30 марта 2012 года
г. Нальчик
Заслушав и обсудив доклад и выступления на тему: «Проблемы миграции и их влияние на демографическую ситуацию в Кабардино-Балкарской Республике» Общественная палата КБР отмечает, что в огромном спектре направлений общественной жизни, регулируемых деятельностью государства, миграционная политика – одна из самых сложных противоречивых, болезненных для нашей республики и для страны в целом. Она призвана служить не только национальным интересам России, Кабардино-Балкарии, обеспечивая безопасность, содействуя развитию экономики, повышая демографический потенциал, но вместе с тем должна отвечать чаяниям тех, кто является ее непосредственными участниками – принимающего населения и переселенцев, способствовать реализации их прав.
Хотя в последние годы отрицательный прирост населения России сократился, демографическая ситуация в стране остается неудовлетворительной, поскольку убыль населения все же сохраняется. Это обусловило принятие в октябре 2011года Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года. Согласно документу, целями ее на этот период являются стабилизация численности населения на уровне 142-143 млн. человек и создание для ее роста до 145млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 70-75 лет.
Кабардино-Балкария относится к числу немногих регионов РФ, в которой на протяжении всех лет демографического кризиса наблюдался естественный прирост населения. Только в 2005году была зарегистрирована убыль, которая составила -0,1‰. Численность населения Кабардино-Балкарской Республики в последнее 5-летие была стабильна в пределах 893.8- 894 тыс. чел. Характерны были достаточно высокие уровни воспроизводства, но они перекрываются миграционной убылью. Например, в 2010 г. естественный прирост составил 4496 чел., миграционная убыль – 3418чел., что на 17 процентов превышает уровень 2007 года. Однако, несмотря на относительно благополучную демографическую ситуацию, в 1990-2006 годах в республике наблюдалась регрессивная динамика всех показателей, характеризующих воспроизводство населения. Так, если в 1990 году общий коэффициент естественного прироста населения составлял 8,8 на 1000 человек, то в 2005 году он снизился до -0,1.
Изменяется под влиянием миграции и возрастной состав населения. Более быстрый рост численности лиц старших возрастов обуславливает изменение среднего возраста. В 2006 году численность населения старше трудоспособного возраста составляла 15,5%, в 2010году- 16,6%. Хотя средний возраст населения КБР (33.5 лет) ниже средне российского показателя (36,2года) он имеет тенденцию к повышению. Пропорция граждан трудоспособного возраста и нетрудоспособных пенсионеров составляет 3,9:1.
При этом основные демографические показатели существенно различаются для городского и сельского населения и варьируют в зависимости от района. Так, решающую роль в изменении структуры и численности населения сельских районов играет естественный прирост, а городских поселений и прежде всего Нальчика – миграция, преимущественно за пределы республики.
Миграция оказывает определенное влияние на социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики. Современное положение требует четкой миграционной политики на уровне страны и республики, а также отлаженной системы управления миграционными процессами.
В целях дальнейшего повышения конструктивного взаимодействия государственных органов управления и институтов гражданского общества, участвующих в решении задач в области демографии и миграции, участники пленарного заседания считают необходимым принять следующие рекомендации:
Парламенту Кабардино-Балкарской Республики:
1. Провести анализ республиканского законодательства в области миграционной политики и демографии, принять меры по его совершенствованию. Обеспечить рассмотрение в приоритетном порядке проектов законов, внесенных в целях реализации Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года и Закона КБР от 04.12.2007г. №89-РЗ «О республиканской целевой программе улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике до 2015 года». Рассмотреть вопрос целесообразности принятия Концепции (Программы) государственной миграционной политики Кабардино-Балкарской до 2025 года.
2. Обратиться к Президенту РФ по вопросу включения черкесов (адыгов), проживающих за пределами России, в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную указом Президента Российской Федерации № 637 от 22 июня 2006 года.
3. Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы рассмотреть проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации (от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ), предусматривающий:
— особый порядок получения гражданства для соотечественников, прибывающих из-за рубежа, в том числе в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Программа); — разработку упрощенного порядка предоставления российского гражданства соотечественникам, обучающимся в российских профессиональных образовательных учреждениях.
