Принятие законопроекта о добровольчестве (волонтерстве) позволит улучшить состояние правового регулирования в данной сфере, но не в полной мере устраняет пробелы и коллизии

К такому выводу пришли в ОП КБР по результатам общественной экспертизы соответствующего законопроекта

Комиссия по молодежной политике, спорту и патриотическом воспитанию ОП КБР провела общественную экспертизу законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)». В целом поддержав принятие законопроекта, члены комиссии отметили, что он нуждается в доработке, в том числе редакционной.

Так, понятие добровольческой (волонтерской) деятельности и его соотношение с благотворительной деятельностью законопроектом четко не установлены, и соответствующие изменения последовательно, по всему тексту Федерального закона, не предлагаются. Это приводит к нечеткому, неполному правовому регулированию соответствующих отношений.

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Федеральный закон) и законопроект рассматривают добровольцев (волонтеров) как участников благотворительной деятельности (ч. 1 ст. 5), а добровольческую (волонтерскую) деятельность как вид благотворительной деятельности. Исходя из ч. 4 ст. 5 Федерального закона и законопроекта, добровольческая деятельность – это благотворительная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг. Однако, по мнению председателя комиссии ОП по молодежной политике, спорту и патриотическому воспитанию Тимура Гуппоева, не всякое безвозмездное оказание услуг или работ по своим целям можно отнести к добровольческой деятельности. «Безвозмездное оказание услуг или работ может быть любезностью, оказываться в целях рекламы и т.д. Безвозмездность является обязательным, но недостаточным признаком добровольческой деятельности, которая предполагает осуществление на системной основе, что не учитывается законопроектом», — подчеркнул общественник.

Определения понятия добровольцы (волонтеры), предлагаемое подпунктом «б» п. 4 ст. 1 законопроекта, устанавливает, что ими являются физические лица, добровольно осуществляющие благотворительную деятельность, а не добровольческую (волонтерскую). В ч. 3 предлагаемой ст. 17.1 также говорится об условиях осуществления добровольцем (волонтером) благотворительной деятельности, а не добровольческой (волонтерской). Но когда лицо осуществляет благотворительную деятельность не в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг, оно является благотворителем, а не добровольцем (волонтером).

Указание в отдельных положениях Федерального закона, в которые не вносятся изменения, только на благотворительную деятельность и благотворительные организации, по мнению экспертов, вызывает вопрос о регулировании ими отношений по добровольчеству (волонтерству). Так, Федеральный закон содержит раздел II «Порядок создания и прекращения деятельности благотворительной организации», раздел III «Условия и порядок осуществления деятельности благотворительной организации», раздел IV «Государственные гарантии благотворительной деятельности», в которые законопроект не предусматривает внесение изменений. В то же время законопроект не содержит аналогичных разделов в отношений добровольческих (волонтерских) организаций. Означает ли это, что положения указанных разделов Федерального закона распространяются на добровольческие (волонтерские) организации, неизвестно, учитывая, что в других случаях Федеральный закон и законопроект по разному регулируют аналогичные отношения применительно к благотворительной деятельности и добровольческой (волонтерской) деятельности.

По смыслу ч. 5 ст. 5 Федерального закона, в которую изменения законопроектом не предлагаются, благополучателем помощи добровольца (волонтера) могут быть и юридические лица.Как считаетчлен ОП Зарема Кушхова, законопроект должен быть дополнен положениями, уточняющими статус юридических лиц — благополучателей. В целях достижения общественной пользы это должны быть только негосударственные некоммерческие организации, за исключением политических партий.

Пункт 4 ч. 1 и ч. 5 предлагаемой законопроектом новой ст. 17.1 предусматривает только возможность получения добровольцем (волонтером) в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ или договором с организатором добровольческой деятельности, определенных мер поддержки. «Представляется, что такие меры поддержки, как предоставление питания, спецодежды, оборудования, средств индивидуальной защиты (либо возмещение расходов на их приобретение), возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности при отсутствии вины со стороны добровольца (волонтера), должны быть обязательными условиями договора с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности. В случае привлечения добровольцев (волонтеров) к выполнению опасных видов работ страхование жизни и здоровья должно быть обязательным условием договора. Законопроектом также не устанавливаются особенности привлечения добровольцев (волонтеров) к таким работам (необходимость специальной подготовки, органы и организации, имеющие право привлекать к таким работам и т.д.), а также к работам в отдельных организациях (детские учреждения, учреждения социального обслуживания), требования к добровольцам (волонтерам), в частности, возрастные критерии, недопустимость наличия у них определенных заболеваний, судимости по отдельным видам преступлений (возможно к определенным видам добровольческой (волонтерской) деятельности)», — заключила Кушхова.

Члены палаты также обратили внимание на то, что законопроект не предусматривает включение периода осуществления лицами трудоспособного возраста добровольческой (волонтерской) деятельности в страховой стаж для назначения страховых пенсий по аналогии с периодами получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах.

Заключение по результатам общественной экспертизы законопроекта направлено в Общественную палату России.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Adblock
detector