Регресс по осаго судебная практика

Что такое регресс по ОСАГО с виновника ДТП судебная практика, и каков срок давности? Страховая организация ОСАГО обязана компенсировать лицу, которое пострадало при дорожном происшествии вред, причинённый её клиентом. Это не только имущественный ущерб машине или конструкциям, которые были деформированы по вине застрахованного человека. Кроме этого, необходимо компенсировать вред, который был причинён здоровью и жизни человека, т.

е. траты на излечение или похороны.

Чаще всего после оплаты страховая организация выставляет регрессное требование к виновнику ДТП. Данная процедура проводится в суде, из-за этого требуется помощь квалифицированного юриста. При тщательном исследовании требований истца, можно отыскать огрехи в законодательстве, и предотвратить регресс.

Что представляет собой регресс

Регресс – это требование, которое выдвигает страховая к виновному лицу при дорожном происшествии. Взыскивает ли компенсацию страховая компания с виновника ДТП по ОСАГО? Пример: по страховому производству случилась авария на трассе, итогом которой стало нанесения вреда машине в размере пятидесяти тысяч рублей, одновременно СК виновника выплатила всю сумму полностью, она вправе затребовать оплату этой суммы от виновного лица. Такое право даёт компании настоящее законодательство.

Компания может затребовать оплату суммы, оплаченной ей компенсации лишь путём выставления соответствующего искового заявления в судебные органы. Это главные условия для регресса, которые обязаны быть выполнены.

Законы Российской Федерации контролирует порядок и условия регресса (идентичные правила действуют и в европротоколе).

Определённые требования содержатся в таких законах, как:

  • ГК России;
  • Федеральный Закон «Об ОСАГО».

Данные законы регулируют сферу правоотношений между организацией по страхованию и гражданином. Однако, помимо этого, специальные пункты есть и в страховом соглашении, их оформляют страховщики с хозяевами ТС.

Регрессное требование может предъявляться также к организации, проводившей техосмотр застрахованного автомобиля до момента составления диагностической карты, являющейся главным документом для оформления соглашения по страхованию.

Организация, оформляющая полис ОСАГО может затребовать возврат выплаченного по договору ущерба от компании лишь в том случае, если не были определены дефекты, которые присутствовали на авто и явились фактором дорожного происшествия. В этой ситуации наличие необходимого заключения экспертов является обязательным, так как оно используется в судебном производстве.

Имеет ли право страховая компания при соблюдении всех условий, взыскать деньги с виновника ДТП? Она может предъявлять регресс не к одному лишь владельцу автотранспорта, признанного виновным в аварии на дороге.

Нюансы регресса по ОСАГО

Требование возвращения средств компании по страхованию является гарантом сохранения их. Обычно оно появляется в результате аварии. Многие водители, имеющие автогражданку, предполагают по незнанию, что если виновным лицом в происшествии признаны они, то компенсацию пострадавшему человеку всё равно заплатит страховая.

Несомненно, она заплатит денежные средства, но за возвратом их, конечно же, обратится к виновнику. И здесь не имеет значения, оформлена ли автогражданка, или нет, т. к. тогда он обязан быть наказан за несоблюдение ПДД.

В 2018 году величина страхового возмещения составляет:

  • для ущерба, причинённого имуществу – 400000 р.;
  • если нанесён вред здоровью – 500000 р.

Если денег нет, то оформляется взыскание задолженности долями, делается только в порядке судебного производства.

Чтобы использовать своё право на компенсацию потраченных денег, организация должна:

  1. Лицу, признанному потерпевшим, оплатить вред в полном объёме, учитывая предъявляемое требование, документацию по аварии и оценку экспертов.
  2. Подать в судебные органы иск о возврате потраченных денег с виновного.

Это главные условия, чтобы выставить регресс страховой компании при аварии к виновнику ДТП по ОСАГО, они обязательные для исполнения. Требуется сказать, что виновному человеку не нужно пропускать эти суды. Если его не будет, то постановление о возмещении всей суммы по страховому случаю будет принято заочно, чаще всего величина возмещения может быть завышена в несколько раз.

Если постановление будет принято в присутствии виновного лица, то как же тогда не оплачивать регресс по автогражданке, как его можно оспорить? Если владелец авто, признанный виновником в происшествии, не согласен с величиной регресса, то он может выставить встречный иск (образец такого заявления можно найти в интернете).

