РЕКОМЕНДАЦИИ «круглого стола» на тему: « Рабочие профессии на рынке труда. Проблемы и перспективы для молодежи»

РЕКОМЕНДАЦИИ

«круглого стола» на тему: « Рабочие профессии на рынке труда. Проблемы и перспективы для молодежи»

9 апреля 2015 года г.о. Нальчик

Заслушав и обсудив доклад и выступления участники «круглого стола» отмечают, что органы исполнительной власти принимают активные меры по социально-экономическому развитию республики, решению проблем в молодежной политике, вопросов образования и трудоустройства и выпускников высших и средних образовательных учреждений.

В республике реализуется Комплексная программа развития профессионального образования Кабардино-Балкарской Республики на 2011-2015 годы, подпрограмма «Развитие профессионального образования» Государственной программы КБР «Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике» на 2013-2020 годы, которыми предусмотрены мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений среднего профессионального образования, модернизации системы подготовки кадров рабочих специальностей, отвечающих потребностям экономики республики

Вместе с тем, на фоне общих социально-экономических проблем страны в республике обострились проблемы, связанные с профессиональной подготовкой, трудоустройством, занятостью молодежи, являющейся наименее социально защищенным субъектом рынка труда.

Наблюдается острый дефицит в отношении рабочих специальностей, требующих высокой квалификации. Почти повсеместная нехватка рабочих кадров создаёт серьёзные проблемы для большинства промышленных предприятий, средний возраст работников приближается к пенсионному возрасту, опытные старые рабочие с трудом осваивают современное оборудование.

Происходит снижение доли молодых специалистов в промышленности из-за низкого престижа рабочих профессий.

Это особенно четко прослеживается в высокотехнологических отраслях промышленности, строительной отрасли и в сельском хозяйстве.

Определилась важная и очень острая проблема – в большинстве колледжей страны, да и у нас в республике, не созданы условия для обучения учащихся работать на полностью автоматизированных станках и оборудовании, на новейших линиях, которые внедряются на модернизированных производствах, выпускников учат тому, что было на производстве еще тридцать лет тому назад. Недостаточно развита материально-техническая база образовательных организаций республики. Структура, объемы и качество подготовки квалифицированных рабочих в условиях формирования профессиональных стандартов не соответствует требованиям работодателей и не отвечают запросам рынка труда.

Проблемы подготовки и трудоустройства квалифицированных специалистов для промышленных предприятий республики можно и нужно решать в тесном контакте с этими предприятиями. Подготовка специалистов для работы на современном технологическом оборудовании должна быть адресной, т.е. предприятия должны стать частью учебного процесса. Будущий специалист должен знать, что после окончания колледжа он будет работать на этом предприятии, на этом оборудовании, и от его знаний, навыков, квалификации будет зависеть его материальное благополучие. Такая постановка рациональна, выгодна и эффективна для всех сторон процесса, как для учреждения профобразования, предприятия, так и для будущего специалиста.

Эту проблему необходимо решить в ближайшее время, придать государственный статус социальному партнерству работодателей и образовательных организаций по формированию социального заказа на подготовку рабочих кадров для экономики республики. При этом обязательно предусмотреть прохождение производственной практики на предприятиях всех форм собственности.

На протяжении последних десятилетий наблюдается тенденция падения престижа рабочих профессий. Накопленный опыт подготовки и использования рабочих профессий оказался не в состоянии трансформироваться к рыночным условиям. Осуществление социально-экономических и политических реформ в стране кардинальным образом изменило смысл и содержание системы подготовки и распределения рабочих кадров. С одной стороны, разрушилась система распределения, с другой – и предприятия, и образовательные учреждения не смогли построить новую систему взаимоотношений.

Изменились также требования, предъявляемые к качественным характеристикам кадрового потенциала. Инновационное развитие экономики требует коренного перелома в подготовке высококвалифицированных кадров рабочих для различных секторов производства.