Внести предложения для совершенствования действующего федерального законодательства в части четкого разграничения полномочий органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ по вопросам регулирования миграционных отношений.
4. Поддержать рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественных слушаний от 21 июня 2011 года на тему «Разделенные народы: правовой статус и трансграничное сотрудничество»и обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с дополнительной законодательной инициативой путем внесения проектов федеральных законов в части:
— определения четкой формулировки статуса российского соотечественника применительно к представителям зарубежной черкеской (адыгской) диаспоры и официального признания этой этнической группы российскими соотечественниками; — определения регионов Северного Кавказа (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Адыгея, Краснодарский край, Ставропольский край, Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания) территорией для размещения представителей зарубежной черкесской (адыгской) диаспоры, добровольно возвращающихся на историческую родину; — усиления защиты прав трудовых мигрантов и членов их семей с учетом международно-правовых норм, в частности, положений Рекомендации Международной организации труда №151 «О трудящихся-мигрантах» (1975г.), Конвенции Международной организации труда № 97 «О трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 году) и других; — создание благоприятной нормативно-правовой и организационной среды для формирования инфраструктуры, обеспечивающую регулирование процессов трудовой миграции и оказание услуг участникам этих процессов (включая частные агентства занятости, информационные, юридические и прочие сервисные службы) на базе партнерского взаимодействия государства, частного сектора и общественных организаций, ориентированного на удовлетворение запросов, как трудящихся-мигрантов, так и их работодателей, в частности представителей малого и среднего бизнеса; — формирования конкурентоспособных программ привлечения в страну высококвалифицированных специалистов и их семей, в т.ч. для постоянного проживания и возможной последующей натурализации; — развитие программ организованного набора иностранных работников, реализация которых предусматривает конструктивное взаимодействие различных институтов гражданского общества; — разработка мер по стимулированию иностранных работников по профессиям, востребованным на российском и региональных рынках труда, к оформлению статуса проживающих в Российской Федерации; — упрощение порядка осуществления иностранными гражданами сезонной и временной трудовой деятельности; — создание инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства в целях разработки и реализации мер, направленных на обеспечение доступным жильем временно пребывающих в Россию и ее регионы трудовых мигрантов, а также обеспечение мигрантов и членов их семей социальными услугами, включая медицинское обслуживание и страхование, образование, пенсионное обеспечение. — введения правового определения следующих понятий: «интеграция мигрантов», «воссоединение семей», «члены семьи мигранта», «дети — члены семьи мигранта», «высококвалифицированный иностранный специалист» и «квалифицированный иностранный специалист»; — установление упрощенного режима пресечения границы для соотечественников, в том числе и для воссоединения семей; — изменения срока проживания на территории для получения российского гражданства потомками черкесов (адыгов), вынужденных эмигрировать после Кавказской войны 1817 — 1864 годы за пределы страны и желающим вернуться на историческую родину, Российскую Федерацию, с 5 лет до 1 года; — введения бессрочного вида на жительство для желающих постоянно жить в России и интегрироваться в российское общество с преимущественным правом на его получение трудовыми мигрантами. — облегчения процедуры натурализации для определенных категорий граждан, в частности для детей, родившихся в России; — введения «семейного вида на жительство», предоставляемого всем членам семьи.
— поддержки и активизации деятельности существующей за рубежом сети российских центров науки и культуры, которая могла бы предварительно обеспечивать информацией тех, кто желает мигрировать в Российскую Федерацию.
5. Просить Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации обратиться к органам государственной власти зарубежных стран, в которых проживают представители коренных народов России в статусе «разделенных народов», обеспечить возможность и условия для изучения родного языка, функционирования средств массовой информации на родном языке. Создания общественных организаций, культурных центров, основной задачей которых является сохранение и развитие родной культуры, а также обеспечить охрану памятников истории, архитектуры и культуры этих народов.