Кроме оплаченной стоимости возмещения по страхованию, организация вправе взыскать с ответчика по иску деньги, потраченные на:

  • производство дела по страхованию;
  • организацию экспертизы.

Практика в судах говорит о том, что чаще всего компании, оформляющие ОСАГО, подают требование о возврате суммы, затраченной на компенсации убытков принудительно. Такие ситуации чаще всего складываются в отношениях между страхователем и компанией «Росгосстрах».

Однако к радости водителей необходимо сказать, что обычно возможно получить уменьшение величины выплат, ссылаясь на выводы экспертизы, проведённой по решению суда или доказав необоснованность требований страховщика.

Виновному лицу не стоит пропускать судебные процессы по регрессивному требованию. Если водитель не будет посещать процессы, то постановление о возмещении суммы компенсации потраченных средств в полном объёме примут заочно.

Чаще всего страховщик завышает величину выплаченных денег, и виновник аварии тогда непосредственно в судебном процессе имеет право высказать своё несогласие с данными требованиями страховой.

Когда предъявляется регресс

Нужно знать о том, что организация по страхованию не всегда вправе предъявлять регрессное требование к виновному лицу.

Законодательство России конкретно указывает все случаи, когда компания, оформляющая ОСАГО, наделяется таким правом (не надо путать с полисом КАСКО).

Конкретно, организация, заключающая соглашение по ОСАГО может выставить регресс к виновнику в следующих ситуациях:

  1. Если был умысел. К примеру, если он специально попал в дорожно-транспортное происшествие. Тогда страховщик может затребовать возврат суммы страхового покрытия.
  2. В определённых ситуациях действия виновного лица могут иметь конкретные признаки иных нарушений закона. К примеру, водитель специально разбил автомобиль потерпевшего, тогда необходимо возбуждать дело по случаю порчи имущества граждан.
  3. Водитель употребил за рулём алкоголь или наркотики. Несомненно, это должно подтверждаться заключением медицинской комиссии.
  4. Гражданин, совершивший ДТП, не имел права на вождение автотранспорта. В нормативных актах говориться, срок действия удостоверения водителя – десять лет. Срок вышел, но человек не сменил права, тогда СК получает возможность предъявить регресс.
  5. Человек, виновник аварии не указан в документе автогражданки, как водитель автотранспорта. Оформляя соглашения по страхованию автовладелец ТС, указывает список лиц, имеющих право на эксплуатацию машины.
  6. Происшествие случилось в то время, когда автомобиль не мог использоваться. Гражданин может указать период, в который автотранспорт будет использоваться для передвижения. К примеру, возможно оформить соглашение, определив, что транспорт будет использоваться лишь в летнее время, а передвижение на ней в другой период является нарушением закона. При ДТП в зимнее время организация по страхованию имеет право вернуть оплаченную ей сумму по страховке.
  7. Водитель, который стал виновником происшествия, уехал с места аварии. Граждане, участвовавшие в происшествии, обязаны прекратить движение и соблюдать определённые инструкции, которые нужны, чтобы оформить аварию.
  8. Регресс от страховой за непредоставление извещения. Согласно действующим законам РФ водитель обязан сообщить о ДТП своей компании, заключавшей соглашение по ОСАГО, и предоставить всю документацию в течение пяти суток с даты события, иначе выплачивать денежные средства на компенсацию ущерба он будет самостоятельно.
  9. Водитель, признанный виновником события на дороге, начал восстановление автомобиля без разрешения организации, заключившей с ним автогражданку. Это требование действует на протяжении пятнадцати суток с даты ДТП. Идентичная ситуация возникает, если водитель отказывается пройти экспертизу автотранспорта.
  10. Диагностическая карта во время аварии была просрочена.

Это основные ситуации, наличие которых даёт право компании, оформляющей ОСАГО, на предъявление возврата потраченных денежных средств виновному в аварии человеку.

Как не допустить регресса

Есть ли законные способы избежать оплаты регресса организации по страхованию?

