Принятие законопроекта предотвратит случаи произвольного толкования закона работодателями

Символично, что в преддверии нового учебного года Общественной палатой Кабардино-Балкарской Республики рассмотрен проект Федерального закона № 701078-7 «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Статью 46 Федерального закона предлагается дополнить новой частью 2.1, которая предусматривает допуск студентов образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования к педагогической деятельности в сферах общего и дополнительного образования. По мнению членов палаты и экспертов, это позволит студентам приобрести практические навыки, а образовательным организациям восполнить недостаток в кадрах.

Изменение в статью 108 Федерального закона предусматривает, что требование части 1 статьи 46 об обязательном профессиональном образовании не распространяется на воспитателей детских садов, которые не имеют педагогического образования, но эффективно осуществляют профессиональную деятельность и признаны аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности. С 1 января 2020 года вступает в силу профстандарт «Педагог», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2018 г. № 544н, который также включает требование о наличии у воспитателей детских садов специального педагогического образования.

Как отметил председатель Комиссии по образованию, науке, молодежной политике, туризму и спорту Исмел Дадов «введение в действие Федерального закона и профстандарта не означают требование наличия профессионального образования у педагогических работников, уже состоящих в трудовых отношениях». Это подкреплено также согласованной позицией Министерства образования и науки РФ и Профессионального союза работников народного образования и науки РФ о недопустимости расторжения трудового договора с воспитателем или учителем, который принят на работу до вступления в силу Федерального закона и формально не соответствует требованиям части 1 статьи 46 Федерального закона (письмо Министерства образования и науки РФ от 13 октября 2016 г.№ НТ-1295/12). «Однако многие работодатели, пользуясь положениями части 1 статьи 46 Федерального закона, расторгают трудовые договоры с такими работниками. Это приводит к трудовым конфликтам, и, учитывая невысокие размеры заработной платы в дошкольных учреждениях, к недостатку кадров, отсутствию мест и переполненности групп», — заметил член Палаты.

В результате обсуждения пришли к выводу, что принятие законопроекта позволит уменьшить случаи произвольного понимания и толкования положений части 1 статьи 46 Федерального закона работодателями. Однако, законопроект не предусматривает механизма определения эффективного осуществления профессиональной педагогической деятельности работниками, не имеющими профессионального образования, которое является одним из условий продолжения трудовых отношений наряду с признанием их аттестационной комиссией, соответствующими занимаемой должности. Это снижает гарантии занятости педагогических работников без профессионального образования, а также приведет к трудностям в правоприменительной практике. Требование эффективного осуществления профессиональной педагогической деятельности является излишним, так как признание аттестационной комиссией указанных работников соответствующими занимаемой должности по сути означает эффективное осуществление ими профессиональной деятельности. Слова «эффективно осуществляющих профессиональную педагогическую деятельность», по мнению членов Палаты и экспертов, следует исключить из предлагаемой законопроектом редакции новой части 17 статьи 108 Федерального закона.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Проекты Общественной палаты КБР

Adblock
detector