Правительству Кабардино-Балкарской Республики:
1. Разработать Концепцию республиканской миграционной политики, отвечающей современным тенденциям социально-экономического развития, для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, профсоюзов и бизнес-структур при решении задач в области миграции.
2. Выйти с законодательной инициативой в Парламент КБР о введении обязательного изучения мигрантами языка, культуры коренной нации, проживающей в местах постоянного оседания мигрантов с целью их лучшей адаптации и снижения межнациональных конфликтов.
3. В целях координации деятельности государственных структур, органов местного самоуправления, общественных объединений по повышению эффективности мероприятий, направленных на регулирование миграционных процессов и улучшение демографического состояния, создать межведомственную комиссию по миграционной политике, которая должна, в том числе, регулировать процесс расселения мигрантов на территории республики, направляя его в сторону равномерного расселения, и не допуская формирования зон компактного поселения мигрантов.
4. Продолжать совершенствование миграционных процессов в Кабардино-Балкарии, направленных на решение демографической проблемы и всячески содействовать добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в республику.
5. Обеспечить выполнение Закона КБР от 04.12.2007г. № 89-РЗ «О республиканской программе улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года».
6. Разработать с участием представителей науки и общественности республиканскую межведомственную программу по укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни населения с определением конкретных путей и этапов ее реализации на республиканском и муниципальном уровнях.
7. Рассмотреть вопрос о целесообразности принятия республиканской целевой программы «Здоровое питание».
8. Учредить ежегодно отмечаемый республиканский День трезвости.
9. Ввести на территории республики в рамках действующего законодательства реальные ограничения на продажу спиртных напитков: по времени (запрет торговли крепкими алкогольными напитками после 22-х часов); по возрасту (несовершеннолетним подросткам до 18 лет).
10. Резко сократить (до полного запрета) количество киосков, торгующих алкоголем и табачными изделиями, пивом, коктейлями и энергетическими напитками, содержащими алкоголь.
11. В целях реализации законодательства КБР осуществить меры по запрещению табакокурения в государственных образовательных и медицинских учреждениях, в помещениях занимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также их подведомственными учреждениями.
12. Разработать проект республиканской программы переселения соотечественников для включения в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
13. Проанализировать практику и опыт работы субъектов Российской Федерации по решению проблем миграции, их влияние на демографическую ситуацию региона и обеспечить распространение положительного опыта в республике.
14. Рассмотреть вопрос об обязательном проведении демографической экспертизы разрабатываемых в Правительстве республики законопроектов с учетом их возможного влияния на повышение рождаемости, укрепление института семьи, снижение смертности.
15. Принять конкретные меры по улучшению демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республики, с учетом объективной потребности в трудовых мигрантах и выработки механизма противодействия убыли трудоспособного населения за пределы республики.
16. Рассмотреть возможность создания центров временного размещения иностранных граждан, прибывающих в Кабардино-Балкарскую Республику, в которых можно получить необходимое медицинское обслуживание и помощь в трудоустройстве.
17. Совершенствовать информационное сопровождение управления миграционными процессами. Ежегодно публиковать в средствах массовой информации подробную информацию о влиянии миграционных процессов на демографическую структуру населения и ситуацию в Кабардино-Балкарской Республике.
18. Проводить анализ экономических и социальных последствий и возможностей приема трудовых мигрантов, перспективное прогнозирование нагрузки на сферы социального обслуживания, прежде всего здравоохранение и образование, предусматривать равномерное расселение иностранных граждан на территории республики, не допуская их излишней концентрации в отдельных городах и районах.
19. Шире информировать общественность республики и соотечественников, проживающих за рубежом, о ходе разработки нормативной правовой базы и механизмов реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
20. Привлекать общественные организации соотечественников, проживающих за рубежом, к работе по информированию потенциальных участников вышеупомянутой Государственной программы об условиях и возможностях приема в регионах вселения. В том числе проводить ознакомительные поездки представителей общественных организаций соотечественников по территориям вселения, содействовать участию молодежи и детей соотечественников в летнем трудовом семестре и отдыхе в Кабардино-Балкарской Республике.