Существует список правил, которые обязан выполнять любой водитель, имеющий полис для защиты от лишних трат:

  1. Водитель дисциплинированный, это сильно уменьшает вероятность того, что он станет виновником аварии. Поэтому, чтобы предотвратить возникновение регресса он должен соблюдать ДТП, быть внимательным, так как дорога не прощает ошибок.
  2. Необходимо следить за сроками в полисе автогражданки. Есть граждане, по различным причинам оплачивают страховку менее, чем на 360 дней, требуется помнить об этом и своевременно доплачивать недостающую сумму.
  3. У грузового автомобиля талон техосмотра должен быть действительным. Контролировать это обязан сам водитель.
  4. В любом полисе водитель автомобиля обязательно указывается в графах бланка. Необходимо лично проверить, что ФИО прописано в документе, за которым закреплён водитель.
  5. Человек управляет не своим авто, тогда при нём всегда должна быть доверенность от владельца на его ФИО.
  6. Если во время движения произошло ДТП, нельзя покидать данное место, так как это будет расценено, как попытка избежать наказания.
  7. Нельзя утаивать от компании, заключающей с гражданином соглашение по ОСАГО, различные сведения, имеющие отношение к аварии. Нельзя восстанавливать автомобиль без разрешения страховщика.

При соблюдении вышеуказанных правил, человек надёжно защищает себя от регрессного требования от страховщика, который оформлял ОСАГО.

В законодательстве указаны сроки давности для предъявления регрессного требования. В случае, если затрагиваются выплаты по имущественному ущербу, то организация, осуществляющая страхование может выставить требование на возврат в течение 24 месяцев. Если случай затрагивает компенсацию за нанесённый вред здоровью, то срок давности составляет тридцать шесть месяцев.

Если СК не выставила регрессное требование своему страхователю в указанные сроки, означает, что она утратила это право. Однако если есть серьёзные основания, то страховщику можно вернуть такое право в судебном производстве.

СК действуют на коммерческих взаимоотношениях, из-за этого они пытаются получить прибыль на каждой стадии собственной деятельности: как в период оформления полиса автогражданской ответственности, так и во время регресса по автогражданке. Однако, суды в данных производствах обычно стоят на позиции гражданина, в частности, если он поддерживает свои доводы весомыми доказательствами.

В многочисленных ситуациях после оплаты страховщик требует от гражданина, которого признали виновным в ДТП, возврата денежных средств. Эта процедура происходит в суде и чаще всего в таких производствах требуется помощь профессионала в юридических вопросах. При правильном подходе водитель может избежать регрессного требования по обязательному страхованию гражданской ответственности.

Верховный Суд РФ разъясняет вопросы регрессных требований страховщиков по ОСАГО

10. Регрессные требования на основании ст.14 Закона об ОСАГО (2) не могут быть предъявлены лицу, управлявшему в момент дорожно-транспортного происшествия транспортным средством на основании трудового договора, заключенного с владельцем этого транспортного средства.

Ненаправление страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность причинителя вреда, экземпляра извещения о дорожно-транспортном происшествии, документы о котором оформлены без участия сотрудников полиции, не является безусловным основанием для удовлетворения регрессных требований на основании подп. «ж» (3) п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО.

(2) Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

(3) Признан утратившим силу Федеральным законом от 1 мая 2019 г. № 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (подп. «а» п. 10 ст. 2).

Страховая компания обратилась в суд с иском к П. о возмещении ущерба в порядке регресса.

В обоснование требований истец указал на то, что 7 февраля 2019 г. по вине ответчика, управлявшего автомобилем, был поврежден автомобиль, принадлежащий В.

Документы о дорожно-транспортном происшествии оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

На момент происшествия гражданская ответственность обоих водителей была застрахована в страховой компании (истец), которая выплатила В. страховое возмещение в размере 68 300 руб.

Ссылаясь на подп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО, а также на то, что П. в установленный законом пятидневный срок не направил страховщику извещение об этом происшествии, истец просил взыскать с П. в порядке регресса 68 300 руб. и судебные расходы.

Решением суда, оставленным без изменения апелляционным определением, исковые требования удовлетворены.

Удовлетворяя регрессный иск, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение требований п. 2 ст. 111 Закона об ОСАГО ответчик не исполнил обязанность по направлению страховщику в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия заполненного бланка извещения о происшествии, а представил его в страховую компанию только 25 февраля 2019 г., что в силу подп.

«ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО дает страховщику право предъявить регрессное требование к причинителю вреда.

При этом суд не усмотрел оснований для признания причин пропуска названного срока уважительными.

Суд апелляционной инстанции согласился с таким выводом.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила апелляционное определение и направила дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, указав в том числе следующее.

Из положений ст. 1068, п. 1 ст.

