Предлагаемые изменения в законодательство об исполнительном производстве могут привести к ухудшению правового положения получателей алиментов

К такому заключению пришли члены Общественной палаты КБР по результатам общественной экспертизы проекта ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и часть первую статьи 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

Как отметил заместитель председателя Комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и вопросам правопорядка Расул Караев, по замыслу разработчиков законопроекта, он направлен на совершенствование законодательства в части розыска должников, уклоняющихся от уплаты алиментов. Однако вместо этого по сути предлагается с Федеральной службы судебных приставов снять обязанность по розыску должника через окончание исполнительного производства по истечении одного года со дня получения последних сведений о должнике. Предлагаемое изменение может только облегчить работу ФСПП России по розыску должника и улучшить статистику результатов деятельности ФССП России, но не положение получателей алиментов.

По мнению экспертов, действующее законодательство позволяет и без предлагаемых изменений объявить должника без вести пропавшим. Утверждение в пояснительной записке к законопроекту, что «Фактически розыск должника по алиментным обязательствам является бессрочным. На практике это приводит к нарушению прав и законных интересов детей в тех случаях, когда имеются основания для признания в соответствии со статьей 42 Гражданского кодекса Российской Федерации в установленном порядке должника безвестно отсутствующим, а такое судебное решение предоставляет право на получение пенсии по случаю потери кормильца» является неверным и необоснованным. Если имеются основания для признания лица безвестно отсутствующим, суд обязан вынести соответствующее решение. В противном случае решение суда будет незаконным и необоснованным, подлежащим обжалованию, а также опротестованию прокурором.

Неверным и необоснованным является также утверждение в пояснительной записке к законопроекту, что «судами выносятся решения об отказе в признании безвестно отсутствующим гражданина, являющегося должником, из-за того, что заявитель в органы внутренних дел с заявлением о розыске должника не обращался, а органы внутренних дел отказывают в приеме заявление о розыске гражданина ввиду того, что он является должником и розыск этой категории граждан осуществляется судебным приставом-исполнителем». Такая правоприменительная практика не соответствует действующему законодательству. Розыск должников ФССП России как плательщиков алиментов не исключает их розыска органами внутренних дел как лиц, пропавших без вести (п. 12 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля № 3-ФЗ «О полиции»).

«Согласно ст. 42 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. В отличие от этих положений ГК РФ предлагаемое законопроектом изменение предусматривает возможность получателя алиментов подать заявление в суд об объявлении должника безвестно отсутствующим в случае, когда его розыск оказался безрезультатным в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике. Это может на год лишить получателя алиментов возможности признать должника банкротом и получать пенсию по случаю потери кормильца, – подчеркнул Караев. – Таким образом, предлагаемые в ч. 1 ст. 46 изменения не согласуются с положениями ст. 42 ГК РФ, в которую изменения законопроектом не предусматриваются, вносят правовую неопределенность относительно момента возникновения права взыскателей алиментов на обращение в суд с заявлением об объявлении должника безвестно отсутствующим и ухудшают его правовое положение по сравнению с действующим законодательством».

Член комиссии Валентина Бликанова отметила, что за рамками законопроекта остаются последствия явки или обнаружения места пребывания должника, признанного безвестно отсутствующим. Неизвестно, как при этом будет устанавливаться задолженность по алиментам (с учетом полученной пенсии в связи с утратой кормильца или без ее учета), как (и будут ли) возмещаться расходы бюджета и т.д. Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту, принятие предлагаемого Федерального закона не повлечет дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета. Финансово-экономическое обоснование не учитывает назначение пенсий по случаю потери кормильца в рамках государственного пенсионного обеспечения за счет бюджетных средств в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Члены комиссии сошлись на том, что вместо предлагаемых изменений в ст. 46 Федерального закона следовало бы дополнить ч. 1 ст. 47 данного закона новым п. 10, устанавливающим как одно из оснований окончания исполнительного производства признание должника судом безвестно отсутствующим, с одновременным внесением изменений в ст. 280 ГК РФ, устанавливающими последствия его явки или обнаружения его места пребывания.

Adblock
detector