21. Разработать меры поддержки, в том числе материальной, социально ориентированных некоммерческих организаций и средств массовой информации, активно участвующих в пропаганде здорового образа жизни, семейных ценностей и увеличения рождаемости.
22. При осуществлении миграционной политики шире привлекать гражданский сектор — институты гражданского общества, в частности, научно-экспертное сообщество, общественные, правозащитные организации различных организационно-правовых форм, другие некоммерческие организации, которыми накоплен значительный опыт оказания содействия мигрантам в различных областях.
23. Активнее привлекать общественные объединения к реализации на конкурсной основе отдельных государственных услуг и функций в целях решения миграционных и демографических проблем.
24. Обеспечить соблюдение международных стандартов (социальных, экономических, юридических и других) прав мигрантов.
Управлению Федеральной миграционной службы по Кабардино-Балкарской Республике:
1. Активнее выступать в роли координатора деятельности и взаимодействия заинтересованных органов государственной власти, шире использовать механизм сотрудничества на основе частно-государственного партнерства с негосударственным сектором сферы услуг, оказываемых мигрантам.
2. Создать Общественно-консультативный совет при Управлении Федеральной миграционной службы по КБР с целью наиболее эффективного взаимодействия с общественными, научными организациями и представителями бизнеса при реализации на территории республики государственной миграционной политики.
3. Провести углубленный анализ миграционной ситуации в республике и на его основе выработать действия по сбалансированности миграционной политики между различными ее составляющими: иммиграционной, эмиграционной, внутренней миграции.
4. Рассмотреть возможность проведения дополнительных оперативно-профилактических мероприятий по контролю над миграционной ситуацией в районах и городах Кабардино-Балкарии совместно с органами внутренних дел, органами местного самоуправления, прокуратурой.
5. Регулярно размещать в средствах массовой информации материалы, разъясняющие основные положения государственной миграционной политики, влияние миграции на экономику республики, ее социальное и культурное развития.
6. Объективно информировать население о специфике психологии мигрантов (особенно вынужденных), мотивации и проблемах мигрантов, сложностях их адаптации. Разработать и реализовать систему мероприятий в целях предупреждения социальной напряженности, этнических и религиозных конфликтов.
7. Разработать и осуществлять всесторонние республиканские программы социально-экономической, образовательной и этнокультурной адаптации и интеграции, предполагающие работу, как с мигрантами, так и с местным населением.
8. Сформировать конкурентоспособные программы привлечения в республику высококвалифицированных специалистов и их семей, в т.ч. для постоянного проживания и возможной последующей натурализации;
9. Предусмотреть возможность получения мигрантами, прибывающими в республику, профессиональных навыков и повышения квалификации, как непосредственно на рабочем месте, так и в системе профессионального образования, определив при этом возможные варианты обучения и его оплаты.
10. Организовать и вести постоянный мониторинг миграционной обстановки в республике, включая мониторинг общественного мнения.
11. Решать вопросы масштабной подготовки профессионалов-управленцев в сфере миграции, т.е. подготовку соответствующих профессиональных кадров, которые бы владели знаниями не только в области юриспруденции, но и в области менеджмента, экономики, социологии, демографии, этносоциологии, психологии и других наук.
Министерству внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики:
1. Усилить контроль над обеспечением правопорядка в местах компактного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства. Рассмотреть возможность проведения семинаров для сотрудников полиции по вопросам защиты прав мигрантов.
2. При подготовке и реализации профилактических мероприятий особое внимание обратить на: — проведение проверок частных лиц, публикующих в СМИ объявления о предоставлении регистрации иностранным гражданам, а также предпринимателей, использующих труд иностранных работников, с целью выявления нарушений миграционного законодательства и привлечения указанных лиц к ответственности;
— административное выдворение иностранных граждан, которые не работают по ранее поданным организациями заявкам и длительное время перебиваются случайными заработками.
3. Совершенствовать правоприменительную практику с целью обеспечения необходимой правовой защиты иностранных граждан и лиц без гражданства, законно находящихся на территории республики.
4. Активно противодействовать фактам коррупции в работе по реализации миграционной политики.