1079 ГК РФ и разъяснений, содержащихся в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», следует, что работник, управляющий источником повышенной опасности в силу трудовых или гражданско-правовых отношений с собственником этого источника повышенной опасности, не признается владельцем источника повышенной опасности по смыслу ст.

1079 ГК РФ, ответственность в таком случае возлагается на работодателя, являющегося владельцем источника повышенной опасности.

Данные правила распространяются и на требования о возмещении ущерба в порядке регресса.

Из обстоятельств дела следует, что П. на момент происшествия состоял в трудовых отношениях с местной администрацией (привлечена по делу в качестве третьего лица), которая согласно страховому полису ОСАГО является страхователем и собственником транспортного средства, находившегося под управлением П.

Однако судами в нарушение ч. 2 ст. 56 ГПК РФ не были вынесены на обсуждение сторон вопросы о том, на каком основании П. управлял данным автомобилем и кто должен нести ответственность за вред, причиненный при использовании этого автомобиля.

В материалах дела имеется выписка из распоряжения местной администрации, согласно которой П. принят на работу с 11 января 2006 г. в администрацию водителем.

Кроме того, из объяснений представителя администрации, изложенных в протоколе судебного заседания суда первой инстанции, также следует, что ответчик является сотрудником местной администрации с 2006 года.

Однако судебными инстанциями указанным обстоятельствам правовая оценка не дана.

Согласно пп. 2, 3 ст. 111 Закона об ОСАГО в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.

Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.

В силу п. 3 указанной статьи в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в п. 2 этой статьи, обязаны представить транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.

Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без согласия в письменной форме страховщиков не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.

В соответствии с пп. 2, 3 ст. 111 , подп.

«ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2005 г. № 6-П специальные правовые гарантии защиты прав потерпевшего должны быть адекватны правовой природе и целям страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также характеру соответствующих правоотношений (п. 3.1).

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 мая 2017 г. № 1059-О указано, что, по смыслу п. 2 ст.

111 Закона об ОСАГО во взаимосвязи с п. 3 этой же статьи, необходимость направления водителями транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия сопряжена с их обязанностью по требованию страховщиков представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования, а также для обеспечения этих целей не приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.

Подпункт «ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО о праве регрессного требования страховщика призван обеспечить баланс интересов страховщика и страхователя.

По смыслу положений пп. 2, 3 ст. 111 , подп.

«ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО и в соответствии с их толкованием, которое дано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2005 г.

№ 6-П и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 мая 2017 г. № 1059-О, требование о направлении обоими участниками происшествия заполненного бланка извещения о страховом случае при оформлении документов без участия сотрудников полиции установлено для того, чтобы и страховщик, застраховавший ответственность потерпевшего, и страховщик, застраховавший ответственность причинителя вреда, имели возможность проверить достоверность сведений о дорожно-транспортном происшествии и о полученных в его результате повреждениях автомобилей.

В этих же целях была установлена и ответственность за неисполнение данного требования в виде возможности предъявить регрессные требования к причинителю вреда, не исполнившему такую обязанность.

По данному делу страхователем ответственности обоих владельцев автомобилей является один и тот же страховщик, который по обращению потерпевшего, представившего заполненный бланк извещения о происшествии с указанием сведений о том, что ответственность причинителя вреда застрахована в той же страховой компании, включая серию, номер и дату выдачи полиса ОСАГО, признал изложенные в нем сведения достоверными, а случай − страховым и определил размер страхового возмещения.

Удовлетворяя иск, судебные инстанции не указали, в чем состоит нарушение прав страховщика как основание регрессной ответственности вследствие непредставления ему второго экземпляра такого же извещения о том же происшествии.

Заявитель ссылался также на то, что при представлении документов в страховую компанию они действовали с потерпевшим совместно, как участники одного дорожного происшествия и клиенты одного и того же страховщика, а в дальнейшем выполняли указания страховой компании, однако судебные инстанции это обстоятельство не учли и не исследовали.

На это же он ссылался и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и в апелляционной жалобе.

При указанных выше обстоятельствах судам при разрешении спора следовало учесть и обсудить в качестве имеющего значение обстоятельства вопрос о том, являлись ли действия сторон добросовестными, имея в виду, что в соответствии с пп. 3 и 4 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения, а в соответствии с п.

1 ст. 10 этого же кодекса не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Однако названные выше обстоятельства и положения закона судами учтены не были.

