проживать совместно и именно по месту жительства. Многие граждане РФ учатся или работают (часто вынужденно) вне места своего жительства, имея регистрацию по месту временного пребывания. Согласно предлагаемым изменениям, в такой ситуации иностранный гражданин должен получить разрешение на временное проживание без учета квоты в субъекте РФ, где зарегистрированы по месту жительства указанные законопроектом его близкие родственники, а не в субъекте РФ, где они пребывают и фактически проживают. В такой ситуации иностранные лица после получения разрешения на жительство в субъекте РФ, где их близкие зарегистрированы по месту проживания, вынуждены будут для совместного проживания с членами семьи встать на миграционный учет по месту их пребывания в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», — заключил Сохроков.

Члены ОП считают, что последствием предлагаемых п. 1 законопроекта изменений будет только создание излишних административных барьеров, не имеющих в итоге практического смысла, а также возможные злоупотребления со стороны чиновников, по своему понимающих и толкующих положения закона, что приведет к нарушению прав и законных интересов граждан.

Пункт 2 законопроекта предлагает изменения в п. 2 ст. 11 Федерального закона, согласно которым ограничения, связанные с запретом иностранным лицам по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ, не распространяется на иностранных лиц, получивших статус участника (члена семьи участника) Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, или переезжающих к новому месту жительства члена семьи – гражданина РФ. Данные изменения снимают неоправданные ограничения для указанных иностранных лиц по смене места жительства и способствуют совместному проживанию членов семьи.

В связи с изложенным члены Палаты считают необходимым п. 1 из законопроекта исключить, а принятие п. 2 поддержать.

Заключение по результатам общественной экспертизы законопроекта направлено в Общественную палату России.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector