Сохранение и развитие родных языков в современных условиях требует дополнительных энергичных мер

В Общественной палате КБР состоялось совместное заседаниеМежкомиссионной рабочей группы по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений и Комиссии по образованию, науке, туризму и спорту Общественной палаты КБР на тему: «Об эффективности преподавания в общеобразовательных учреждениях КБР родных языков, литератур и других предметов этнокультурной направленности».

Для участия в работе были приглашены представители Министерства просвещения, науки и по делам молодежи КБР, органов управления образованием муниципальных районов и городских округов республики, члены Общественной палаты Мадина Хакуашева и Доти Бажев.

В основном докладе заместитель министра просвещения, науки и по делам молодежи КБР отметила, что «…во всех общеобразовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики изучение родного языка и литературы, географии КБР, истории КБР,культуры народов КБР является обязательным и проводится по различнымпрограммам и учебным пособиям…В настоящее время для организацииэтнокультурного образования используются 92 учебных и 50 учебно-методических пособий. В 2017 — 2019 годах переченьучебно-методических изданий составил более 150 наименований».

На изучение родных языков и литератур с 1 по 9 класс отводится по 3 часа, в 10-11 классах — по 2 часа в неделю. На изучение других предметов этнокультурной направленности (история КБР, культура народов КБР и география КБР) по учебному плану отводится по 1 часу в 8-9 классах.

В учебных планах общеобразовательных учреждений г.о. Прохладный, Майского муниципального района на изучение родного языка и предметов этнокультурной направленности отводится в неделю всего 1 час, что не имеет рационального объяснения.

В учебном процессе по предметам этнокультурной направленности по КБР задействовано 927 учителей. Все учителя своевременно проходяткурсы повышения квалификации и процедуру аттестации.

Ирина Шонтукова сообщила также, что в республике на регулярной основе проводится большое число конкурсов, олимпиад и других состязаний для обучающихся и педагогов, которые позволяют выявлять лучшие практики и мотивировать учащихся и учителей.

В выступлении профессора Мадины Хакуашевой со ссылкой на данные ЮНЕСКО было отмечено, что родные языки кабардинцев и балкарцев находятся под угрозой исчезновения при сохранении уже наметившихся тенденций. Ею было акцентировано внимание присутствующих на инициативах, предпринимаемых в ряде регионов страны, в частности, в республике Татарстан и республике Северная Осетия-Алания, по сохранению и развитию родных языков.

Руководитель Департамента образования г.о. Нальчик Эдуард Бароков рассказал о положительном опыте преподавания родных языков, имеющихся в дошкольных учреждениях столицы республики. Он пригласил присутствующих посетить эти учреждения и ознакомиться с их опытом на месте.

На заседании со всей определенностью было отмечено, что сохранение и развитие родных языков в современныхусловиях требует дополнительных энергичных усилий со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных учреждений, научного и педагогического сообщества,средств массовой информации, творческих иобщественных организаций.

Кроме того, были намечены шаги, которые необходимо сделать в первоочередном порядке, в частности:

—     решить вопрос подготовки квалифицированных кадров для преподавания родных языков, поскольку в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова осуществляется подготовка только по специальности 45.03.01 «Филология», которая не является педагогической и обучение по ней не дает выпускникам права вести образовательный процесс в школах;

—     решить проблему включения учебников по родным языкам и литературам в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, включая создание электронных версий учебников;

— разработать и ввести в действие государственные или муниципальные программы развития национального образования, отсутствие которых не позволяет проводить целенаправленную и долгосрочную образовательную политику, направленную на повышение качества образования по национальным языкам и литературам, а также по другим предметам этнокультурной направленности.

Ситуация усугубляется отсутствием действующей программы сохранения и развития языков народов КБР, предусмотренной Законом КБР от 16.01.1995 № 1-РЗ «О языках народов Кабардино-Балкарской Республики».

Участники совместного заседания сформулировали ряд практических рекомендаций, адресованных Правительству республики, Министерству просвещения, науки и по делам молодежи КБР, Местным администрациям муниципальных районов и городских округов КБР, а также органам управления образованием муниципальных районов и городских округов КБР.

Пресс-служба Общественной Палаты Кабардино-Балкарской Республики

     
Adblock
detector