Как избежать регресса по европротоколу, если не отправили за 5 дней? Судебная практика

Самая большая тонкость оформления ДТП по европротоколу ОСАГО в 2022 году заключается в обязанности уведомить страховщика в течение 5 дней. За неисполнение этой обязанности виновника ранее мог ждать регресс. И сейчас всё зависит от даты заключения договора страхования.

Но так ли безусловен последний – если вы не успели отправить европротокол в страховую за 5 дней, обязательно ли платить взыскание в таком порядке и можно ли оспорить и избежать выплаты? Этот вопрос немного сложнее, но вероятность его решения в пользу виновника есть.

Европротокол и регресс – что говорит закон 2022 года?

Регресс – это, в первую очередь, право. В нашей ситуации право страховой компании отсудить выплаченные потерпевшему деньги за неисполнение обязанностей виновника в установленных законом случаях. Мы уже рассмотрели подробно вопрос о том, как правильно уведомить виновнику своего страховщика.

Настало время выяснить, как быть и что делать, если вы этого не сделали совсем или не успели вовремя отправить извещение.

Если вы не сдали европротокол по ОСАГО страховщику в течение 5 дней, оформленный при ДТП, а сам договор страхования заключен до 1 мая 2019 года, то закон на стороне последнего. Представим в виде логической цепочки, откуда возникает такое право у страховой организации:

  1. пункт 3.8 Правил страхования обязывает виновника отправить свой бланк извещения в течение 5 дней страховой компании, в которой он заключил договор ОСАГО; это же предписывает Федеральный закон Об ОСАГО ФЗ-40 в пункте 2 статьи 11.1;
  2. если этого не сделать, то страховщику переходит право регресса за неуведомление по подпункту «ж» пункта 1 статьи 14 ФЗ-40, но только если полис ОСАГО приобретён до 1 мая 2019 года.

Что за дата – 1.05.2019?

Именно в этот день произошло важное событие в законодательстве об ОСАГО. Если до 1 мая 2019 года страховая компания законно могла за нарушение срока представления бланка извещения виновником в свою страховую выставить тому регресс – истребование всей выплаченной потерепевшему суммы, то после указанной даты такое право страховщика отменено соответствующим ФЗ-88.

Таким образом, если сам страховой полис приобретён до 1.05.2019 и европротокол оформлен до 1 мая, то регресс будет вполне законен, и избежать его очень сложно. Если же позже, то требования страховщика на действующем законодательстве не основаны.

Ниже мы будем говорить о ситуациях, когда страховка куплена до 1.05.2019, то есть право страховщика выставлять регресс остаётся законным на дату заключения договора ОСАГО.

Подаст ли страховая в суд?

Да. С большой долей вероятности. Если вы получили такое требование в виде довольно запутанного письма, то можете быть уверены – другие, попавшие в аналогичную ситуацию, получали такое же, где страховая требует выплату в размере выплаченной потерпевшему суммы в порядке регресса.

И, что печально, страховые не брезгуют подавать в суды даже при незначительных суммах такого требования.

Примеров тому в судебной практике 2022 года масса. А вот так выглядит типичное исковое заявление в порядке регресса по ОСАГО:

Пришло регрессное требование – что делать?

В первую очередь, оценить ситуацию и понять, подавали ли вы бланк извещения еврпоротокола в страховую. Если даже вы отправили документ страховщику и успели уложиться в 5 дней, то это ещё не значит, что страховая ничего у вас не отсудит – у вас должны быть доказательства принятия извещения. А таковыми служат:

  • копия европротокола с штампом с входящим номером или печатью страховой о принятии с датой не позднее 5 дней,
  • видеозапись вручения,
  • чек и копия уведомления о вручении с почтового отделения, если вы отправляли его почтой.

Если же вы просто забыли сдать европротокол страховщику или попросту не знали о такой обязанности, то просто бросать это на самотёк не стоит. Вероятнее, всего для защиты интересов лучше прибегнуть к помощи представителя – юриста, который по отзывам сможет «вытянуть» дело, опираясь на правильные правовые акты и убедив судью последовательностью.

Как не платить по регрессу законно? Есть способ!

На большинстве сайтов вы не найдёте информации о способах не платить или оспорить выставленное регрессное требование по ОСАГО в случае, если вы забыли уведомить страховую в течение 5 дней предоставлением европротокола. Казалось бы, так способов и правда нет, ведь законодательство чётко урегулировало право регресса при неисполнении обязанности виновником.