Особое значение для дальнейшего социально-экономического развития КБР имеет система подготовки кадров, которая требует постоянного совершенствования с учетом современных требований к рабочим профессиям.

Рассмотрев и обсудив вопрос «Рабочие профессии на рынке труда: проблемы и перспективы для молодежи», участники круглого стола РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Министерству образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики:

1.1. В целях обеспечения инвестиционной привлекательности системы профтехобразования развивать частно-государственное партнерство (формирование системы заказов по подготовке кадров с привлечением НКО, работодателей; совместная разработка профессиональных образовательных программ и т. д.).

1.2. Разработать механизмы материального и морального стимулирования мастеров и преподавателей, а также обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.

1.3. Принять неотложные меры по укреплению и развитию материально-технической базы учреждений среднего образования в республике, соответствующей современным требованиям.

1.4. Практиковатьпривлечение работодателей к оценке уровня и качества подготовки выпускников, определению соответствия их знаний, умений и навыков современному рынку труда, включая в аттестационные комиссии представителей профильных предприятий.

2. Министерству труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики:

2.1. Обеспечить контроль за реализацией мер по обеспечению занятости молодежи, выпускников учреждений среднего профессионального образования.

2.2. Эффективнее использовать информационные технологии поиска работы и дополнительного профессионального обучения.

2.3. Сформировать перечень предприятий и организаций, располагающих возможностями создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы.

2.4. Продолжить работу по укреплению связи с общеобразовательными учреждениями, НКО, Союзом промышленников и предпринимателей республики, работодателями с целью совершенствования профессионально-ориентационной работы.

2.5. Особое внимание обратить профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан профессиям, востребованным на рынке труда республики.

3. Союзу промышленников и предпринимателей Кабардино-Балкарской Республики:

3.1.Оказывать содействие министерствам и ведомствам республики в мероприятиях по пропаганде рабочих профессий, организации профессионально-ориентационной работы, организации практик и трудоустройстве выпускников.

3.2. Принять меры по повышению престижа рабочих профессий путем улучшения условий труда и повышения оплаты за него.

3.3. Решать на основе договорной системы подготовку дефицитных кадров для отраслей экономики республики с гарантией последующего их трудоустройства.

3.4. Внедрить и содействовать развитию института наставничества на предприятиях.

4. Объединению федераций профсоюзов Кабардино-Балкарской Республики:

4.1 Добиваться улучшения условий и охраны труда, предоставления социальных льгот и гарантий выпускникам среднего профессионального образования, начинающих трудовую деятельность.

5. Государственному комитету Кабардино-Балкарской Республики по печати и массовым коммуникациям:

Обратить особое внимание на социально значимые публикации, телевизионные и радиопередачи трудовой и патриотической направленности, посвященные людям труда.

6. Учреждениям профессионального образования Кабардино-Балкарской Республики:

6.1.Уделить пристальное внимание подготовке и переподготовке рабочих кадров основных профессий организаций и предприятий, работающих в республике.

6.2. Совместно с предприятиями провести мониторинг потребности в высококвалифицированных рабочих кадрах для создания электронного банка данных.

6.3. Принять необходимые меры по повышению качества образования с учетом инновационных процессов на производстве.

7. Органам местного самоуправления:

7.1. В целях успешной реализации муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе в части развития молодежной инициативы, способствовать развитию предпринимательской инициативы, созданию рабочих мест, активно стимулировать самозанятость населения, развивать личные подсобные хозяйства.

7.2. Изыскать материальные и моральные стимулы для поощрения лучших по профессии и обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, показывающих отличные успехи в учебе и примерное поведение.

7.3. Обеспечить регулярную публикацию показателей достойного труда в городских и районных средствах массовой информации.

7.4. Активно содействовать мероприятиям, проводимым муниципальными организациями по повышению престижа рабочих профессий.

Председатель Комиссии П.М.Иванов

Adblock
detector