Министерству экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики:
1. Создать единую систему учета, прогнозирования и планирования развития миграционных процессов в республике.
2. Регулировать миграционные процессы с учетом социально-экономической обстановки в республике, уделяя особое внимание ситуации на рынках труда, жилья, развитию социальной, культурно-бытовой и инженерной инфраструктуры.
3. Учитывать традиции хозяйствования и природопользования, выявлять нарушения экологического законодательства при регулировании миграционных потоков в республике.
4. Создать условия для возвращения и трудоустройства жителей, покинувших республику в связи с поиском работы.
5. Регулярно рассматривать вопросы занятости населения и принимать меры для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере села.
Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики:
1. Обеспечить приоритетное финансирование мероприятий республиканских целевых программ, регулирующих демографические и миграционные процессы в Кабардино-Балкарской Республике.
2. Просчитывать последствия различных видов миграции в республику и на основании этого корректировать бюджет республики.
Министерству здравоохранения КБР:
1. Разработать и обеспечить выполнение комплекса мер, направленных на увеличение продолжительности жизни населения.
2. Обеспечить развитие службы репродуктивного здоровья на основе комплексного межведомственного подхода, преемственности и интеграции всех медицинских служб, призванных обеспечить сохранение репродуктивного здоровья населения.
3. Разработать и реализовывать программы, направленные на профилактику и лечение бесплодия, снижение младенческой смертности.
4. Разработать программу пропаганды и формирования у населения установки на здоровый образ жизни, на профилактику заболеваний. Шире использовать в этом направлении средства массовой информации путем распространения информационных, коммуникативных и образовательных программ, социальной рекламы, направленных на формирование моделей здоровье сберегающего поведения населения.
Государственному комитету Кабардино-Балкарской Республики по занятости населения:
1. Своевременно и полно информировать граждан о положении на рынке труда в Кабардино-Балкарской Республике.
2. Рационально использовать трудовой потенциал, опыт хозяйственной деятельности и квалификации мигрантов.
3. Анализировать и обобщать практику применения иностранной рабочей силы в республике, выявлять причины нарушений законодательства в этой сфере и предлагать меры по их устранению.
Федеральной инспекции труда по Кабардино-Балкарской Республике:
1. Усилить государственный надзор над соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении мигрантов посредствам проверок и выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений в соответствии с действующим законодательством.
2. Анализировать обстоятельства и причины допущенных нарушений, принимать меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.
Органам местного самоуправления:
1. Разработать и реализовать муниципальные (районные и городские) долгосрочные программы по регулированию миграционных потоков.
2. Проводить мониторинг условий проживания, питания, медицинского обслуживания трудовых мигрантов в муниципальном образовании, фиксируя негативные и позитивные процессы.
3. Незамедлительно реагировать на информацию о негативных проявлениях в миграционной сфере путем рассмотрения проблем на заседаниях рабочих групп и обращения в правоохранительные органы.
4. Информировать органы миграционной службы о работодателях нарушающих законодательство Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики и права иностранных граждан (лиц без гражданства) для решения вопроса об отказе им в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
5. Совершенствовать организационные основы интеграции мигрантов: формировать соответствующие подразделения муниципальной власти, создавать координационные и консультативные советы с участием некоммерческих организаций, постоянно оказывая им методическую, организационную, финансовую и иную помощь. Создавать условия для изучения мигрантами языка, культуры и национального уклада коренного населения тех мест, где селятся мигранты.
6. Осуществить дополнительные организационные мероприятия по:
— профилактике семейного неблагополучия, детской безнадзорности, социального сиротства; — обеспечению роста занятости населения, сокращению безработицы; — поднятию статуса семьи, поддержки многодетных семей; — предупреждению бедности, улучшению материального положения жителей района (города);
— усилению пропаганды здорового oбраза жизни, возрождению и развитию культуры народов Кабардино-Балкарской Республики.
7. Способствовать эффективной реализации республиканских и муниципальных целевых программ в области образования, здравоохранения, ЖКХ, развития села в интересах семьи и детей как главных предпосылок для регулирования миграционных процессов и предотвращения демографического кризиса.