Но способ есть! Впрочем, он не стопроцентный, так как основан лишь на одном решении суда.

Дело в том, что право в нашей стране должно быть основано не только на законе, но и на обоснованности (Постановление Пленума Верховного суда от 19 декабря 2003 года №23). Регресс по европротоколу на практике судебных решений также должен быть обоснован, как следствие.

И совсем недавно Советский районный суд города Новосибирска вынес свежее, довольно неординарное, но вполне логичное и, главное, положительное для виновника, которому был выставлен регресс и который его оспорил, решение с отказом для истца.

Обновление от 28.01.2020

Кроме того, читателям данной статьи также удалось отстоять своё право в суде. Одно из таких успешных решений вместе с образцом возражения опубликовано в одном из комментариев.

Суть дела заключалась в иске страховой компании виновнику ДТП на не очень большую сумму чуть более 26 тысяч рублей в порядке регресса с требованием её выплаты, так как тот не отправил европротокол в страховую.

Суд принял во внимание, что пункт 2 ФЗ Об ОСАГО, обязывающий виновника в течение 5 дней сдать европротокол в страховую компанию, тесно взаимосвязан со следующим – третьим – пунктом, где страховщик имеет право осмотреть автомобиль виновника, а тому запрещается ремонтировать его в течение такого же срока, ссылаясь на определение Конституционного суда РФ.

Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 №1059-О следует, что по смыслу пункта 2 статьи 11.1 Федерального закона №40-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 3 этой же статьи необходимость направления водителями транспортных средств, причастных к ДТП, бланка извещения о ДТП страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП сопряжена с их обязанностью по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 данной статьи, представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования, а также для обеспечения этих целей не приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП.

Вполне логично, что, если у страховщика есть право 5 дней для осмотра авто, то у виновника аварии должна быть обязанность не ремонтировать его и, соответственно, вообще оповестить страховую о самом факте ДТП.

Таким образом, суд учёл, что неисполнение обязанности виновником по извещению страховой в течение 5 дней не даёт тому безусловное право регрессного требования, а только если это повлияло на обязанность самой страховой в выплате возмещения потерпевшему.

Как следует из материалов дела потерпевшая С.М. представила в страховую компанию извещение о ДТП, содержащее подписи в том числе и ответчика Бочкарева Ю.А., данный случай был признан страховым и потерпевшему произведена выплата страхового возмещения, то есть данных документов оказалось достаточно для принятия решения о возмещении, произведённом страховщиком своему страхователю (потерпевшему).

. При рассмотрении дела не доказано, что отсутствие у страховщика сведений о наступлении страхового случая могло каким-то образом сказаться на обязанности выплатить страховое возмещение, так как объем повреждений был зафиксирован, он остался неизменным.

В конечном итоге суд вынес решение, в котором отказал истцу в регрессном требовании и, соответственно, позволил виновнику ДТП не платить по регрессу и избежать существенных финансовых потерь.

Но здесь также следует учесть 3 тонкости, которые поспособствовали вынесению отказа судом:

  • на время рассмотрения дела страховая компания предоставила бланк извещения, переданный потерпевшей в ДТП – это позволило суду убедиться в том, что страховщик всё же был извещён,
  • судья указал на тот факт, что из-за того, что виновник ДТП не предоставил свой экземпляр европротокола в положенный срок, страховой следует указать на недостаточность данных для возмещения (невозможность осмотреть автомобиль виновника, к примеру), то есть отказать в выплате, а не выплачивать по ОСАГО и затем выставлять регресс с виновника, а это уже может повлечь прямой иск от потерпевшего,
  • в данном примере суд никоим образом не отменил возможность взыскания регрессной выплаты с виновника и, тем более, никак не отменил соответствующую норму закона (районные суды не уполномочены на это), поэтому на это решение суда можно ссылаться и в вашем случае при выполнении условий выше, но это не значит, что и в вашем случае судья откажет в регрессном требовании и позволит вам не платить по регрессу.

Ещё 2 способа оспорить регресс

Они ещё менее вероятные для вашего случая, но обратить внимание на них всё же стоит.

Исковая давность

Она в российском законодательстве 2022 года составляет 3 года (статья 196 ГК). А началом течения этого срока является вовсе не ДТП, а, согласно части 3 статьи 200 ГК РФ, тот момент, когда исполнено основное обязательство, коим является выплата по ОСАГО потерпевшему.

Почему именно выплата? Так считает судебная практика. Вот одно из решений, где судья объяснил, почему дату ДТП считать началом срока исковой давности неверно.

5 рабочих или календарных дней?

Нередко от ответа на данный вопрос зависит законность регрессного требования по ОСАГО от страховой. Бывает, что вы успели отправить бланк европротокола, но позднее 5 дней. И здесь важно понимать, что закон даёт 5 именно рабочих суток для этого, не считая официальных выходных и праздничных дней.

Как не получится избежать регресса?

Итак, сначала поговорим о тех основаниях, по которым не удастся оспорить регрессное требование, а судья при приведении таких доводов не примет их во внимание как достаточные для отказа истцу (страховой компании) в иске.

Если вы не знали о такой обязанности

Избитая фраза «Незнание закона не освобождает от ответственности» универсальна для законодательства России. И в данном случае то, что вы просто не были в курсе такой обязанности, а вас никто не предупредил, не может служить основанием для отмены взыскания ущерба по регрессу с вас как виновника ДТП по ОСАГО.

Более того, вас предупреждали. Бланки европротокола утверждены Банком России, и самой последней строчкой в каждом таком бланке прямым текстом идёт упоминание обязанности отвезти заполненное извещение в страховую – причём, каждому из участников аварии.

Если звонили в страховую и известили

. Но доказательств у вас нет. В этом случае также маловероятен тот факт, что удастся избежать регресса по европротоколу, если вы просто уведомили устно страховщика о случившемся страховом случае. Разве что представитель страховой в суде сам укажет на то, что вы звонили и оповестили, но это практически невероятно.

А распечатка вызовов с вашего телефона, даже если удастся получить её по прошествии длительного времени после этого, не подтвердит факт извещения, потому как запись разговоров операторами не ведётся.

Более того, в Правилах страхования указано, что оповестить страховщика необходимо только такими способами, которые обеспечат подтверждение этого.

Что такое регресс по ОСАГО?

ОСАГО — это обязательное страхование автогражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц при эксплуатации автомобиля. Водители должны иметь при себе полисы ОСАГО. Если водитель станет виновником ДТП, нанесет вред другим участникам дорожного движения, их транспортным средствам, страховая компания возьмет возмещение ущерба на себя.

Когда страховая компания может предъявить регрессное требование

Согласно правилам страхования по ОСАГО, регламентированным Федеральным законом «Об ОСАГО», у страховых компаний есть серьезные основания для того, чтобы предъявить виновнику ДТП регресс.

Перечислим нарушений, когда возмещение ущерба страховая компания возложит на водителя, ставшего виновником ДТП.

  • Умышленное причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего.
  • Водитель находился за рулем в состоянии опьянения.
  • Водитель отказался от проверки на состояние опьянения.
  • У водителя отсутствовало право управления (вообще не было прав, не было нужной категории прав или он был лишен прав).
  • Водитель скрылся с места ДТП.
  • Водитель не был вписан в страховку ОСАГО.
  • ДТП произошло не в рамках периода использования, указанного в полисе, (если куплена страховка на не полный год, т.е. с ограниченным периодом использования автомобиля).
  • Виновник ДТП не предоставил автомобиль на экспертизу или начал его ремонт раньше, чем через 15 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) после ДТП.
  • У автомобиля не пройден техосмотр. Только для легковых такси, автобусов, грузовиков для перевозки людей и ТС для перевозок опасных грузов.
  • У автомобиля не пройден техосмотр и причиной ДТП стала техническая неисправность.
  • При заключении договора ОСАГО предоставлены недостоверные сведения, которые привели к уменьшению стоимости полиса.
  • Виновник ДТП использовал автомобиль с прицепом, при этом прицеп в ОСАГО не вписан (на прицепы граждан для легковых машин не распространяется).

Таким образом, если виновник ДТП совершил нарушения из списка, страховщик в праве потребовать от него возмещения расходов, которые оплатила компания пострадавшей стороне.

Суброгация

Страховщик может также перенести свое требование на возмещения ущерба с виновника ДТП на страховую компанию, в которой его автомобиль застрахован по ОСАГО. Переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба называется суброгацией.

Adblock
detector