8. Активнее использовать экономические рычаги и другие средства повышения материального благополучия населения в целях регулирования миграционных процессов и улучшения демографической ситуации в республике.
Прокуратуре Кабардино-Балкарской Республики:
- Осуществлять действенный надзор над соблюдением миграционного законодательства на территории республики.
- Провести проверку правомерности полученных мигрантами документов на проживание, для стабилизации ситуации и внедрения программы оптимизации и адаптации мигрантов.
Средствам массовой информации Кабардино-Балкарской Республики:
1. Активизировать информационную поддержку мероприятий, связанных с оздоровлением демографической ситуации и миграционным настроением населения республики.
2.Формировать и распространять идеи духовного единства, дружбы народов, общественного и национального согласия, культивировать чувства российского и национального патриотизма, способствовать сокращению этнокультурной дистанцией мигрантов с местным населением.
3. Предупреждать в средствах массовой информации, возникновение в обществе эксцессов ксенофобии и мигрантофобии, искоренение «языка вражды», как в межличностном общении, так и содействие развитию толерантных межнациональных и межконфессиональных отношений.
4. Вести активную работу по пропаганде традиционных ценностей семьи и брака, морали и нравственности, систематически освещать состояние и проблемы миграции и демографии в республике и пути их решения.
5. Ежегодно организовывать конкурс среди журналистов на лучший материал и передачу, посвященные теме решения миграционных и демографических проблем в Кабардино-Балкарской Республике.
Институтам гражданского общества, осуществляющим деятельность в области миграции и демографии:
1. Активно участвовать в разработке государственных программ — разработка программ интеграции и реинтеграции мигрантов и членов их семей в Российской Федерации на основе взаимодействия соответствующих институтов гражданского общества и органов государственной власти.
2. В своей работе шире применять новые адаптационные и интеграционные программы, призванные улучшить организацию соответствующей работы, как с мигрантами, так и с местным населением (проведение совместных культурных мероприятий, образовательных и культурных семинаров, тренингов, и т.п.).
3. Использовать существующую за рубежом сеть российских центров науки и культуры, которая могла бы предварительно обеспечивать информацией тех, кто желает мигрировать в Российскую Федерацию.
4. Энергично пропагандировать и реализовывать в своей деятельности принципы культуры межнационального и межрелигиозного диалога, гражданского согласия, обратив внимание на особенную важность формирования навыков межкультурного общения и противодействие ксенофобии в молодежной среде.
5. Осуществлять различные виды мониторинга и контроля интеграционных процессов: выявление нарушений прав мигрантов в правоприменительной практике, фиксация конкретных случаев нарушений их прав в трудовой сфере, выявление фактов этнической дискриминации на производстве и в бытовой сфере.
6. Наладить тесное взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях реализации комплекса мер, направленных на регулирование внешней и внутренней миграции и улучшение демографической ситуации, для чего способствовать:
— повышению эффективности семейной политики; — улучшению экономического, социального и духовного климата, в котором живут семья и дети;
— росту духовности нации, укреплению нравственных устоев семьи.
7. Более настойчиво отстаивать интересы семьи, материнства, отцовства и детства на всех уровнях власти.
8. Активно участвовать в поиске апробированных новых форм работы с населением по решению проблем миграции и улучшению демографической ситуации.
Общественной палате КБР:
1. Совету Общественной палаты, членам и активу комиссий по здравоохранению, демографической политике и экологи; по труду и социальной политике; по совершенствованию законодательства, общественному контролю над деятельностью органов власти, вопросам безопасности и правопорядка продолжить анализ миграционной политики в республике; осуществлять контроль над выполнением Закона КБР от 04.12.2007г. № 89-РЗ «О республиканской программе улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года» и ходом реализации рекомендаций. Итоги обсудить на заседаниях комиссий и Совете в III квартале 2012 года.
2. Оказывать информационно-методическую поддержку общественным и иным некоммерческим организациям, занимающимся проблемами адаптации и интеграции мигрантов в республике.